Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№10»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МК заместитель Директор МБОУ СОШ№10
протокол директора по УВР _______Л.М.Моисеева
от _______№____ ______ О.Н.Давыдова приказ от_________ № ___ _______Л.П.Адиева протокол от_______ №___
Согласовано:
руководитель ГМО
_____Г.Г.Гатауллина
протокол от_______ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
В 9Б КЛАССЕ
количество часов в год — 102
количество часов в неделю —3
Автор-составитель:
учитель математики
первой категории
Ситникова Ольга Владимировна
Составлена в соответствии с программой «Алгебра»
Сборник программ общеобразовательных учреждений
Составитель:Бурмистрова Т.А,М. «Просвещение»,2011г
Учебник: Алгебра 9 класс
Авторы: Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,
С.Б.Суворова
г.Октябрьский
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Алгебра» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») на основе Примерной программы основного общего образования по алгебре под руководством А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова (стандарт второго поколения), программы курса «Алгебра» авторов Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др. (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра, 7-9 классы. «Просвещение»,2011г. Составитель Т.А. Бурмистрова) и учебного плана МБОУ СОШ №10 городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.
Общая характеристика предмета
Алгебра как содержательный компонент математического образования в основной школе нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для усвоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 10 на 2013-2014 учебный год на изучении предмета «Алгебра» в 9 классе предусмотрено 102 часа , 3 часа в неделю.
Цели и задачи изучения математики
Изучение алгебры в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-овладение математическими знаниями необходимыми для применения в практической деятельности, для решения задач;
— формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики ученик должен понимать и знать:
-
понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
уметь
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах.
Требования к ЗУН представлены и в тематическом планировании.
Основное содержание рабочей программы
Содержание курса алгебры 9 класса включает следующие тематические блоки:
Тема | Количество часов | Контрольных работ | |
1 | Квадратичная функция | 33 | 2 |
2 | Уравнения и их системы | 19 | 2 |
3 | Прогрессии | 17 | 2 |
4 | Степень с рациональным показателем | 14 | 1 |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 10 | — |
6 | Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 | 9 | 1 |
| Итого | 102 ч | 8 |
1.Квадратичная функция, 33 ч
Функция. Возрастание и убывание функции. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Решение задач путем выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена. Функция у=ах2+вх+с, ее свойства и график. Простейшие преобразования графиков функций. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
2.Уравнения и их системы, 19 ч.
Целое уравнение и его корни. Биквадратные уравнения. Дробные рациональные уравнения.
Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем содержащих одно уравнение первой, а другое второй степени. Решение текстовых задач методом составления систем. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.
3.Прогрессии, 17 ч
Последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии.
4.Степень с рациональным показателем, 14ч
Четные и нечетные функции. Функция у=хn. Определение корня n-й степени. Вычисление корней –й степени.
5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей, 10 ч.
Примеры комбинаторных задач. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота случайного события. Равновозможные события и их вероятность.
6.Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 , 9 ч
Календарно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. | Примечание | |
| Глава 1.Квадратичная функция | 33 |
|
|
|
| П.1 Функции и их свойства. |
|
|
|
|
1 | Функция. | 1 |
|
|
|
2 | Область определения функции. | 1 |
|
|
|
3 | Область значений функции. | 1 |
|
|
|
| Свойства функций. |
|
|
|
|
4 | Нули функции. | 1 |
|
|
|
5 | Возрастание и убывание. | 1 |
|
|
|
6 | Промежутки знакопостоянства. | 1 |
|
|
|
| П.2 Квадратный трехчлен . |
|
|
|
|
7 | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 |
|
|
|
8 | Корни квадратного трехчлена | 1 |
|
|
|
9 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 |
|
|
|
10 | Представление квадратного трехчлена в виде произведения многочленов I степени | 1 |
|
|
|
11 | Дроби и квадратный трехчлен | 1 |
|
|
|
12 | Сокращение дробей с помощью разложения квадратного трехчлена на множители | 1 |
|
|
|
13 | Решение примеров по теме «Функции и их свойства» | 1 |
|
|
|
14 | Контрольная работа №1 «Функции и их свойства» | 1 |
|
|
|
| П.3 Квадратичная функция и ее график. |
|
|
|
|
15 | Функция y=ax2 | 1 |
|
|
|
16 | График функции y=ax2 | 1 |
|
|
|
17 | Свойства функции y=ax2 | 1 |
|
|
|
18 | Графики функций y=ax2 +n. | 1 |
|
|
|
19 | Построение графика функции y=ax2+n | 1 |
|
|
|
20 | Графики функций y=a(x—m)2 | 1 |
|
|
|
21 | Построение графика функции y=a(x—m)2 | 1 |
|
|
|
22 | Построение графика квадратичной функции | 1 |
|
|
|
23 | Исследование свойств квадратичной функции по графику | 1 |
|
|
|
24 | Решение задач на тему «Построение графика квадратичной функции». | 1 |
|
|
|
25 | Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции | 1 |
|
|
|
26 | Контрольная работа №2по теме «Квадратичная функция». | 1 |
|
|
|
| П.4 Неравенства с одной переменной. |
|
|
|
|
27 | Неравенства второй степени с одной переменной. | 1 |
|
|
|
28 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 |
|
|
|
29 | Решение неравенств с одной переменной | 1 |
|
|
|
30 | Неравенства и метод интервалов | 1 |
|
|
|
31 | Метод интервалов | 1 |
|
|
|
32 | Решение неравенств методом интервалов | 1 |
|
|
|
33 | Решение неравенств | 1 |
|
|
|
| Глава 2.Уравнение и системы уравнений. | 19 |
|
|
|
| П.5 Уравнения с одной переменной. |
|
|
|
|
34 | Целое уравнение и его корни. | 1 |
|
|
|
35 | Корни целого уравнения | 1 |
|
|
|
| Уравнения, приводимые к квадратным. |
|
|
|
|
36 | Биквадратные уравнения. | 1 |
|
|
|
37 | Рациональные уравнения. | 1 |
|
|
|
38 | Решение рациональных уравнений. | 1 |
|
|
|
39 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства» | 1 |
|
|
|
| П.6 Системы уравнений с двумя переменными. |
|
|
|
|
40 | Построение графиков уравнений. | 1 |
|
|
|
41 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 |
|
|
|
42 | Решение систем уравнений с помощью графиков. | 1 |
|
|
|
43 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 |
|
|
|
44 | Системы уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
45 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
46 | Системы уравнений второй степени и их решение. | 1 |
|
|
|
47 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
49 | Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
50 | Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
51 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 |
|
|
|
52 | Контрольная работа №4 по теме «Системы уравнений». | 1 |
|
|
|
| Глава 3. Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 17 |
|
|
|
| П.7Определение последовательностей. |
|
|
|
|
53 | Определение последовательностей |
|
|
|
|
54 | Последовательности. | 1 |
|
|
|
55 | Определение арифметической прогрессии. | 1 |
|
|
|
56 | Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 |
|
|
|
57 | Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 1 |
|
|
|
58 | Применение формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии. | 1 |
|
|
|
59 | Решение задач по теме «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии». | 1 |
|
|
|
60 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия». | 1 |
|
|
|
| П.8 Геометрическая прогрессия. |
|
|
|
|
61 | Определение геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
62 | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
63 | Применение формулы n-го члена геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
64 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
65 | Решение задач по теме «Формула n-го члена геометрической прогрессии». | 1 |
|
|
|
66 | Вывод формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
67 | Вывод формулы для суммы бесконечной геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
68 | Применение формулы для суммы бесконечной геометрической прогрессии. | 1 |
|
|
|
69 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 |
|
|
|
| Глава 4. Степень с рациональным показателем. | 14 |
|
|
|
| П.9 Степенная функция. |
|
|
|
|
70 | Четные и нечетные функции | 1 |
|
|
|
71 | Функция y=xn . | 1 |
|
|
|
72 | Свойства Функция y=xn . | 1 |
|
|
|
| П.10 Корень n-ой степени. |
|
|
|
|
73 | Определение корня n-ой степени. | 1 |
|
|
|
74 | Решение задач по теме «Определение корня n-ой степени». | 1 |
|
|
|
75 | Свойства арифметического корня n-ой степени. | 1 |
|
|
|
76 | Применение свойств арифметического корня n-ой степени. | 1 |
|
|
|
| П.11 Степень с рациональным показателем и ее свойства. |
|
|
|
|
77 | Определение степени с дробным показателем. | 1 |
|
|
|
78 | Решение задач по теме «Определение степени с дробным показателем». | 1 |
|
|
|
79 | Свойства степени с рациональным показателем. | 1 |
|
|
|
80 | Решение задач по теме «Свойства степени с рациональным показателем». | 1 |
|
|
|
81 | Преобразование выражений, содержащих степени с дробным показателем. | 1 |
|
|
|
82 | Выражения, содержащие степени с дробным показателем. | 1 |
|
|
|
83 | Контрольная работа №7 по теме «Степень с рациональным показателем». | 1 |
|
|
|
| Элементы комбинаторики. Вероятность случайного события. | 10 |
|
|
|
84 | Примеры комбинаторных задач. | 1 |
|
|
|
85 | Перестановки. | 1 |
|
|
|
86 | Решение задач на тему «Перестановки» | 1 |
|
|
|
87 | Размещения. | 1 |
|
|
|
88 | Решение задач на тему «Размещения» | 1 |
|
|
|
89 | Сочетания. | 1 |
|
|
|
90 | Решение задач на тему «Сочетания» | 1 |
|
|
|
91 | Решение комбинаторных задач | 1 |
|
|
|
92 | Вероятность случайного события. Относительная частота случайного события. | 1 |
|
|
|
93 | Вероятность случайного события. Классическое определение вероятности. | 1 |
|
|
|
| Повторение | 9 |
|
|
|
94 | Преобразование алгебраических выражений. | 1 |
|
|
|
95 | Решение уравнений, приводимых к квадратным | 1 |
|
|
|
96 | Решение текстовых задач на движение | 1 |
|
|
|
97 | Решение текстовых задач на работу | 1 |
|
|
|
98 | Построение графиков функций | 1 |
|
|
|
99 | Графическое решение уравнений и неравенств | 1 |
|
|
|
100 | Модули. Решение уравнений и неравенств. | 1 |
|
|
|
101 | Итоговая контрольная работа (№8) | 1 |
|
|
|
102 | Уравнения с параметром | 1 |
|
|
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по математике
1. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра, 9 класс.
под редакцией С.А.Теляковского -М.: Просвещение, 2007 г.
2. Ноутбук
Литература
1.Уроки математики в 9-м классе. Поурочные планирование. Ковалева Г.И.
Издательство «Учитель», 2002.
2. Ершова А.П. и др..Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса.-7-е изд., испр.и доп.-М.: Илекса,-2008
3.ГИА по математике: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса 2010/ Едуш О.Ю.-М.:АСТ;СПб.:Астрель-СПб,2010