Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;

— примерной программы основного общего образования по географии;

— программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы (составитель С.В.Курчина) Дрофа, Москва 2010 География России. Население и хозяйство. 9 класс, авторы: В.П.Дронов., Я.Ром (программа к классической линии учебников географии).

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 9 классе 70 часов (2 часа в неделю).

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: всего 70 часов, в неделю — 2 часа.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цель программы заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачисформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

— сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

— научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

— развивать картографическую грамотность школьников;

— сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

— показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Таблица распределения количества часов.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

Введение

1

1

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

4

4

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

5

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

3

3

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

21

24

Тема. Машиностроительный комплекс

5

5

Тема. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

3

4

Тема. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

7

7

Тема. Агропромышленный комплекс (АПК)

3

3

Тема. Инфраструктурный комплекс

3

5

Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

32

33

Тема. Территориальная организация и районирование России

1

1

Тема. Западный макрорегион — Европейская Россия

1

1

Тема. Центральная Россия

6

5

Тема. Европейский Север

2

2

Тема. Европейский Юг – Северный Кавказ

2

2

Тема. Поволжье

3

3

Тема. География Ульяновской области

9

9

Тема. Урал

2

2

Тема. Восточный макрорегион — Азиатская Россия

6

8

Раздел 6.

Новые Независимые Государства

4

0

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы: итоговые ( * ), за выполнение которых, оценка ставится всем учащимся, и часть работ являются тренировочными или обучающими, которые оцениваются выборочно. В выборе и проведении практических работ учтены рекомендации Е.В.Храмовой, методиста кафедры естествознания УИПК ПРО («Программные практические работы по географии» Ульяновск 2011).

п/п

Разделы, темы

Обучающие

практические работы

Итоговые практические работы

Устные практические работы

Введение

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Тема. Машиностроительный комплекс

№1

Тема. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

№2

№3

Тема. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

№4,6

№5

Тема. Агропромышленный комплекс (АПК)

№7

Тема. Инфраструктурный комплекс

№8

Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

Тема. Территориальная организация и районирование России

№9

Тема. Западный макрорегион — Европейская Россия

Тема. Центральная Россия

№10,

№11

№12

Тема. Европейский Север

№13

№14

Тема. Европейский Юг – Северный Кавказ

№16

№15

Тема. Поволжье

№17

№18

Тема. География Ульяновской области

Тема. Урал

№19

№20

Тема. Восточный макрорегион — Азиатская Россия

№21,23

№22,24,26

№25,27

Раздел 6.

Новые Независимые Государства

Содержание курса.

Раздел 1.Общая часть курса.(28 часов)

Тема 1.Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.(2 часа)

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2.Население Российской Федерации.(5 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Национальный состав населения России.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.

Городское и сельское население.

Трудовые ресурсы

Тема 3.Географические особенности экономики Российской Федерации.(3 часа)

Структурные особенности экономики России.

Природно-ресурсный потенциал России.

Россия в современной мировой экономике

Тема 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.(7 часов)

Научный комплекс, его значение, состав и связь с другими комплексами.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Практическая работа №1.. Определение главных районов размещение отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Нефтяная промышленность Практическая работа.1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим данным.

Газовая промышленность.

Угольная промышленность. Практическая работа.№2 .Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным

Электроэнергетика

Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химический состав (3часа)

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами Практическая работа № 1 .Составление характеристики одой из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Практическая работа №2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических мероприятий по производству меди и алюминия.

Химико-лесной комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами .Практическая работа№3 . Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Тема 6. Агропромышленный комплекс.

(3 часа)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав и связь с другими комплексами.

Основные направления использования земельных ресурсов. Практическая работа №1.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства..

Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Тема 7. Инфраструктурный комплекс (5 часов)

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав и связь с другими комплексами.

Транспорт.

Связь. Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Рекреационное хозяйство. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда Практическая работа № 1.Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Раздел 2. Региональная часть курса.(38 часов)

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

Районирование важнейший метод географической науки..Практическая работа № 1.Моделирование вариантов нового района России.

Тема 2.Западный макрорегион — Европейская Россия(18 часов)

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве.

Центральная Россия. Состав района. Преимущество географического положения -важнейший фактор развития.

Современный характер и проблемы расселения

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Районы Центральной России . Возникновение и развитие Москвы. Практическая работа №1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Практическая работа № 2.Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально- Черноземный районы. Практическая работа №3.Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территории Центральной России.

Северо-Западная Россия. Состав. Особенности географического положения района.

Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение

Население: состав, традиции и культура. Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 1.Составление и анализ хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона Практическая работа № 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг- Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Практическая работа №1 .Определения факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Население: национальный и религиозный состав. Хозяйство района. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Практическая работа № 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение. Практическая работа №1.Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

Хозяйство района. Отросли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы. Практическая работа № 2.Экологические и водные проблемы Волги- оценка и пути решения.

Урал. Состав и границы. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым.

Заселение Урала. Этнический состав Практическая работа №1.Определения тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

Антропогенные изменения природы Урала. Практическая работа № 2.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема.3 Восточный макрорегион- Азиатская Россия(19 часов)

Общая характеристика. Географическое положение.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона.

Западная Сибирь. Географическое положение. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Практическая работа №1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизни и быта человека.

Коренные народы.

Нефтегазохимический комплекс- основа хозяйства района.

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Практическая работа № 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Основные проблемы Западной Сибири. Практическая работа №3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение.

Население: заселение, национальный состав, размещение.

Экономика Восточной Сибири.

Топливно-энергетический комплекс- основа хозяйства территории. Практическая работа №1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

Транссибирская железная дорога- главная транспортная артерия региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа № 2.Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Неравномерность размещения населения, его относительная молодость.

Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Практическая работа № 1.Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа №2. Учебная дискуссия: Свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.

Обобщение по курсу (2 часа)

Обобщение по курсу

Требования к уровню подготовки учащихся.

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо — и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Компетенции: Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации, а также географические характеристики регионов России; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы. Итоговая аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов; форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.

Используемый УМК:

1.Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс Авторы: В.П.Дронов, В.Я.Ром. Дрофа. Москва – 2012.

2.Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.Географическое краеведение Ульяновской области: учебное пособие для учащихся 6-9-х классов общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией Н.В.Лобиной. – У.: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000 – 239с.

Дополнительная литература:

Дронов В.П., Ром В.Я. Дополнительные главы к учебнику. – М.: Дрофа, 2000.

Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. – М.: Дрофа, 2004.

Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 1999.

Родионова И.А. Экономическая география Российской Федерации. – М.: Моск.лицей, 2001.

Дронов В.П. Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2006.

Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2003.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П.Дронова, В.Я.Рома, М.: Дрофа, 2009

Выполнение теоретической и практической части рабочей программы.

№ п/п

Разделы, темы

По плану

Фактически

Обучающие

практические работы

Итоговые практические работы

Устные практические работы

По плану

Проведено фактически

По плану

Проведено фактически

По плану

Проведе-но факти-чески

Введение

1

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

4

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

3

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

24

6

1

1

Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

33

5

7

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ