Технологическая карта урока физики
Учитель: Дрождинин Юрий Валентинович
Класс: 8
Предмет: Физика
Тема: «Плавление кристаллических тел»
Дидактическая цель урока: создать условия для закрепления и применения знаний средствами проблемного обучения и новых информационных технологий.
Цели по содержанию:
образовательная – способствовать формированию представлений о процессе плавления кристаллических тел;
развивающая – продолжить формированию умений анализировать физические процессы и их модели, решать проблемные задачи и отвечать на поставленные вопросы;
воспитательная – способствовать формированию естественно-научного мировоззрения; позитивных межличностных отношений через работу в парах.
Тип урока: закрепление и применение знаний.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
Средства обучения:
— А.В. Перышкин. Физика. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, М.; Дрофа 2000.;
-
опытная установка;
-
компьютерная презентация;
-
компьютерная модель явления;
-
раздаточный материал (карточки с заданиями и вопросами).
Структура и содержание урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |
1. Оргмомент. | Приветствует класс, создает позитивный настрой на познавательную деятельность, определяет готовность учащихся к занятию.
| Настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
2. Целеполагание и мотивация.
| Формулирует цели занятия | Нацеливаются на работу. |
3. Актуализация знаний. | Вспомним, что такое плавление? Что такое температура плавления? Что такое внутренняя энергия? От чего зависит кинетическая, потенциальная энергия молекул?
| Дают определения, отвечают на вопросы.
|
4. Применение (эксперимент)
Закрепление
Применение знаний в новой учебной ситуации
Закрепление
Решение вопроса | Предлагает провести опыт по плавлению снега и пронаблюдать за изменениями температуры.
Предлагает задания для самостоятельной работы на карточках (2 столбец).
Вернемся к опыту Ставит проблемный вопрос: «Почему не изменяется температура снега при передаче ему количества теплоты?»
Чтобы решить проблемную задачу, обратимся к модели плавления тела (компьютерная модель явления). Вернемся к каточке с заданиями (3 столбик)
Предлагает сопоставить по карточке два процесса и сделать вывод. | Наблюдают за изменениями температуры.
Выполняют задания для самостоятельной работы на карточках в парах (заполняют 2 столбец).
Видят противоречие между жизненным опытом, ранее полученными знаниями и экспериментом. Отвечают учащиеся зон активного развития.
Смотрят на экран и анализируют модель физического явления.
Заполняют 3 столбец.
сопоставляют по карточке два процесса и сделают вывод: «При плавлении снега количества теплоты идет на разрушение кристаллической решетки, а не на увеличение температуры».
|
5. Закрепление. | Давайте ответим на вопросы, используя график плавления кристаллического тела: Какому состоянию соответствует отрезок графика АС и EF? Какому процессу соответствует отрезок графика АС и СE? Какое это может быть вещество? Сколько времени длилось нагревание, плавление? В какой из точек (E или F, B или C), кинетическая, внутренняя энергия больше?
| Участвуют в фронтальной беседе, отвечая на вопросы учителя. |
6.Домашнее задание. | Параграф 14, практическая работа: 1вариант – построить график плавления снега (льда); 2 вариант – построить график кристаллизации воды.
| Записывают в дневник. |
7. Рефлексия. | Что узнали на уроке? Что понравилось на уроке? | Высказывают свои суждения. |
Дидактические материалы.
1. Карточка с вопросами для самостоятельной работы.
при нагревании | при плавлении | |
Получает ли лед энергию? |
|
|
Увеличивается ли температура? |
|
|
Увеличивается ли скорость движения молекул? |
|
|
Увеличивается ли масса молекул? |
|
|
Увеличивается ли диаметр молекул? |
|
|
Увеличивается ли внутренняя энергия вещества? |
|
|
Увеличивается ли кинетическая энергия молекул? |
|
|
Увеличивается ли потенциальная энергия молекул? |
|
|
2. Карточка для подведения итогов работы на уроке.
Что происходит при плавлении?
-
Количество теплоты расходуется на увеличение кинетической энергии молекул.
-
Количество теплоты расходуется на увеличение скорости движения молекул.
-
Количество теплоты расходуется на увеличение амплитуды (размаха) колебаний молекул.
-
Количество теплоты расходуется на увеличение температуры вещества.
-
Количество теплоты расходуется на увеличение размеров молекул.
-
Количество теплоты не поступает к веществу, оно плавится само.