Рабочая программа по физической культуре
5 класс
Кислов Николай Васильевич, учитель физической культуры высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области
Пояснительная записка
Программа по предмету «Физическая культура» для обучающихся 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования и рабочей программы предметной линии учебников А.П.Матвеева. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли свое отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательного учреждения, требования внедрения новых методик и технологий в образовательно-воспитательный процесс.
Целью учебной программы по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья и организации активного отдыха; формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
-
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
-
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
-
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования школьников по физической культуре, настоящая программа направлена на:
-
реализацию принципа вариативности учебного материала в соответствии с материально-технической оснащенностью, климатическими условиями;
-
соблюдению дидактических правил: от известного к неизвестному, от простого к сложному; поэтапное освоение материала; перевод учебных знаний в практические умения и навыки;
-
расширение межпредметных связей;
-
усиление оздоровительного эффекта.
Программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования – 102 ч в год, из расчета 3 ч в неделю.
При планировании учебного материала по базовым видам спорта часы, отводимые на раздел «Лыжные гонки», отведены на изучение содержания разделов «Гимнастика» и «Легкая атлетика» (из-за отсутствия материальной базы).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Физическая культура» в 5 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
-
формирование чувства гордости за свою Родину;
-
формирование ответственного отношения к учебной деятельности и готовность обучающихся к саморазвитию;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-
самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-
владение основами самоконтроля, самооценки;
-
умение определять понятия, классифицировать, устанавливать аналогию;
-
умение организовывать учебное сотрудничество, совместную деятельность; работать индивидуально и в группе;
-
формирование экологического мышления.
Предметные результаты:
-
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств;
-
создание основы для формирования интереса к расширению знаний по истории развития физической культуры и олимпийского движения;
-
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности;
-
умение выполнять комплексы общеразвивающих упражнений; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта; умение использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание курса
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Характеристика его основных показателей. Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений.
Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств; понятие силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила развития физических качеств. Структура и содержание самостоятельных занятий по развитию физических качеств, особенности их планирования в системе занятий физической подготовкой. Место занятий физической подготовкой в режиме дня и недели.
Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация самостоятельных занятий физической культурой.
Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой,
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка). Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль изменения частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями,
Простейший анализ и оценка техники осваиваемых упражнений (по методу сличения с эталонным образцом).
Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, формирования правильной осанки,
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы: построения и перестроения на месте и в движении; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага.
Акробатические упражнения: кувырок вперёд в группировке; кувырок назад в упор присев; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат
Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием; опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь;
Упражнения на гимнастическом скамейке : передвижения ходьбой, бегом, приставными шагами, прыжками; вскоки и соскоки на скамейку.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: бег на средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; эстафетный бег.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»;
Упражнения в метании малого мяча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень.
Спортивные игры. Баскетбол: ведение мяча шагом, ; ловля и передача мяча двумя руками от груди;бросок мяча шумя руками от груди с места.
Волейбол: прямая нижняя подача; верхняя прямая подача; приём п передача мяча двумя руками снизу; приём и передача мяча сверху шумя руками.
Футбол: ведение мяча; удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; удар по неподвижному и катящемуся мячу внешней стороной стопы.
Прикладно ориентированная физкультурная деятельность. При-/.ладно ориентированная физическая подготовка. Передвижение ходьбой, бегом, спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку; преодоление препятствий (гимнастического коня) прыжком; лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз,
Физическая подготовка. Физические упражнения для развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости, ловкости.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости. Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвиваю-ших упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба.
Развитие координации движений. Прохождение усложнённой полосы препятствий, включающей кувырки (вперёд, назад) Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень Разнообразные прыжки чере! гимнастическую скакалку на месте
Развитие силы. Отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног; метание набивного мяча из различных исходных положений; комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения);
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании Повторное выполнение гимнастических упражнений с уменьшающимся интервалом
мдыха (по типу «круговой тренировки»
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода
Развитие силы. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением Запрыгивание с последующим спрыгиванием Комплексы упражнений | набивными мячами. Комплексы силовых упражнений по методу круговой 1 ренировки.
Развитие быстроты. Бег на месте с максимальной скоростью . Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с екорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплек-. ы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе чебного материала разделов «Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Развитие силы. Комплексы упражнений с локальным отягощением на отдельные мышечные группы. Комплексы упражнений силовой направленности на спортивных снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке), выполняемые по методу круговой тренировки. Скоростной бег и прыжки с дополнительным отягощением (в различных направлениях и с различной амплитудой движений, из разных исходных положений). Многоскоки, спрыгивания-запрыгивания на месте и с продвижением вперёд. Комплексы атлетической гимнастики.
Развитие координации движений. Передвижения по ограниченной площади опоры (с сохранением поз и равновесия, с передачей и ловлей теннисных мячей). Упражнения на дифференцирование мышечных усилий (броски набивного мяча, прыжки на заданное расстояние различными способами и в разных направлениях движения).
Развитие быстроты. Бег на короткие дистанции с максимальной скоростью. Челночный бег. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Прыжки через скакалку в максимальном темпе.
Баскетбол. Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания). Ускорения с изменением направления движения. Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с места и с разбега. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах.
Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперёд. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с последующим ускорением
Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по непрерывно-интервальному методу.
Развитие координации движений Бег «с тенью» (повторение движений партнёра). Бег по гимнастической скамейке. Броски малого мяча в стену одной (обеими) руками с последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола).
Футбол. Развитие быстроты. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), Бег и ходьба спиной вперёд с изменением темпа и направ-1сния движения
Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным отя-ющением на основные мышечные группы.
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха.
Литература:
-
Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. М., «Просвещение», 2012г.
-
Матвеев А.П. Физическая культура. Учебник. М., «Просвещение», 2012 г.
-
Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник. Учебное пособие. М. «Физкультура и спорт», 2004 г.
-
Зинин А. Первые шаги В баскетболе. М., «Физкультура и спорт», 2004 г .
-
Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. М., «Просвещение», 2011 г.
-
Оценка качества подготовки выпускников основных школ. М., Дрофа, 2001 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ