МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

МУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»

Республика Бурятия

Рабочая программа

Биология: Человек

8 класс, 70 часов

Шадрина Юлия Васильевна

учитель биологии,

высшая категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

  • на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. «Дрофа», 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 70 часов (2 урока в неделю)

  • в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология: человек» / под ред. И.Н.Пономаревой. — М., «Вентана-Граф», 2006г.

Программа адресована учащимся 8 класса МОУ «Селенгинская средней общеобразовательной школ»

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о человеке и способствует формированию научного мировоззрения и развитию понимания сущности человека как живого организма.

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов.

Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике.

В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными.

Задачи раздела «Человек»

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

Развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель

Воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии

Особенности программы

  • раздел «Размножение и развитие организма» переносится и изучается сразу после темы «Нервная система», и завершает курс тема «Поведение и психика», на усмотрение учителя.

  • увеличено количество часов в теме «Кровь. Кровообращение» . Дополнительно уделяется внимание вопросам переливания крови и группам крови, регуляции работы сердца

  • увеличено количество часов в разделе «Дыхание» на тему «газообмен в легких и тканях»

  • добавлен 1 час на изучение роли пищеварительных желез (печени, поджелудочной железы) в разделе «Пищеварение»

  • увеличено количество часов на тему «Нервная система», более подробно излагается материал о головном мозге, о нарушениях НГ регуляции

Содержание учебной программы:

Тема 1. «Введение. Организм человека: общий обзор» — 5 часов.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

Тема 2. «Опорно-двигательная система» — 6 часов

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

Тема 3. «Кровь. Кровообращение». — 8 часов

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Тема 4. «Дыхание» — 6 часа.

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

Тема 5. «Пищеварение» — 7 часов.

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

Тема 6. «Обмен веществ и энергии» — 4 часа.

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Тема 7. «Выделение. Кожа». – 6 часов

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

Тема 8. «Эндокринная система» — 4 часа

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Тема 9. «Нервная система. Органы чувств». — 12 часов

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Тема 10. «Индивидуальное развитие организма» — 6 часов

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

Тема 11. «Поведение и психика» — 4 часов

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

В 8 классе проводится 9 лабораторных работ на пяти отведенных для этого уроках-практикумах:

Технологическая карта. Биология. 8 класс. 70 ч.