МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АБАЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50

г. Абаза

Урок-мастерская построения знаний «Дети воздуха»

подготовила учитель биологии

высшей квалификационной категории

Кирилюк Ольга Степановна

г. Абаза

2013 год

Урок-мастерская построения знаний «Дети воздуха»

Главные принципиальные положения международного движения «Новое образование» впервые были представлены на семинаре 23 марта 1990 г. французскими педагогами в г. Санкт — Петербург.

Алгоритм мастерской построения знаний (термин петербургской группы «Новое образование») включает следующие конструктивные блоки:

  • Индукция

  • Само – и социоконструкция

  • Социализация

  • Дедукция

  • Рефлексия

Мастерская может охватывать большую или меньшую часть содержания. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

В курсе «Биология. Животные» (7 класс, В.В. Латюшин, В.А.Шапкин, Дрофа, Москва, 2002) после изучения темы «Класс Птиц» перед учащимися была поставлена проблема: изучить экологические группы птиц.

Так как системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация (индуктор), а одним из алгоритмов – поиск подхода к решению проблемы, моему уроку предшествовала групповая самостоятельная работа ребят по оформлению альбомов «Экологические группы птиц».

Самоконструкция на уроке происходила в форме индивидуальной работы учеников.

Социоконструкцией являлась групповая работа, получение результата группой.

Социализация – всякое выступление ребенка в группе, которое несет в себе сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств. В конце каждого этапа урока и в его заключении проводилась рефлексия.

Дидактическая цель урока: создание условий для осмысления учебной информации, для применения знаний и умений в новой учебной ситуации; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии мастерских.

Форма урока: мастерская построения знаний

Задачи по содержанию:

Образовательная: активизация мышления учащихся, закрепление представлений о различии птиц по образу жизни и внешним особенностям; познакомиться с видовым многообразием птиц Хакасии и видами, занесенными в Красную книгу Республики Хакасия.

Развивающая: продолжить обучение умению находить нужный материал в дополнительной литературе, эстетично оформлять его; самостоятельно строить знания в ходе урока.

Воспитательная: формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения, стимулировать развитие познавательного интереса.

Размещение учащихся: группами.

Оборудование: чучела, фотографии, рисунки птиц, альбомы, изготовленные ребятами; листы ватмана, фломастеры, видеофильм «Времена года».

На доске написаны высказывания о птицах:

Чернозобая гагара 3 Малая поганка 3 Пеликан кудрявый 6 Большой баклан 6 Большая выпь 4 Большая белая цапля 6 Серая цапля 1А Колпица 1 Черный аист 3 Фламинго 6 Серый гусь 1 Таежный гуменник 1 Сухонос 0 Лебедь – кликун 1 Тундряной (малый) лебедь 6 Огарь 4А Пеганка 3 Горбоносый турпан 3 Скопа 2 Полевой лунь 3А Малый перепелятник 1А Степной орел1 Могильник 3 Беркут 3 Орлан-белохвост 0 Черный гриф 6 Кречет 6 Балобан 3 Сапсан 3 Кобчик 3 Степная пустельга 3 Алтайский улар 3 Перепел 3А Стерх 6 Серый журавль 1 Коростель 3А Шилоклювка 2 Тонкоклювый кроншнеп 4 Малая чайка 3 Черная крачка 3 Вяхирь 1А Филин 3 Домовой сыч 1А Воробьиный сыч 3А Степной жаворонок 4 Мухоловка-пеструшка 1А Сибирская горихвостка 1А Обыкновенный соловей 1А Усатая синица 3 Обыкновенный ремез 2 и т.д. Примечание: Критерии статусов видов, применяемых в региональных Красных книгах. Исчезнувшие на размножении в Республике Хакасия. Исчезающие виды – под угрозой исчезновения. Численность особей уменьшилась до критического уровня. Уязвимые виды – сокращающиеся в численности. Редкие. Особи имеют малую численность и распространены на ограниченной территории. С неопределенным статусом (малоизученные). Восстановленные и восстановившиеся. Редкие залетные, пролетные (заходящие) виды, занесенные в красную книгу России и Красные книги и списки редких видов на сопредельных территориях. Эта категория введена дополнительно (Приложение, А). В Красной книге Красноярского края – залетные виды, занесенные в Красную книгу России.
В Красную книгу Хакасии внесен 81 вид, из них в Красную книгу России -41 вид. А – Приложение к Красной книге Хакасии. В Приложение к Красной книге Хакасии дополнительно включено еще 36 видов

Приложение 3 Государственный природный заповедник “Хакасский” Заповедник «Хакасский» образован Постановлением Правительства Российской Федерации 4.09.1999 № 1004 на базе государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан». Заповедник «Хакасский» находится на территории Республики Хакасия и включает в себя 9 кластерных (изолированных) участков в Орджоникидзевском, Ширинском, Боградском, Усть-Абаканском и Таштыпском районах. Общая площадь заповедника – 267,6 тыс. га. Государственный природный заповедник «Хакасский» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения. Главной целью деятельности заповедника является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, сохранение генетического фонда растительного и животного мира, а также отдельных видов и сообществ растений и животных. Структура Специфика природных условий участков заповедника, определяющая богатый набор биологического и ландшафтного разнообразия, позволяет объединить все участки в две природные группы — степную и горно-таежную. I . СТЕПНАЯ ГРУППА включает в себя 7 участков: Участок «Озеро Шира» (площадь 1397 га) Участок «Озеро Иткуль» (площадь 5547 га) Участок «Озеро Белё» (площадь 5285 га) Участок «Оглахты» (площадь 2590 га) Участок «Камызякская степь с озером Улуг-Коль»(площадь 4789 га) Участок «Хол-Богаз» (площадь 2499 га) Участок «Подзаплоты» (площадь 5181 га) II . ГОРНО-ТАЁЖНАЯ ГРУППА включает в себя 2 участка, расположенных в среднегорной и высокогорной части северного макросклона Западного Саяна: Участок «Малый Абакан» (площадь 97829 га) Участок «Заимка Лыковых» (площадь 142441 га)

Приложение 4
Гусь гуменник Дятел малый Цапля серая Канюк обыкновенный
Стриж черный
Серая неясыть Тетерев

Приложение 5

Использованная литература: «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.) bio.1september.ru ecologylib.ru zapovednik.khakassky.ru Фотографии птиц с сайтов: piterhunt.ru, birdwatch.org.ua

1 Николай Сладков «Птицы»
2 См. Приложение 4 — Фотографии птиц. 3 «Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Гл. ред. А. П. Горкин; М.: Росмэн, 2006.) 4 bio.1september.ru 5 Приложение 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here