Рабочая программа

по биологии

Для 10 класса (профиль биология- химия)

3 часа в неделю (всего 105 часов)

Автор-составитель:

учитель МБОУ СОШ №6

Бегунова Анна Павловна

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса химико-биологического профиля составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов /авт.-сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова / М.: Вентана-Граф, 2007).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Теремов А.В. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений (профильный уровень)/ А.В. Теремов, Р.А. Петросова. – М.: Мнемозина, 2013.

На изучение биологии на профильном уровне отводиться 210 часов. Согласно годовому календарному учебному графику, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю, в том числе 105 часов в 10 классе и 102 часов в 11 классе.

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ- 7;

лабораторных работ- 13;

практических работ – 11.

Темы уроков в календарно-тематическом планировании конкретизированы с учетом тем параграфа учебника.

Изучение биологии в 10 классе (профильный уровень) направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теорий, идей и принципов, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии), о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими курсами — физики, химии, географии.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с химией — химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств; физикой – механическое движение, законы Ньютона, сила упругости, сила трения, доза излучения и биологическая защита.

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени среднего полного общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную и для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времен. (26 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Содержание учебного предмета

Биология как наука. Методы научного познания (6 ч)

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками*. Объект изучения биологии — биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

— Биологические системы.

— Уровни организации живой природы.

— Методы познания живой природы.

Клетка (30 ч)

Цитология — наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилак­тики распространения инфекционных заболеваний.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. (ладии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бак-(срий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. «етический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза. Клетка — генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфа-и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений Животных.

Демонстрации:

— Элементарный состав клетки.

— Строение молекул воды, углеводов, липидов.

— Строение молекулы белка.

— Строение молекулы ДНК.

— Редупликация молекулы ДНК.

— Строение молекул РНК.

— Строение клетки.

— Строение плазматической мембраны.

— Строение ядра.

— Хромосомы.

— Строение клеток прокариот и эукариот.

— Строение вируса.

— Половые клетки.

— Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

— Энергетический обмен.

— Биосинтез белка.

— Хемосинтез.

— Фотосинтез.

— Характеристика гена.

— Митоз.

— Мейоз.

— Развитие половых клеток у растений.

— Развитие половых клеток у животных.

Лабораторные и практические работы:

— Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, изучение и описание.

-Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

-Опыты по определению каталитической активности ферментов.

-Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.

-Изучение клеток дрожжей под микроскопом.

-Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке, I

-Изучение фаз митоза в клетках корешка лука.

-Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

-Сравнение процессов брожения и дыхания.

-Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

-Сравнение процессов митоза и мейоза.

-Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

Организм (56 ч)

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы ор­ганов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. При чины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ ил развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследовании. Закон Т. Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наслед­ственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о цент­ах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических ядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Демонстрации:

— Одноклеточные и многоклеточные организмы.

— Ткани растений и животных.

— Способы бесполого размножения.

— Оплодотворение у растений и животных.

— Внешнее и внутреннее оплодотворение.

— Стадии развития зародыша позвоночного животного.

— Постэмбриональное развитие.

— Партеногенез у животных.

— Моногибридное скрещивание и его цитологические основы.

— Дигибридное скрещивание и его цитологические основы.

— Сцепленное наследование.

— Неполное доминирование.

— Наследование, сцепленное с полом.

— Перекрест хромосом.

— Взаимодействие генов.

— Наследственные болезни человека.

— Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Лабораторные и практические работы:

— Составление схем скрещивания.

— Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание.

— Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков.

— Решение генетических задач на сцепленное наследование.

— Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

— Решение генетических задач на взаимодействие генов.

— Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

— Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно).

— Выявление изменчивости у особей одного вида.

— Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

— Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночныx животных.

— Сравнительная характеристика пород (сортов).

— Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований биотехнологии.

* Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Распределение часов основного содержания по биологии в 10-11 классе, профильный уровень

(210 часов/ 207 часов согласно годовому календарному учебному графику на 2013-2014 учебный год, рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 3 часа в неделю в 10 классе (105 часов) и 3 часа в неделю в 11 классе(102 часа))

Тема раздела

Класс

Часы

1.

Биология как наука. Методы биологии.

(6 часов)

10

6

11

2.

Клетка (30 часов + 10 часов из резервного времени)

10

40

11

3

Организм (56часов +3 часа из резервного времени)

10

59

11

4.

Вид (52 часа +5 часов из резервного времени)

10

11

57

5.

Экосистемы (40 часа + 5 часов из резервного времени)

10

11

45

Итого:

10

11

105

102

207

Требования к уровню достижений обучающихся

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;

  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания;

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

1.

Биология как наука. Методы научного познания

6

Контрольная работа № 1 (вводная )

2.

Клетка

40 (30 + 10 из резерва времени)

Лабораторная работа № 1-9

Практическая работа №1-3

Контрольная работа № 2,3

3.

Организм

59

Практическая работа № 1,2,3,4,5

контрольная работа № 4-7

Итого:

105 часа

Лабораторные работы № 10-13

Практические работы № 4-11

Контрольные работы — 7

Контроль уровня обученности

Виды контроля: входной, текущий, итоговый. Методы контроля: письменный и устный.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, биологический и терминологический диктанты, лабораторные, практические работы, семинары, опрос.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6.

Оценивание деятельности учащихся

Оценивание деятельности учащихся проводится согласно следующим нормам и критериям:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1) знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала;

2) умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

3) отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1) знание всего изученного программного материала;

2) умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

3) незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1) знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;

2) умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;

3) наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1) знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2) отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3) наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2) или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Средства обучения.

1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Основы цитологии

  2. Основы генетики

  3. Портреты ученых биологов

  4. Развитие животного и растительного мира

  5. Уровни организации живой природы

Информационно – коммуникационные средства:

  1. Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по общей биологии.

  2. Электронная библиотека по общей биологии.

2. Экранно – звуковые пособия:

Видеофильмы:

  1. Фрагментарный видеофильм по генетика

  2. Фрагментарный видеофильм по цитологии

3. Технические средства обучения

  1. Интерактивная доска

  2. Видеомагнитофон

  3. Компьютер мультимедийный

  4. Мультимедийный проектор

  5. Телевизор

4. Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование

Приборы, приспособления:

  1. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

  2. Лупы ручные

  3. Микроскопы школьные

Микропрепараты:

    1. Набор микропрепаратов по общей биологии

Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. http://interneturok.ru/ru Интернет урок

Дополнительная учебная литература для учащихся

1. Лернер Г.И. Общая биология.10-11 классы. Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2008.

2. Лернер Г.И. ЕГЭ 2011. Биология: тематические тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2010.

3. Биология. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровень. Новые задания.10-11 классы. Издание 5-е переработанное и дополненное: учебно-методическое пособие.-ростовн/Д: Легион,2013- 416с.- (Готовимся к ЕГЭ)

4.Биология в схемах и таблицах/А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.-М.: Эксмо,2012.-352с.- (Наглядно и доступно)

5. .Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 816с.

Учебная литература для учителя:

1.Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Природоведение. Биология. Естествознание: Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. — М., Вентана – Граф, 2007 (Современное образование).

2. Лернер Г.И.ЕГЭ2011. Биология: сборник заданий/Г.И. Лернер.-М.:Эксмо, 2011.-304с. (ЕГЭ. Сборник заданий)

3.Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 816с.

4. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровени: учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. Издание 2-е переработанное и дополненное:.-Ростовн/Д: Легион,2011- 175с.- (Готовимся к ЕГЭ)

5. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А,В,С. учебно-методическое пособие/А.А. Кириленко. Издание 2-е переработанное и дополненное:.-Ростовн/Д: Легион,2012- 136с.- (Готовимся к ЕГЭ)

6. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением/ О.Л. Ващенко.-М.:Планета, 2012.-576с.- (Качество обучения)

7Контрольно-измерительные материалы. Биология. 10 класс-М.: ВАКО,2013.-112с.- (Контрольно-измерительные материалы)

Календарно – тематический план к рабочей программе по общей биологии для 10 класса (профиль)