1. Дружинина Любовь Николаевна.
2. Место работы: МОУ «СОШ № 94»
3. Учитель начальных классов.
Предмет: русский язык.
Класс: третий.
Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже из раздела «Первое склонение имён существительных».
Учебник: Полякова А.В. Русский язык – М.:Просвещение,2013.
Цель: создать условия для осознания и овладения правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.
Задачи.
Обучающая: на основе наблюдения и сравнения создать условия для раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; совершенствование правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Развивающая: способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательная: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному процессу, воспитывать аккуратность, чувство товарищества и сотрудничества.
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Коммуникативные УУД: формируем умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; содействовать воспитанию культуры общения.
Регулятивные УУД: развиваем умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль и оценка своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД: формируем умения применять алгоритм, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом в Интернет, медиапроектор, ресурсы Интернета, учебник «Русский язык», таблица «Склонение имён существительных».
Структура и ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Само- определе- ние к деятель-ности. | Предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. А эпиграф нашей работы будет — «С малой удачи начинается большой успех»
А что нужно сделать, прежде чем открывать новое? | Дети участвуют в диалоге.
В результате диалога у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.
-Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное. | Регулятивные (развитие умения прогнозировать предстоящую работу). Коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Фронтальная работа. На доске записаны слова: вытащил (вода), снял (вешалка), погуляем (речка), поднялись (лестница), вышел (комната), дружить (книга), положил (парта), лежал (трава). -Обратите внимание на доску. Какие задания можно выполнить с этими словами? -Какие знания вам пригодятся для выполнения предложенного задания? -Что необходимо помнить при написании безударного окончания существительного?
Работа с ЭОР.
— Как вы поступите, если вам в задание встретится то, что вам неизвестно? — Зачем будете пробовать? — Это вам интересно? |
Учащиеся предлагают различные виды заданий. Например: -Из данных слов составим словосочетания. Дети участвуют в диалоге. (знать падежи, предлоги, окончания имён существительных) Алгоритм написания безударного окончания существительного Шаг 1. Найти слово, от которого зависит данное существительное и -поставить от него вопрос -определить падеж. Шаг 2. Определить склонение — по начальной форме (им.п.,ед.ч.) — по роду и окончанию. Шаг 3. По падежу и склонению вспомнить окончание. — А есть способ проще. Нужно подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми. Алгоритм проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf Проговаривают друг другу алгоритм. —Мы попробуем его выполнить. —Чтобы потом самим найти новый способ. -Да. | Познавательные ( анализ, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речи высказывания) Регулятивные (определение границ своего знания, умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей). Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной точностью, аргументация своего мнения, учёт разных мнений). |
Постановка учебной задачи. | Ребята, какое задание вы выполняли? — Расскажите, как вы это делали? — Что сделали сначала, потом?
— Где возникло затруднение? Почему здесь возникли трудности? — Чем это задание отличается от предыдущих?
| -Мы составляли словосочетания. -Ставили существительные в нужном падеже, где необходимо — использовали предлоги. -При написании безударных окончаний пользовались алгоритмом. Мы определили, что в словосочетании «дружить с книгой» существительное стоит в творительном падеже (слово – помощник – доволен; существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?) Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, какие окончания у имён существительных в творительном падеже нужно писать и надо знать слово – «проверку».
| Познавательные ( анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формирование проблемы, структурирование знаний). Регулятивные (волевая саморегуляция в ситуации затруднения) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной точностью, аргументация своего мнения, учёт разных мнений) |
Построе-ние проекта выхода из затруднения. | Используется подводящий диалог. -Сделаем вывод: что будем наблюдать, исследовать, чему будем учиться сегодня на уроке.
— Какую цель мы поставим на уроке?
— Как бы вы предложили сформулировать тему урока?
— Мы можем воспользоваться каким-то уже известным нам способом написания?
Составим план работы. -Что сделаем сначала?
— Что сделаем потом?
-Где мы можем получить сведения о творительном падеже?
-На какой странице необходимо открыть учебник? -Какая наша задача?
-Какое упражнение поможет вам выполнить это задание?
— Какой вывод можно сделать?
—Прочитайте вывод в учебнике. Что вы заметили?
-Где разместим новые сведения о падеже.
-Каким будет следующий шаг наших наблюдений.
-Какой вывод из ваших наблюдений вы можете сделать? Сравним с выводом в учебнике. Что скажете? — Согласимся с учебником? — Докажите.
—Что нам ещё осталось узнать? -Как мы это можем сделать?
Физкультминутка. |
—Наблюдать за окончаниями существительных в творительном падеже, за предлогами, с которыми они употребляются. —Научиться правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже. — Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения в творительном падеже -Да, но надо знать, какие ударные окончания у существительных в творительном падеже и слово – «проверку». -Выясним, где можно получить сведения о творительном падеже, найдём ударные окончания и запомним их. Воспользуемся алгоритмом написания безударного окончания существительного и составим словосочетания.
—В этом нам поможет учебник. Для этого нужно открыть содержание. -На стр. 40, где говорится о творительном падеже.
Наблюдать за окончаниями существительных 1 склонения в творительном падеже. -Упр.82, т.к. мы можем наблюдать окончания существительных в творительном падеже и подчеркнуть их. -Существительные 1 склонения в творительном падеже имеют окончания -ой, -ей. -Есть варианты окончаний -ой (-ою), -ей (-ею). Две буквы в окончаниях. -Заполним в нашей таблице графу окончание. (продолжение работы с таблицей, где указаны падежи, вопросы, предлоги, окончания существительных 1 склонения)
—Наблюдаем за предлогами. В упр.82 кружком обводим предлоги.
Мы можем назвать предлоги творительного падежа (с, за, над, под) — Добавим предлог перед.
-Да. -Например: растёт перед школой. Внесём предлоги в нашу таблицу.
— Слово – «проверку». -В упр.82 найдём существительные с ударными окончаниями и выберем слово — «проверку». Например, слова травой, сестрой.
| Познавательные ( анализ, сравнение, обобщение, аналогия, постановка познавательной цели, использование знаково-символических средств, построение логической цепи рассуждений, построение речевых высказываний). Регулятивные (познавательная инициатива, планирование, прогнозирование). Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности). |
Первич- ное закрепление во внешней речи | —Теперь вы сможете выполнить задание, данное в начале урока? Можно пользоваться таблицей сведений о падежах и алгоритмом проверки окончаний.
Расскажите друг другу всё, что узнали о существительном в творительном падеже.
-Выполните задание в тетради самостоятельно, а проверить его выполнение сможете, объединившись в пары.
-Что вам надо было сделать? -Справились? Сами? С помощью? Оцените свои работы, сверьтесь с эталоном (показ слайда с правильно выполненным заданием). | -Да, мы знаем какие окончания имеют существительные в творительном падеже и слова для проверки.
Работа в парах.
После выполнения дети сверяют свои работы в парах, убеждаются в отсутствии или наличии ошибок, рассуждают, как им справиться со своими затруднениями.
Дети участвуют в диалоге.
| Регулятивные (контроль, волевая саморегуляция) Познавательные (самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, выведение следствий) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач). |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельная работа. Работа с учебником. Выполнение упражнения №83.
Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. — У кого возникли трудности? С чем они связаны? — Что удалось? — У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы. Организация ситуации успеха для учеников.
Физкультминутка.
| При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Дети участвуют в диалоге. | Познавательные (анализ, синтез, сравнение, использование общих приемов выполнения задания, выполнение действий по алгоритму, подведение под понятие). Регулятивные (самостоятель- ный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив. Коммуникативные (адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности) |
Включение в систему знаний и повторение | Работа в группах.
— Разгадайте кроссворд. Лекарство купили в… Землю копали… Варенье сварили из… Бревно распиливали… Шли по лесной…
Что объединяет слова, которые вы добавили? — Все ли окончания существительных проверяли? — Почему? — Как пишутся слова с безударным окончанием? —Всё ли понятно?
| Учащиеся работают в группах, добавляют имена существительные 1 склонения, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с алгоритмом.
— Существительные 1 склонения.
-Нет, в слове «пилой» окончание ударное. Учащиеся в группах выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух.. | Познавательные(анализ, синтез, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, построение речевых высказываний подведение под понятие, доказательство.) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, формулирова-ние и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач). Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
Рефлексия деятельности. | — Чему научились? — Где эти знания можно применить? — Каким способом вы учились? — Как вы поступили, получив задание для пробного действия? — Для чего нужно пробное действие? — Удалось ли самостоятельно выяснить, что неизвестно? — У кого получилось самостоятельно построить план действий? -Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? -Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод. -Остались ли у вас какие-либо затруднения? Над чем ещё следует поработать?
Домашнее задание: 1) обязательная часть – Упр.84 2) по желанию — одно задание по выбору творческого уровня: А) Из стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя..» Б) Используя данные словосочетания написать мини — сочинение «Вот и зима пришла» |
Дети участвуют в диалоге.
| Познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.) Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью). |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1
| Алгоритм. | Иллюстративный материал, описывающий алгоритм проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных, | Текст | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf
|
Используемая литература при подготовке урока:
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе общего начального образования: сборник научно-методических материалов/ Авт. — сост. Е.Н. Текучёва. — Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,2013.