Тема: Экономика: наука и хозяйство.

Цель урока: познакомить учащихся с основными экономическими понятиями.

Задачи:

  1. сформировать представление об экономике как науке; осветить основные вопросы экономики, экономической деятельности.

  2. Развивать умения учащихся свободно излагать свои мысли, работать с источником.

  3. Воспитывать интерес к экономике как к одному из блоков обществознания.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: хозяйственная система, экономика, макроэкономика, микроэкономика, экономические блага, ресурсы, производство, распределение, потребление.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока, знакомство с планом урока.(слайд №1, слайд №2)

II. Основная часть.

  1. Понятие «Экономика». Предмет изучения экономической науки.

Учитель предлагает ученикам вспомнить, что слово «экономика» имеет двойное значение. Экономика – сложнейшая сфера жизни общества; употребляется в двух смыслах – хозяйственная система и наука. Сравните эти понятия(Слайд №3).

Слово «экономика» греческого происхождения, впервые было использовано Ксенофонтом ( ок.430 г. до н.э.). Триста лет назад появились ученые, систематизировавшие знания об экономической действительности.

Вопрос учащимся:

Почему экономическая наука возникла вместе с рыночной экономикой? (слайд №4).

Ученые-экономисты изучали как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства ( занятость, внешнюю торговлю, экономическую политику государства), так и отдельные проблемы (спрос и предложение, конкуренция). Самые первые вопросы, интересующие ученых: ограниченность ресурсов, экономический выбор, т.е. как при ограниченном объёме ресурсов полнее удовлетворить потребности (слайд №4)

Вопрос учащимся:

Как вы думаете, какие факторы влияют на рост потребностей общества? Что происходит с ресурсами?

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях.

Задание учащимся.

Используя текст учебника заполнить слайд №5, дать определения «макроэкономики» и «микроэкономики».

Оба уровня экономического анализа связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли – предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство.

В широком смысле слова экономика – это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни (слайд №6). Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага. Процесс преобразования объектов природы в предметы потребления включает в себя несколько элементов: ресурсы, производство, распределение, потребление (слайд №6).

Ещё одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением — это обмен (слайд №7).

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, входят в понятие «экономическая сфера общества».

Задание классу:

Вспомните, какие ещё выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.

Успех решения главной проблемы экономики – определения наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов – во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов – принцип рациональности (слайд №8).

Задание классу:

Сравните натуральное и товарное хозяйство. Какое из них наиболее полно учитывает принцип рациональности? Какое, на ваш взгляд, наиболее эффективно?

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов её организации, но и от экономических механизмов (слайд №9)

Краткое сообщение ученика, освещающее работу экономических механизмов.

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведённых продуктов на необходимые товары и услуги. Чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объёма производства.

Работа с учебником:

Используя текст учебника, выделите пути увеличения объема производства; дайте определение термина «производительность»; используя полученную информацию, заполните слайд №10.

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП), слайд №11.

Вопрос учащимся:

Почему речь идет только о конечных продуктах? Приведите примеры.

Ещё один часто используемый показатель – валовой внутренний продукт (ВВП). Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получим ВВП на душу населения. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации (слайд №12).

Задание классу:

Продолжите и обоснуйте: « Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше …( товаров и услуг), и уровень жизни …(повышается). Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни …(снижается).»

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя : реальный ВВП и номинальный ВВП (слайд №13).

III.Подведение итогов урока.

Выводы урока: экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовыми потерями. Понимание общего характера функционирования экономики помогает её участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия.

Домашнее задание: параграф 1, документ к параграфу.

Список использованной литературы

  1. Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2006.

  2. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина – М.: Просвещение, 2006

  3. Школьный словарь по обществознанию; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова — М.: Просвещение, 2006.

Интернет-источники:

  1. http://slovari.yandex.ru

Скачать оригинал

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here