1. Дружинина Любовь Николаевна.

2. Место работы: МОУ «СОШ № 94»

3. Учитель начальных классов.

Предмет: русский язык.

Класс: третий.

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в творительном падеже из раздела «Первое склонение имён существительных».

Учебник: Полякова А.В. Русский язык – М.:Просвещение,2013.

Цель: создать условия для осознания и овладения правописанием безударных падежных окончаний имён существительных в творительном падеже.

Задачи.

Обучающая: на основе наблюдения и сравнения создать условия для раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже; совершенствование правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающая: способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательная: создавать условия для формирования положительного отношения к учебному процессу, воспитывать аккуратность, чувство товарищества и сотрудничества.

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Коммуникативные УУД: формируем умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; содействовать воспитанию культуры общения.

Регулятивные УУД: развиваем умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности. Контроль и оценка своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Познавательные УУД: формируем умения применять алгоритм, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:  компьютер с доступом в Интернет, медиапроектор, ресурсы Интернета, учебник «Русский язык», таблица «Склонение имён существительных».

Структура и ход урока.

Этап

урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Само-

определе-

ние к деятель-ности.

Предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. А эпиграф нашей работы будет — «С малой удачи начинается большой успех»

А что нужно сделать, прежде чем открывать новое?

Дети участвуют в диалоге.

В результате диалога у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.

-Нужно вспомнить то, что мы уже знаем. Повторить известное.

Регулятивные (развитие умения прогнозировать предстоящую работу).

Коммуникативные

( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Фронтальная работа.

На доске записаны слова: вытащил (вода), снял (вешалка), погуляем (речка), поднялись (лестница), вышел (комната), дружить (книга), положил (парта), лежал (трава).

-Обратите внимание на доску. Какие задания можно выполнить с этими словами?

-Какие знания вам пригодятся для выполнения предложенного задания?

-Что необходимо помнить при написании безударного окончания существительного?

Работа с ЭОР.

— Как вы поступите, если вам в задание встретится то, что вам неизвестно?

— Зачем будете пробовать?

— Это вам интересно?

Учащиеся предлагают различные виды заданий.

Например:

з данных слов составим словосочетания.

Дети участвуют в диалоге.

(знать падежи, предлоги, окончания имён существительных)

Алгоритм написания безударного окончания существительного

Шаг 1. Найти слово, от которого зависит данное существительное и

-поставить от него вопрос

-определить падеж.

Шаг 2. Определить склонение

— по начальной форме (им.п.,ед.ч.)

— по роду и окончанию.

Шаг 3. По падежу и склонению вспомнить окончание.

— А есть способ проще.

Нужно подставить

существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием. Ударное  и безударное окончания будут одинаковыми.

Алгоритм проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf

Проговаривают друг другу алгоритм.

Мы попробуем его выполнить.

Чтобы потом самим найти новый способ.

-Да.

Познавательные

( анализ, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речи высказывания)

Регулятивные (определение границ своего знания, умение контролировать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей).

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной точностью, аргументация своего мнения, учёт разных мнений).

Постановка учебной задачи.

Ребята, какое задание вы выполняли?

— Расскажите, как вы это делали?

— Что сделали сначала, потом?

— Где возникло затруднение?

Почему здесь возникли трудности?

— Чем это задание отличается от предыдущих?

-Мы составляли словосочетания.

-Ставили существительные в нужном падеже, где необходимо — использовали предлоги.

-При написании безударных окончаний пользовались алгоритмом. Мы определили, что в словосочетании «дружить с книгой» существительное стоит в творительном падеже (слово – помощник – доволен; существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем? чем?)

Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, какие окончания у имён существительных в творительном падеже нужно писать и надо знать слово – «проверку».

Познавательные

( анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формирование проблемы, структурирование знаний).

Регулятивные

(волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной точностью, аргументация своего мнения, учёт разных мнений)

Построе-ние проекта выхода из затруднения.

Используется подводящий диалог.

-Сделаем вывод: что будем наблюдать, исследовать, чему будем учиться сегодня на уроке.

— Какую цель мы поставим на уроке?

— Как бы вы предложили сформулировать тему урока?

— Мы можем воспользоваться каким-то уже известным нам способом написания?

Составим план работы.

-Что сделаем сначала?

— Что сделаем потом?

-Где мы можем получить сведения о творительном падеже?

-На какой странице необходимо открыть учебник?

-Какая наша задача?

-Какое упражнение поможет вам выполнить это задание?

 

— Какой вывод можно сделать?

Прочитайте вывод в учебнике. Что вы заметили?  

-Где разместим новые сведения о падеже.

-Каким будет следующий шаг наших наблюдений.

-Какой вывод из ваших наблюдений вы можете сделать?

Сравним с выводом в учебнике. Что скажете?

— Согласимся с учебником?

— Докажите.

Что нам ещё осталось узнать?

-Как мы это можем сделать?

Физкультминутка.

Наблюдать за окончаниями существительных в творительном падеже, за предлогами, с которыми они употребляются.

Научиться правильно писать окончания имён существительных в творительном падеже.

— Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения в творительном падеже

-Да, но надо знать, какие ударные окончания у существительных в творительном падеже и слово – «проверку».

-Выясним, где можно получить сведения о творительном падеже,

найдём ударные окончания и запомним их.

Воспользуемся алгоритмом написания безударного окончания существительного и составим словосочетания.

В этом нам поможет учебник. Для этого нужно открыть содержание.

а стр. 40, где говорится о творительном падеже.

Наблюдать за окончаниями существительных 1 склонения в творительном падеже.

-Упр.82, т.к. мы можем наблюдать окончания существительных в творительном падеже и подчеркнуть их.

-Существительные 1 склонения в творительном падеже имеют окончания

-ой, -ей.

-Есть варианты окончаний

-ой (-ою), -ей (-ею). Две буквы в окончаниях.

-Заполним в нашей таблице графу окончание. (продолжение работы с таблицей, где указаны падежи, вопросы, предлоги, окончания существительных 1 склонения)

Наблюдаем за предлогами. В упр.82 кружком обводим предлоги.

Мы можем назвать предлоги творительного падежа (с, за, над, под)  

— Добавим предлог перед.  

-Да.

-Например: растёт перед школой.

Внесём предлоги в нашу таблицу.

Слово – «проверку».

-В упр.82 найдём существительные с ударными окончаниями и выберем слово — «проверку». Например, слова травой, сестрой.

Познавательные

( анализ, сравнение, обобщение, аналогия,  постановка познавательной цели, использование знаково-символических средств, построение логической цепи рассуждений, построение речевых высказываний).

Регулятивные (познавательная инициатива, планирование, прогнозирование).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности).

Первич-

ное закрепление во внешней речи

Теперь вы сможете выполнить задание, данное в начале урока?

Можно пользоваться таблицей сведений о падежах и алгоритмом проверки окончаний.

Расскажите друг другу всё, что узнали о существительном в творительном падеже.

-Выполните задание в тетради самостоятельно, а проверить его выполнение сможете, объединившись в пары.

-Что вам надо было сделать?

-Справились? Сами? С помощью?

Оцените свои работы, сверьтесь с эталоном (показ слайда с правильно выполненным заданием).

-Да, мы знаем какие окончания имеют существительные в творительном падеже и слова для проверки.

Работа в парах.

После выполнения дети сверяют свои работы в парах, убеждаются в отсутствии или наличии ошибок, рассуждают, как им справиться со своими затруднениями.

Дети участвуют в диалоге.

Регулятивные

(контроль, волевая саморегуляция)

Познавательные (самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, выведение следствий)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач).

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения №83.

Организует рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

— У кого возникли трудности? С чем они связаны?

— Что удалось?

— У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы.

Организация ситуации успеха для учеников.

Физкультминутка.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети участвуют в диалоге.

Познавательные (анализ, синтез, сравнение, использование общих приемов выполнения задания, выполнение действий по алгоритму, подведение под понятие).

Регулятивные

(самостоятель-

ный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

Коммуникативные

(адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности)

Включение в систему знаний и повторение

Работа  в  группах.

— Разгадайте  кроссворд.

Лекарство купили в…

Землю  копали…

Варенье сварили из…

Бревно  распиливали…

Шли по лесной…

Что объединяет слова, которые вы добавили?

— Все ли окончания существительных проверяли?

— Почему?

— Как  пишутся  слова  с  безударным  окончанием?

Всё ли понятно?

Учащиеся работают в группах, добавляют имена существительные 1 склонения, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с алгоритмом.

— Существительные 1 склонения.

-Нет, в  слове  «пилой» окончание  ударное.

Учащиеся в группах выполняют задание с проговариванием алгоритма вслух..

Познавательные(анализ, синтез, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, построение речевых высказываний подведение под понятие, доказательство.)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества, формулирова-ние и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач). Регулятивные

(контроль, коррекция, оценка)

Рефлексия деятельности.

Чему научились?

— Где эти знания можно применить?

— Каким способом вы учились?

— Как вы поступили, получив задание для пробного действия?

— Для чего нужно пробное действие?

— Удалось ли самостоятельно выяснить, что неизвестно?

— У кого получилось самостоятельно построить план действий?

-Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

-Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

-Остались ли у вас какие-либо затруднения? Над чем ещё следует поработать?

Домашнее задание:

1) обязательная часть

Упр.84

2) по желанию — одно задание по выбору творческого уровня:

А) Из стихотворения А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя..» 
выпишите сущ. в творительном падеже.

Б) Используя данные словосочетания написать мини — сочинение «Вот и зима пришла» 
Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись белой чистой скатертью, побежали к горке.
 

Дети участвуют в диалоге.

Познавательные (рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.)

Коммуникативные

(формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью).

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Алгоритм.

Иллюстративный материал, описывающий алгоритм проверки безударных гласных в окончаниях имён существительных,

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/54d1f935-e325-4a1b-9515-e826051f6abf/%5BNS-RUS_4-09%5D_%5BTQ_004%5D.swf

Используемая литература при подготовке урока:

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе общего начального образования: сборник научно-методических материалов/ Авт. — сост. Е.Н. Текучёва. — Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,2013.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here