МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании методического заместитель директора директор школы
объединения школы по УВР______ /Полева В.П./ ____/Маслова Ю.В. /
27. 08 . 2013 г. 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 г.
Протокол № 1
Программа курса
«Числа и множества»
7 класс
Составитель:
учитель математики
высшей квалификационной категории
МБОУ «Качульская СОШ»
Каратузского района
Красноярского края
Кармышева Т.И
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Натуральные числа возникли с появлением у человека потребности в практической деятельности. Числовые представления, как и наша речь, неразрывно связаны с существованием самого человека, так как на всех ступенях своей истории он был связан с процессом счёта окружающих предметов и проведением каких — то измерений.
Натуральные числа, целые, рациональные, действительные в такой последовательности расширяются знания учащихся в школе о числах и множествах. С натуральными и целыми числами учащиеся знакомятся при изучении курса математики 5-6 класса. В частности в этих классах изучаются признаки делимости чисел на 2, 3, 5, 9, 10, некоторые свойства действий над числами. Естественно, что в системе задач школьного курса математики необходимы задачи иллюстративного характера, тренировочные упражнения, задачи, связанные с отработкой того или иного математического навыка. Вместе с тем, необходима постановка учебных математических задач проблемного характера, обучение учащихся общим приёмам решения задач на разнообразном конкретном материале. Задачи указанной целевой направленности могут весьма разнообразны (по форме, в которой они поставлены; по той дидактической цели, которой они служат). Постановка конкретной задачи, возникшей либо в самой математике, либо в других науках или трудовой практике, для решения которой недостаточно известных учащимся знаний, вызовет естественный интерес к новой теме, создание необходимости её изучения. Иными словами, учащиеся в ходе решения таких задач должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал даёт ключ к тому или иному решению. Программа курса представлена такими темами, изучение которых сводится к решению нестандартных задач. Они могут использоваться для изучения новой темы, для самостоятельного установления школьниками какого-либо факта, для более глубокого усвоения теоретического материала, для возбуждения и развития интереса к математике. В программу включены как отдельные задачи, так и серии задач, например на установление учащимися:
-
признаков делимости натуральных чисел на 4; 6; 8; 25;
-
основных свойств делимости нацело.
Программа данного курса составляет 35 часов.
Рассматриваемые на занятиях данного курса задачи и упражнения могут с успехом быть использованы в проведении внеклассных мероприятий, а также на уроках математики в качестве дифференцированных заданий.
Основное содержание рабочей программы
( 35 часов)
1. Натуральные и целые числа. История их развития.
2. Сложение и вычитание целых чисел.
3.Умножение натуральных и целых чисел, свойства умножения.
4. Применение законов сложения и умножения.
5.Деление целых чисел, свойства деления.
-
Признаки делимости на 4; 6; 8; 25.
-
Нестандартные задачи.
-
Множества. Элементы множества, пересечение и объединение множеств.
-
Действия над множествами.
-
Направления и числа.
-
Равные дроби.
-
Исторические текстовые задачи.
13. Логические упражнения «Аналогия»
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Вид занятия | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения | ||
1 | Натуральные и целые числа. История развития. | урок — сообщение | 1 | знать понятия: натуральные и целые числа | 3.09 |
|
2 | Сложение и вычитание | урок решения задач | 2 | уметь применять законы сложения и вычитания при решении задач | 10.09 17.09 |
|
3 | Умножение и его свойства
| урок — сообщение | 2 | применять свойства умножения натуральных и целых чисел при решении упражнений | 24.09 1.10 |
|
4 | Применение законов сложения и умножения
| урок решения задач | 2 | уметь применять свойства сложения и умножения при решении упражнений | 8.10 15.10 |
|
5 | Деление и его свойства
| урок решения задач | 3 | знать свойства деления | 22.10 29.10 12.11 |
|
6 | Признаки делимости на 4; 6; 8; 25 | урок решения задач | 3 | знать признаки делимости на 4; 6; 8; 25 | 19.11 26.11 3.12 |
|
7 | Нестандартные задачи
| урок решения задач | 5 | уметь решать нестандартные задачи | 10.12 17.12 24.12 14.01 21.01 |
|
8 | Множество, элементы множества, пересечение и объединение множеств | урок — сообщение, | 1 | знать понятия: множество, элементы множества, пересечение и объединение множеств | 28.01 |
|
9 | Действия над множествами | урок решения задач | 2 | осуществлять действия над множествами | 4.02 11.02 |
|
10 | Направление и числа | урок решения задач | 2 | уметь решать задачи по теме: «Направления и числа» | 18.02 25.02 |
|
11 | Равные дроби | урок решения задач | 2 | уметь производить действия с равными дробями | 4.03 11.03 |
|
12 | Исторические текстовые задачи | урок решения задач урок-игра | 4 | решать исторические текстовые задачи | 18.03 1.04 8.04 15.04 |
|
13 | Числа в народных пословицах, поговорках, загадках | урок-соревнование | 1 | знать пословицы и поговорки, где встречаются числа | 22.04 |
|
14 | Логические задачи «Аналогия» | урок решения задач, урок -соревнование | 5 | решать логические задачи по теме «Аналогия» | 29.04 6.05 13.05 20.05 27.05 |
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Поисковые задачи по математике. Пособие для учителей.
Москва. Просвещение. 1979г.
2. Практикум по решению задач школьной математики.
Москва. Просвещение. 1981г.
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
№7 1994г.; №2 1999г.
-
Старинные задачи с историко-математическими экскурсами.
Абакан. 1990г.
4. И.Н. Антипов и др. Методика факультативных занятий. Избранные вопросы математики. Москва. Просвещение. 1983г.
5. Справочник по методам решения задач по математике. Москва. Наука. 1989г.