Министерство образования и науки российской федерации

Муниципальное образовательное учреждение лицей № 6

Ворошиловского района

РАЗРАБОТКА

урока по географии

для 7 класса

«Страны Южной Америки»

Выполнено: учитель географии

высшей квалификационной категории

Крылова Светлана Герольдовна

г. Волгоград 2013

Пояснительная записка:

Это разработка урока географии для курса 7 класса, рассчитана на 40-45 минут учебного времени, т. к. урок разработан с использованием элементов ИКТ, для его проведения необходим компьютер и диапроектор (демонстрация электронных презентаций, созданных учащимися заранее). Учителю следует четко соблюдать темп учебного занятия,

т. к. учащимся предлагается самостоятельно провести небольшие тематические исследования по картам атласа. Для формирования грамотной географической речи ребят, преподаватель должен обобщить выводы учащихся в краткой сжатой форме, комментируя их показом по карте. На данном уроке учащиеся в познавательной форме обучаются навыкам самостоятельной работы с географической картой, карточки с различными видами заданий дифференцируют их учебную деятельность, развивают интерес к предмету (желательно оформить их красочно), самостоятельная работа с топонимическим словарём направлена на формирование и обогащение словарного запаса.

Цель и задачи:

  • Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки

  • Продолжить обучение учащихся навыкам самостоятельной работы с географической картой

  • Расширить словарный запас учащихся, их кругозор

Оборудование: учебники, атласы, рабочие тетради учащихся, картосхемы, электронное приложение, шарик или детский мяч, настенная политическая и физическая карта Южной Америки, школьные топонимические словари Поспелова Е. М.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка пройденного материала.

-Прошлый урок был посвящен особенностям населения Южной Америки. Некоторые учащиеся получат карточки по пройденной теме, а некоторые из вас получат карточки с опережающим заданием по теме сегодняшнего урока (на них будет предложено ответить во второй части урока).

Игровой момент: — Пока ребята готовят ответы на задания, немного поиграем с вами. Я вам бросаю мячик и называю животное Южной Америки, а вы, бросая мяч назад, должны назвать присущую им природную зону (можно помогать одноклассникам, подняв руку).

Орхидея — влажные тропические леса

Кебрачо – саванна

Ягуар — влажные тропические леса

Страус нанду – саванна

Ковыль – степь

Лама – высотная поясность Анд

Броненосец – степь

Кондор — высотная поясность Анд

Проверка карточек по теме прошлого урока «Население Южной Америки», оценка учащихся вслух.

Карточка 1. О каких качествах индейцев Х. Колумб рассказал королеве Испании?

(Доброжелательность, любят соседей как самих себя)

Карточка 2. Кто такие метисы? Самбо? Мулаты?

( Мет.- инд.+ европ., Сам. — инд.+ негр, Мул. — европ.+негр)

Карточка 3. В каких странах коренное население составляет большую часть?

(Перу, Боливия, Эквадор)

Карточка 4. Какие основные расы характерны для материка? Почему?

(Индейцы – коренное, европейцы – переселенцы, негры – завезены)

  1. Изучение нового материала.

Тема нашего урока – Страны Южной Америки.

Рассказ учителя: — История гласит, что в конце 15-17 веков территория Южной Америки была поделена между несколькими странами Европы. На большей её части утвердилось испанское господство (за исключением Бразилии — принадлежала Португалии, Гвианы – принадлежала Англии, Голландии и Франции).

В связи с этим у многих современных стран Южной Америки, кроме местных языковых наречий индейцев, существует государственный язык бывших доминионов, например:

В Бразилии — португальский

  • Используя 32 страницу атласа, продолжите ответы:

В Перу, Аргентине, Венесуэле – испанский

В Гвиане – французский

— В начале урока некоторые ученики получили опережающие задания по теме урока, предлагаю проверить их фронтально у большой настенной карты.

Карточка 1. Приведите примеры стран:

  • С большой площадью

  • С маленькой площадью

  • Не имеющих выхода к морю

  • С горным рельефом

  • Имеющих выход к Тихому океану

Карточка 2. В каких странах находятся объекты:

  • Вдп. Анхель

  • Оз. Маракайбо

  • Влк. Чимборосо

  • Пуст. Атакама

  • Устье Параны

  • Истоки Амазонки

  • Большая часть пампы

Карточка 3. Назовите страну Южной Америки:

  • Max вытянутую широтно

  • Max вытянутую меридианально

Карточка 4.

  • Назовите страны Южной Америки полностью расположенные в северном полушарии.

Карточка 5. Какой стране принадлежат острова:

  • Галапагосские

  • Триндади

  • Фолклендские

Карточка 6. Какая часть света расположена на 2-х материках, а какие 2 части света находятся

на одном материке?

Оценить работу каждого учащегося вслух.

  • Сделаем вывод по проведенному вами творческому исследованию: (сопровождать

показом на карте)

-Количество стран на континенте не так велико, как на изученной нами Африке, почти все страны, кроме Боливии и Парагвая, приморские, Max по S –Бразилия и Аргентина, Min по S – Уругвай, Суринам, Гвиана, наиболее вытянута широтно – Бразилия, меридианально – Чили. На материке выделяют страны Востока – равнинные и Запада – страны Анд.

Работа со словарем (См. школьный топонимический словарь Поспелова Е. М.).

Далее проходит организация работы учащихся со словарём — задания раздать заранее вначале урока.

Задание: — Объясните происхождение и смысловое значение названий указанных стран материка. Пользуясь топонимическим словарем, выделите в названии существенный признак географического объекта.

Аргентина – «страна серебра», названа по предположению Себастьяна Кабота

Боливия – названа по имени предводителя освободительного движения против метрополии

Чили – «там холодно» в переводе с местного наречия

Венесуэла – названа по ассоциации с Венецией, т. к. первооткрыватели увидели дома на сваях

Бразилия – дано от названия красного дерева пау — бразил, древесина которого вывозилась европейцами

Перу — на языке коренного населения пиру ( биру) – река

Оценить работу каждого учащегося вслух.

Работа с классом.

Вопрос№1: — В названии какой страны зашифрована особенность географического положения материка?

( Эквадор – здесь установлен столб с отметкой широты 0° 0′ 0» в столице Кито)

Вопрос№2. – Название какой страны содержит имя собственное одного из первооткрывателей материка?

( Колумбия в честь Христофора Колумба)

  • На прошлом уроке было дано самостоятельное задание: составить электронную презентацию или ролик по теме «Народы и страны Южной Америки».

Просмотр презентаций учащихся (комментирует сам ученик), оценить работу учащихся, составивших электронное приложение.

  1. Первичное закрепление новых знаний и умений.

-На ваших столах лежат задания по контурной карте Южной Америки. Метод работы называется «слепая карта». Не используя атласы, нужно расшифровать названия крупных государств Южной Америки, вписав названия на карту. Работу выполняем фронтально, она рассчитана на короткое время 3-4 мин. Карточку необходимо сдать на проверку, подписав фамилию (можно использовать элемент взаимопроверки учащихся, если останется время на уроке).

Без ошибок – оценка 5

1 ошибка – оценка 4

2 ошибки – оценка 3

нет верных ответов — оценка 2

( Учитель должен заранее зашифровать на контурной карте 4 крупных страны в произвольном порядке).

  1. Итог урока.

  • Какой теме был посвящен урок?

  • Какими картами пользовались на уроке?

  • Какие другие источники знаний использовали на уроке?

  • О каких особенностях политической карты стран Южной Америки мы узнали?

  1. Домашнее задание.

§36-37, выучить наизусть страны и столицы Южной Америки по методу «слепой карты», называть испано-язычные страны.

Задание: Расшифруйте названия указанных стран

Южной Америки, подпишите их на карте.

Задание: Расшифруйте названия указанных стран

Южной Америки, подпишите их на карте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here