Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

Графика и ее современное звучание

Научный руководитель:

Зайцева Ирина Ивановна

учитель изобразительного искусства и

МХК МБОУ СОШ № 24

Автор:

Газизова Регина Фиделевна

11 класс МБОУ СОШ №24

Сургут

2012

Оглавление

Введение…………………………………………….…………………………………….….стр.3

1. ГРАФИКА КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Что такое графика. Отличие графики от живописи. Характерные черты графики…стр.4

1.2. Виды графики……………………………………………………………………………стр.9

2. СОВРЕМЕННАЯ ГРАФИКА……………………………………………………………стр.17

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….стр.19

Литература………………………………………………………………………………….стр.20

Приложение 1……………………………………………………………………..………..стр.21

Приложение 2……………………………………………………………………………….стр24

Введение

Графика — с одной стороны — вид искусства, с другой — занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования — карандаш или краску. То есть с одной стороны графика общедоступна.  Но с другой — это сложный вид искусства, которому нужно обучаться так же, как живописи или скульптуре. В этом трудность и простота графики. Рисовать могут все, а стать мастерами — единицы. 

Существует ли понятие современная графика? Я провела опрос среди школьников нашей школы (Приложение 2). Оказалось, что под современной графикой большинство ребят понимают компьютерную графику. Что же современные художники не работают в традиционных техниках? Эта тема меня заинтересовала и я решила провести исследование, выяснить побольше о графике как виде искусства и современной графике, в том числе.

Обработка результатов опроса показывает новизну темы моего исследования.

Цель исследования: изучить графику и выполнить в графике работы.

Задачи:

1. Познакомиться с графикой как видом изобразительного искусства.

2. Изучить различные способы выполнения графических работ.

3. Разобраться в термине «современная графика».

Гипотеза: современные картины, выполненные в технике графика не потеряли своей актуальности и по-прежнему востребованы.

Методы исследования:

— сбор информации;

— составление анкет и проведение опроса;

— обработка данных;

— знакомство с графикой мастеров прошлого и современных художников;

— выполнение работы в графике;

— выводы.

1. ГРАФИКА КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Что такое графика. Отличие графики от живописи. Характерные черты графики.

Графическим искусством, или графикой (от греческого «графо» — пишу, рисую), называется один из видов изобразительного искусства.

По своему содержанию и форме, задачам и методам графика имеет много общего с искусством живописи. И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства (например, скульптуры, произведения которой создаются реальными объемами) имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену). Многие поколения художников вырабатывали способы, приемы, позволяющие живописцу и графику на этой плоскости создать изображение, кажущееся реальным. Что же все-таки отличает графику от живописи и от других видов изобразительного искусства?

Понять своеобразие искусства графики нам поможет сравнение двух произведений: графического — плаката Д. С. Моора «Помоги» и живописного — картины С. В. Иванова «В дороге. Смерть переселенца». Оба произведения широко известны и принадлежат к числу лучших в нашем изобразительном искусстве. Но изобразительные средства, которыми решают свою задачу художники, далеко не одинаковы. Не вдаваясь в слишком подробный анализ произведений, постараемся уяснить, какими путями шли к цели их авторы.

С. В. Иванов рассказывает о большом горе семьи переселенца, потерявшей хозяина-кормильца, надежду и опору (илл. 1). Художник подробно и последовательно ведет повествование, не упуская ни одной детали, позволяющей глубже раскрыть замысел. Сам прошедший много трудных верст с переселенцами, Иванов жадно стремится передать все им увиденное и передуманное. Свой замысел художник настойчиво проводит и в цветовом строе картины, убедительно передающем беспощадный зной летнего дня, и в безнадежно-унылом пейзаже бескрайней степи, и в каждой фигуре человека. Эмоциональный строй картины создают не только драматические образы людей, но и достоверные, многозначительные детали: темная икона, лежащая на груди покойника, беспорядочно разбросанная сбруя и нехитрый скарб кочующей семьи, сиротливо торчащие в небо оглобли телеги и т. д. Фигуры людей, предметы написаны с ощутимой материальностью и объемностью, подчеркнутой короткими и резкими полуденными тенями. Вряд ли нужно еще что-либо добавлять, говоря об этой замечательной картине. Художник создал мужественное и обличающее произведение, передал суровую правду крестьянской жизни в царской России.

Теперь обратимся к произведению графика. Плакат Д. Моора вышел в свет в 1921 году. Молодая Советская республика, изнуренная длительной гражданской войной, в те годы испытала еще одно бедствие: неурожай и голод, охватившие многие губернии. Правительство призвало весь народ оказать помощь голодающим. Этот призыв и воплощен в плакате «Помоги» (илл. 2).

Плакат всегда отличается немногословностью, скупостью изобразительных средств. Моор сознательно ограничивает изобразительные средства. Ничего лишнего, ничего отвлекающего внимание от главного: только самое важное, только черное и белое. Одинокая фигура крестьянина символична в самом высоком смысле этого слова; в ней — образ бедствующего народа. Белый, почти призрачный силуэт, ясно подчеркнутый костяк в рисунке рук и ног, зияющие впадины глазниц и рта создают впечатление, будто смерть уже коснулась этого человека. Жест поднятых рук выражает призыв, отчаяние и последнюю надежду. Детали в плакате немногочисленны, но особенно выразительны. Сплошной черный фон плаката мрачен и страшен, как голодная смерть; единственный тощий и поникший хлебный колос на этом черном фоне — скорбный знак бедствия. Короткая, энергичная надпись: «Помоги». Одним словом сказано все. Изображение решено нарочито плоскостно, условно, так как сложные объемные эффекты лишь отвлекали бы внимание от главного. Этот плакат, отличающийся скупостью художественных средств, отлично выполнил свою задачу. Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики.

Теперь перейдем к более подробной характеристике основных признаков искусства графики.

Прежде всего графика — искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики применяется более ограниченно, нежели в живописи. Основными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

Давайте внимательно присмотримся к этим, казалось бы, скупым изобразительным средствам. Из большого числа офортов Рембрандта изберем хотя бы один лист: «Портрет матери» (илл. 3). Посмотрите, с каким разнообразием великий художник использует линию (штрих). Самые различные штрихи: то широкие и темные, то легкие и прозрачные, а то и вовсе еле уловимые, как тончайшая паутина; короткие и дробные, длинные и упругие, четкие и сглаженные; штрихи параллельные, пересекающиеся, сложно сплетающиеся друг с другом, или просто точки — все это позволяет Рембрандту решать линией самые разнообразные задачи. Портрет матери, согретый сердечным теплом, мягок и лиричен.

Используя такой обширный арсенал средств, художник достигает очень убедительной передачи света и пространства, впечатления конкретности изображаемого, вплоть до ощущения характера материалов (фактуры). Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник создает произведение, которое привлекает зрителей не только внешней стороной, но прежде всего глубоким содержанием. Глядя на произведение графического искусства, мы часто забываем, что перед нами черно-белое изображение. Больше того: нам часто кажется, что мы ощущаем и цвет и движение — таким сильным бывает впечатление от совершенного графического произведения.

Часто в гравюре или рисунке, используя контрасты только черного и белого, график убедительно передает широкий слепящий поток открытого прямого света. А ведь для живописи — это задача, почти неосуществимая [2].

В живописи цвет является основным изобразительным средством, и именно при помощи цветных материалов (красок) достигается художественное изображение предметного мира. Цвет как один из самых существенных признаков окружающей нас среды положен в основу искусства живописи. Многочисленные сочетания цвета, его тончайшие изменения, его эмоциональное воздействие и является важнейшим средством для живописца. Цветовые (колористические) возможности живописи необычайно разнообразны и позволяют решать очень широкие задачи. Надо подчеркнуть, что цвет в живописи неразрывно связан с рисунком. Ведь в действительности цвет всегда присущ конкретным предметам, форма которых передается рисунком. И чем совершеннее рисунок живописца, тем успешнее будет решать он цветовые задачи.

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи. [1].

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства, своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветовых решений в живописи. Работая черным материалом на белой бумаге, график различает массу оттенков черного — от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет легкий цветной оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график бывает занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

А к какому виду искусства относится множество самостоятельных произведений, созданных в техниках акварели, гуаши, пастели? Такого рода произведения, очевидно, относятся к искусству живописи. Хотя они и исполнены на «традиционном» графическом материале — бумаге, но в них решаются те же многообразные и тончайшие цветовые задачи, как, скажем, в масляной живописи. Акварель, гуашь и пастель, конечно, часто применяются художником в графических произведениях, но со свойственными графике сдержанностью, скупостью и условностью. [4].

Остановимся на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, четкое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении.

Следующим признаком графического искусства является то, что основным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага.

Следующим характерным свойством графического искусства является его теснейшая связь с процессами печати или полиграфическим воспроизведением. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

Важнейшими качествами искусства графики являются массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. Нетрудно убедиться в этом хотя бы на следующих примерах. Во все периоды жизни современного общества первой на требования времени откликалась графика. В суровые годы Великой Отечественной войны первой «отмобилизовалась» из всех изобразительных искусств графика. Буквально на второй день войны появились плакаты, острые политические карикатуры, рисунки в газетах. Другой пример: написанная живописцем картина или изваянная скульптором статуя, на создание которых было затрачено много времени и сил, могут появиться перед зрителем в подлиннике только в одном месте, а вот графика может быть представлена в оригинале одновременно в десятках, а если понадобится, в сотнях мест. Перемещение произведений живописи и особенно скульптуры сложно, громоздко, а распространение графических листов — дело очень легкое. Из всех изобразительных искусств графика меньше всего теряет свои художественные достоинства в репродукции, при фотографировании, а значительная часть графики прямо рассчитана на полиграфическое воспроизведение. [7].

Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым, широко демократическим и самым массовым видом изобразительного искусства. Недаром графика была и остается сильным оружием идеологической борьбы. Гневные, разоблачающие офорты Гойи или литографии Домье — это политическое выступление смелых и мужественных людей против реакции.

Длительное время графические изображения почти не имели самостоятельного значения и являлись украшением тех или иных предметов. С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов- большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древне-славянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились настоящие художники. Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае. Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. За возникновением отдельных видов графики, графических техник и их развитием мы проследим, когда будем знакомиться с ними.

Итак, отличительные признаки, основные особенности искусства графики сводятся к следующему: графика — такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень; цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается скупостью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением или тиражированием произведений; создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения — самым массовым видом изобразительного искусства.

1.2. Виды графики

Графическое искусство подразделяется на четыре основных группы:

станковая графика,

книжная графика,

плакат,

прикладная графика.

Станковая графика

К станковой графике относятся произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Они не связаны с литературным текстом (как, например, книжная графика и плакат) и не имеют узкого практического назначения (как, например, произведения прикладной графики). Станковой эта группа графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения которой создаются на специальном станке — мольберте. Для станковой графики характерны широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Чтобы разносторонне раскрыть избранную тему, графики нередко создают целые серии станковых произведений. Все листы таких серий объединены не только общей темой, но и приемами исполнения. Нашему зрителю хорошо известны такие серии советских графиков, как «В. И. Ленин в 1917 году» Е. А. Кибрика, «Это не должно повториться» Б. И. Пророкова (илл. 4), «Не забудем, не простим!» Д. А. Шмаринова, «Метро» Л. В. Сойфертиса (илл. 5) и другие. [6].
Очень разнообразны материалы станковой графики. Остановимся на станковых работах, создаваемых такими широко распространенными материалами, как карандаш, тушь, черная акварель и другие. Эти работы нередко являются подготовительными упражнениями, вспомогательным материалом к какому-либо произведению (картине, эстампу, иллюстрации и т. д.). Они могут быть сделаны и с натуры и по представлению. Сюда относятся очень быстрые зарисовки, фиксирующие отдельные характерные черты натуры (наброски), более детальные рисунки или подробно проработанные, законченные вещи. Многие из таких вспомогательных рисунков выполнены так мастерски и настолько содержательны, что приобретают ценность первоклассного художественного произведения. Характерным примером могут служить портретные рисунки художника Г. Гольбейна Младшего. Большинство этих рисунков исполнено как этюды к живописным портретам, но в них даны такие яркие человеческие характеры и так велико их профессиональное мастерство, что трудно найти что-либо равное в искусстве рисунка (илл. 6).

Нам известно много замечательных произведений графики в технике карандаша. Художники пользуются довольно разнообразным ассортиментом карандашей. Самыми распространенными являются графитные карандаши различных степеней мягкости. Штрих графитного карандаша отличается красивым серым тоном и имеет легкий отблеск. Очень красивый насыщенно черный и бархатный штрих дают так называемые итальянские и угольные карандаши. Нередко художники работают карандашами, изготовленными из цветных пигментов (сангина, цветные меловые карандаши и др.). Карандаш — материал очень гибкий, послушный, позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа. И. Е. Репин в карандашном портрете Л. Н. Толстого скупыми и благородными средствами создал проникновенный образ писателя великого и мудрого, простого и человечного. Конечно, такой рисунок выходит за пределы просто натурной зарисовки. Глубокая содержательность и прекрасная форма делают его самостоятельным и значительным произведением (илл. 7).

Уголь является излюбленным материалом многих художников. Угольный рисунок обычно выполняется на шероховатой бумаге, а иногда на холсте, и отличается красивым бархатистым тоном» широким и энергичным штрихом. Художница К. Колльвиц в произведении «Домашняя работница» отлично использовала возможности угольного рисунка, создав образ простой женщины, изнуренной нелегким трудом (илл. 8). [3].

Часто встречается в графике соус — рисовальный материал из очень мелкого черного порошка, скрепленного клеящим веществом. Иногда соус применяется в виде сухого порошка, но чаще всего разбавляется водой.

Широко распространен в советской графике прием рисования жидкими черными материалами (чаще всего тушью) при помощи кистей, так называемого фетрового пера или заточенных деревянных палочек. Этот прием отличается очень разнообразным, свободным и темпераментным сочетанием штрихов и пятен одного глубоко черного тона. Многие из рисунков О. Верейского, А. Кокорина, В. Горяева, Е. Чарушина и других советских мастеров выполнены этим способом.

Но особенно широко распространена в графике работа тушью, черной акварелью, гуашью, темперой и другими черными материалами, разбавленными водой. Кисти, которыми работает график, очень разнообразны. Бесконечны тональные нюансы этой техники.

Необычайного совершенства достигли в этой области китайские мастера. Традиции этого искусства слагались веками, и в творчестве таких мастеров, как, например, Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун (Жю Пэон), достигли большого совершенства. Китайские мастера умеют вызвать у зрителя ощущение таких изменчивых явлений, как журчание водяных струй, порыв ветра, бег облаков в небе, полет птицы. В известной работе Сюй Бэй-хуна «Быстро скачущая лошадь» благодаря высокому мастерству и совершенному владению техникой просто, свободно и уверенно передано сложное движение (илл. 9).

Станковые произведения выполняются не только в какой-нибудь одной технике. Очень часто графики в одной работе сочетают две, три и даже большее число различных техник, что расширяет творческие возможности и обогащает запас изобразительных средств художника. Нередко станковые произведения выполняются черным материалом с применением цвета в характерной для трафики сдержанной, скупой манере цветовых решений.

Великолепные образцы станковых рисунков создали итальянские мастера Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тинторетто, немецкие художники Гольбейн, Дюрер, Менцель, голландские и фламандские мастера Рембрандт, Рубенс, Ван-Дейк, французские художники Ватто, Фрагонар, Энгр, Домье и многие художники различных стран мира.

Из русских художников прошлого назовем таких мастеров рисунка, как О. А. Кипренский, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель. В советском искусстве станковый рисунок получил дальнейшее развитие в работах таких художников, как Е. А. Кибрик, Г. С. Верейский, Кукрыниксы, Д. А. Шмаринов, Н. А. Тырса, В. В. Лебедев, Н. Н. Жуков, Г. Рейндорф, А. Ф. Пахомов, Б. И. Пророков, О. Г. Верейский, Л. В. Сойфертис и многих других. [2].

Книжная графика

Отличительной особенностью книжной графики является ее тесная связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства. [7].

Исходя из основных задач книжной графики, ее подразделяют на оформление и иллюстрирование книги. К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т. д. (обложка, титульный лист, шмуцтитулы и пр.). Иллюстрирование книги (от латинского illustratio — наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида). Сразу же оговоримся, что такое разделение весьма относительно. В хорошей книге невозможно проследить, где кончается оформление и начинается иллюстрирование.

Сложный организм книги состоит из многих элементов. Ознакомимся с теми элементами, в решении которых художнику принадлежит ведущая роль.

Обложка (переплет) — художественное решение покрытия книги, в которое заключен книжный блок. Решение обложки, в котором, как правило, применяется цвет, должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные (автор и название книги). Ил.10.

Титул или титульный лист — правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Иногда эти данные распространяются на соседнюю, левую страницу — контртитул. Такое решение носит название разворотного титула. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение.

Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На шмуцтитуле помещаются заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок.

Суперобложкой (от латинского «супер» — сверху, над) называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача суперобложки — привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждений.

Иллюстрации — это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу обогащающие ее декоративный строй. Задачи иллюстрирования частично решаются также в рисунках на обложке, титуле, в заставках, концовках.

Заставка — небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающая какой-нибудь раздел текста (начало книги, части, главы). Заставка тесно связана с полосой набора и никогда не превращается в иллюстрацию.

Концовка — небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги.

Инициал (от латинского initialis — начальный) — начальная буква какого-либо раздела в тексте книги, рукописи, созданная художником. В обиходе сохранилось древнерусское название инициала — буквица.

Первая страница текста книги, обычно украшенная заставкой или буквицей, называется спуском или спусковой полосой.

Таков краткий перечень элементов книги. Кроме обязательных для каждой книги обложки и титула, все остальные элементы вводятся в той степени, как того требуют цели, назначение книги, ее объем, тираж и замысел художника.

Вымысел, фантазия художника уместны, если они в ладу со стилем писателя. Нам известно немало примеров органическиго слияния творческих усилий писателя и художника, давших миру такие непреходящие ценности культуры, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» — Ф. Рабле и Г. Доре, «Хаджи Мурат» — Л. Толстого и Е. Лансере, сонеты Шекспира в оформлении В. Фаворского и другие. В каждом случае создание художника соответствует духу произведения, но каждый из художников сохраняет свою яркую индивидуальность, свой особый творческий почерк. Мы всегда узнаем особый художественный почерк таких замечательных советских художников книги, как В. Фаворский, Д. Шмаринов, Н. Кузьмин, В. Конашевич, Ю. Васнецов. [8].

Плакат

Плакат (от латинского «плакатум» — свидетельство) — самый массовый вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы, инструктажа. [5].

Оригиналы плакатов создаются художниками в расчете на полиграфическое производство. В некоторых случаях плакат печатается с авторской печатной формы (линогравюра, литография).

Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приемы работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры. Плакат, печатающийся огромными тиражами, рассчитан на самые широкие массы зрителей и вывешивается, как правило, на улицах и в общественных помещениях. Плакат должен очень быстро откликаться на все общественно-политические злободневные задачи, призывать к действиям. Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействуя сравнительно короткое время, должны отличаться четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю, остановившемуся перед плакатом, в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель; плакат должен восприниматься мгновенно. Именно такими задачами продиктованы относительно большие (для графики) размеры плакатов. Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образов и широко используются такие условно-декоративные приемы, как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения, совмещение различных масштабов. Текст, составляющий обязательный элемент плаката, должен быть предельно кратким и понятным с первого прочтения (исключение составляют лишь инструктивно-учебные плакаты). Текст не должен механически приставляться к изображению, а органически входить в него. Характер шрифта должен соответствовать содержанию плаката, хорошо читаться. Надпись является для художника элементом композиции плаката. Разумеется, думая о соблюдении всех этих требований, художник стремится всеми мерами сохранить цельность, собранность плаката в пределах листа бумаги.

Над созданием различных плакатов работали такие крупные мастера, как Т. Стейнлен, Ф. Бренгвин, А. Тулуз-Лотрек, К- Колльвиц и другие. Из современных зарубежных плакатов выделяются посвященные борьбе за мир работы А. Бертрана (Мексика) и Г. Эрни (Швейцария). Следует особо отметить прекрасные плакаты художников социалистической Польши, значительные и глубокие по содержанию, выполненные отличным плакатным языком (плакаты Т. Трепковского, Т. Гроновского, А. Бов-бельского, 3. Кайя). Высокими образцами плакатного искусства являются, например, плакаты Моора «Ты записался добровольцем?», «Помоги». Много работали в плакате А. Дейнека, М. Черемных, Н. Долгоруков и другие художники. Велико было значение сатирических плакатов «Окон сатиры РОСТА», в создании которых принимали деятельное участие В. Маяковский, С. Малютин, А. Радаков и другие. Мобилизуя свои силы на разгром врага в годы Великой Отечественной войны, советские художники особенно много и успешно работали над созданием плакатов, отличавшихся страстностью, высоким патриотическим духом. По образцу «Окон сатиры РОСТА» были созданы «Окна ТАСС». В блокированном Ленинграде возникло объединение «Боевой карандаш». Над плакатами работали не только графики, но и многие живописцы. В памяти советских людей надолго останутся плакаты Кукрыниксов, Ефимова, Голованова, Кокорекина, Долгорукова, В. Иванова, Тоидзе, Шмаринова, Серебряного. [5].

Прикладная графика

К прикладной графике относятся графические произведения, рассчитанные на практическое применение в быту. В задачу прикладной графики входит художественное оформление предметов быта. Иногда этот вид графики называют графикой малых форм, художественно-производственной графикой или (не совсем точно) промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики рассчитаны на полиграфическое воспроизведение и тесно связаны с текстом. Произведения прикладной графики столь многочисленны, что трудно составить даже их простой перечень.

Видное место занимают художественное оформление упаковки и создание этикеток для различных товаров. Сюда относятся этикетки для парфюмерии, вин и напитков, оформление коробок для кондитерских изделий, табака и папирос, для обуви и головных уборов, создание оберток для конфет, конвертов для граммофонных пластинок и многое другое. Непременными требованиями к этому виду прикладной графики являются простота и изящество, соответствие украшения форме упаковки и назначению товаров, применение современных материалов. Не последнее значение имеют простота и дешевизна изготовления. Из художественного оформления товаров необходимо решительно изгонять унаследованные от прошлого нелепую пышность, обильную позолоту, применение цветных фотографий и картинок вместо простого и благородного графического изображения.

Отдельную группу прикладной графики составляет оформление различных проспектов, театральных и концертных программ, пригласительных билетов, адресов, почетных грамот, буклетов для туристов, ресторанных меню и т. д. Необходимо, чтобы эти распространенные в быту вещи были оформлены красиво, современно, а внешний вид их соответствовал назначению, чтобы все элементы оформления гармонировали с текстом. Надо всячески избегать старомодных приемов тиснения и позолоты, безвкусных вензелей, виньеток и росчерков. Тем же требованиям должно отвечать оформление поздравительных и юбилейных художественных открыток, конвертов, бланков, телеграмм и т. д.

Искусство почтовой марки, в связи с ее особой ролью, разнообразием тематики, принципами композиционного и декоративного решения справедливо называют микроплакатом. Сходно с ним по своему характеру и искусство этикетки для спичек. Можно лишь сожалеть, что очень красивая гравированная марка почти исчезает и что появляется множество марок-фотомонтажей, марок — уменьшенных станковых произведений, ничего общего не имеющих с искусством графики.

Очень своеобразным жанром прикладной графики, имеющим большую историю и традиции, является искусство книжного знака. Книжный знак — графическое произведение малого размера, отпечатанное в виде ярлычка. Книжный знак наклеивается на внутреннюю сторону переплета книги и обозначает, в какую библиотеку входит, кому принадлежит данная книга. Книжный знак часто печатается с авторской печатной формы и отлично вяжется с обликом книги. Рисунок на книжном знаке отражает профессию, склонности и вкусы владельца книги или указывает характер, направленность библиотеки. Эти черты выражаются в форме символа или иносказания. На книжном знаке имеется надпись «Ex libris» (в переводе с латинского — «из книг»), фамилия или инициалы владельца и иногда краткие афористические изречения. В нашей стране, где собирание библиотек стало повсеместным явлением, книжный знак, как искусство высокой культуры, должен получить широкое распространение. Уже известны примеры создания книжного знака для коллективных, общественных библиотек. Замечательно красивые книжные знаки создают художники Советской Эстонии — X. Мугасто, А. Лайго, О. Кангиласки, Г. Рейндорф, Е. Лепп, П. Лухтейн. Современный прогрессивный американский художник Р. Кент создал множество превосходных книжных знаков [15].

Художники-графики работают также над созданием фабричных, издательских и торговых марок, эмблем различных обществ и организаций, создают оригиналы денежных знаков, облигаций, лотерейных билетов и других государственных документов. Таков далеко не полный перечень произведений прикладной графики.

2. СОВРЕМЕННАЯ ГРАФИКА

Компьютерная графика все больше входит в нашу жизнь как современный вид искусства. Наш опрос показал, что о компьютерной графике современный школьник знает достаточно не плохо. Но современная графика – это не только компьютерная графика. В современной графике много работ, выполненных современными художниками традиционно «ручным способом». Таких художников очень много. Остановимся на нескольких, работы которых нам показались интересными.

Например, художник Сергей Логинов. Работы художника выполнены в необычной технике (ил.11). Они процарапываются по пластику с последующей доработкой маслом.
На зеркальной поверхности современного пластика видны глубокие следы резца с затёртой в них краской. Белой масляной краской падает лунный свет на лица загадочных образов, и создаётся ощущение, что время остановилось.

Здесь становится видно, что в искусство начинают приходить современные материалы. Во всей истории изобразительного искусства прослеживается сильная тенденция к консерватизму. На протяжении сотен лет художники традиционно создавали свои произведения на таких материалах как холст, бумага, картон. И хотя появлялись новые направления в искусстве, но мазки краски или штрихи ложились на все те же холст или бумагу. Хоть и менялся темперамент мазков от классицизма к импрессионизму и примитивизму, но всё это происходило по тому же холсту, картону или бумаге. С одной стороны, это поддерживало связь с традицией, с другой стороны, создавало определённые ограничения. За последнее время появились совершенно новые современные материалы, разнообразные виды пластиков, полистирол, коматекс. Это поверхности, о которых художники 50 лет назад не могли даже мечтать. По сравнению с бумагой или холстом это почти вечные материалы. Как говорили классики, картина — это борьба художника с материалом. То есть всё современное искусство — это борьба на материале возрастом 2000 лет. Фактура холста — это неизбежная часть ткацкого процесса, фактура бумаги — это ворсинки целлюлозы. Их можно сделать меньше, но от них не уйти. Тогда как современные материалы полностью свободны от этого несовершенства технологического процесса прошлого. И в современное искусство начинает приходить то, в чём цивилизация преуспела больше всего — современные материалы, на много порядков превосходящие по прочности и долголетию бумагу и холст.

Работы художника Сергея Логинова создают ощущение прорезов от опасной бритвы на идеально чистом листе пластика. Эта уникальная авторская техника наиболее полным образом передаёт внутренний мир персонажей, застывших на зеркальной поверхности.

Юрий Злота (ил.12) так рассказывает о своих работах: «В своих графических рисунках я всегда стремился найти соответствие себе самому. Ну, что меня может увлечь? Открытие, которое не повторит чужой опыт (находка), знаковый символ, лаконизм! Меня мало интересует портрет и его психологизм. Задача состоит в том, чтобы отшелушить в прямом и переносном смысле (интерпретация Микеланджело) тему. Отшелушивание дает шанс произведению стать цельным и обрести прицельное воздействие. Сущность всякого значительного произведения сводится именно к воздействию, и это воздействие является составляющим живописи, графики, скульптуры, поэзии, музыки или любой другой вдохновенной работы. Эти составляющие трудно определить. Начнешь перечислять, ошибешься. Может дозироваться мера составляющих «заряда пушки». Трудно предположить случайность воздействия художником на зрителя, если этот художник величина. В этом смысле (запал) о котором говорится, не имеет разрушительной силы, он гуманный, он несет целевой терапевтический эффект! И быть может он разрывает объем воображения и мировоззрения человека до новых пределов по космическим законам взрыва.

Скульпторы как дальтоники примерно. Только дальтоники вообще цвета не видят, а скульпторы цвет видеть не хотят, хотя могут. Великий Микеланджело расписавший Сикстинскую капеллу, говорил: «Я не живописец». Лукавил. Он, в том числе и живописец. Хотя цвет для скульптора и вправду вторичен. В основе рисунок. Черно-белый рисунок. Очень мало произведений живописи, которые воздействуют только лишь живописными достоинствами — в основном цвет ложится на осмысленное, фундаментальное.

Специально я не рисую и не леплю животных. Меня интересует тема как таковая. Великолепная графика животных у Василия Ватагина. На Ватагине анималисте многие сформировались, сам он делал свои рисунки с натуры. Я натуру не люблю. Я ее не вижу и не испытываю интереса. Гораздо забавнее что-то изобразить от себя, трансформировать или усилить характерное. Получается гротеск, а это уже кое-что!» [9].

Заключение

Картины графика. Графический рисунок. Это полноценное искусство. Графика имеет большую и богатую историю. Картины графика древний вид искусства. Картины графика это наша современность. Картины графика пользуется уважением и любовью современных художников.

Многие увлекаются графикой и я в том числе. Собирают графические рисунки. Картины графика интересна и увлекательна. Современное декоративное искусство – тоже нельзя представить без графики и графических изображений. Эскизы, наброски, рисунки позволяют художнику мыслить интересно и оригинально. Картины графика и рисунок основа творчества любого профессионального мастера. Графика, рисунок, графическое изображение, графический рисунок могут выполняться на основе различных материалов. Графика на бумаге. Графика на дереве. Графика на металле. Графика на ткани. Графика на стекле. Графика на песке.

Искусное графическое изображение захватывает и увлекает зрителя не хуже разноцветных живописных работ написанных маслом или акварелью. Графика прекрасна сама по себе. Графика интересна. Графика увлекательна. Графические рисунки таких мастеров как Микеланджело считается бесценными произведениями искусства рисунка, искусства графики.

Современная графика имеет своих мастеров. Многие современные художники специализируются в направлении графического рисунка и занимаются графикой всю жизнь. Современная графика имеет и своих поклонников и своих ценителей. Графические рисунки охотно приобретают многие любители и коллекционеры. Графические работы тоже могут стоить очень дорого. Картины графика это не дешевка и не изгой в искусстве. Картины графика это свой прекрасный мир в изобразительном искусстве.

Гипотеза «современные картины, выполненные в технике графика не потеряли своей актуальности и по-прежнему востребованы», поставленная в начале нашего исследования, подтвердилась. Цель достигнута, задачи выполнены.

Литература

  1. Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

  2. Клингер М.., Живопись и рисунок, [пер. с нем.], СПБ. 1908: Русская графика, М., 1949—52 (серия монографий).

  3. Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959.

  4. Радлов Н. Э., Современная русская графика и рисунок, [статья 1913], в кн.: Избр. сочинения, М., 1964.

  5. Сидоров А. А., Графика первого десятилетия. 1917—1927, М., 1967.

  6. Сидоров А. А., Русская графика начала XX века, М., 1969.

  7. Фаворский В. А., О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, 1956—1957, М., 1961: 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., 1969.

  8. Чегодаев А. Д., Русская графика. 1928–1940, М., 1971.

  9. http://www.zlotya.ru/graphics/

  10. http://graphic.org.ru/

  11. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/GRAFIKA.html

  12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20396

  13. http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/013/545.htm

  14. http://zebraart.home.nov.ru/index.htm

  15. http://www.artandphoto.ru/razd.php?razd=art5

  16. http://www.netlore.ru/moris-esher

  17. http://www.netlore.ru/nevozmozhnye-kartiny-roba-gonsalesa

  18. http://www.babygirl.ru/gallery/graficheskie-risunki/

  19. http://kaplly.livejournal.com/289863.html

  20. http://www.moillusions.com/2007/02/eschers-famous-drawings.html

Приложение 1

1.С. Иванов. В дороге. Смерть переселенца. 1889. Масло 2. Д. Моор. Помоги. 1921. Плакат


3.Рембрандт.Портрет матери.1628.Офорт 4.Б.Пpopоков.Мать.1958-1959.Акварель, тушь, карандаш


5. Л. Сойфертис. Уборка вестибюля. 1957. Черная акварель 6. Г. Гольбейн. Портрет Т. Элиота.1530.рисунок


7. И. Репин. Л. Н. Толстой за работой. 1891. Карандаш 8. К. Колльвиц. Домашняя работница. 1906. Уголь

9. Сюй Бэй-хун. Быстро скачущая лошадь. 1930-е годы. Тушь 10. М. Добужинский. Обложка к повести Ф. М. Достоевского ‘Белые ночи’. 1923

11 .В. Логинов.

12. Ю. Злотя

Мои работы (Газизова Регина)

Приложение 2

Анкета

  1. Что вы понимаете под термином «современная графика»?

  2. Какую современную графику вы знаете?

  3. Какими способами современные художники создают графические работы?

Результаты опроса

Вопрос

Ответы опрошенных

1. Что вы понимаете под термином «современная графика»?

Рисование на компьютере.

Выпуск печатной продукции.

Другое.

2. Какую современную графику вы знаете?

Растровая графика.

Векторная графика.

3. Какими способами современные художники создают графические работы?

Рисуют на планшете.

Работают в компьютерных программах.

Графика и ее современное звучание

Газизова Регина Фиделевна

Россия, Тюменская обл, Сургут

11 класс

МБОУ СОШ №24

Аннотация

Существует ли понятие современная графика? Проведенный опрос среди школьников нашей школы показал, что под современной графикой большинство ребят понимают компьютерную графику. Что же современные художники не работают в традиционных техниках? Эта тема меня заинтересовала, и я решила провести исследование, узнать как можно больше о графике как виде искусства и современной графике, в том числе.

Скачать оригинал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here