Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тузуклейская основная общеобразовательная школа»
Камызякского района
Астраханской области
Рабочая учебная программа
по геометрии 9 класс
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7-9 классы.Т.А.Бурмистрова
Разработала
Свиридова Елена Алексеевна,
учитель математики
I квалификационной категории
2012 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 37-40.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 2ч в неделю, всего 68 часов.
Учебный план МБОУ «Тузуклейская основная общеобразовательная школа» отводит на изучение геометрии в 9-ом классе 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Уровень обучения – базовый.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с основной нет.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий при написании контрольных работ, самостоятельных работ и тестирования. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Тематическое планирование
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 ч.
Плановых контрольных работ 5
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений .Геометрия . 7-9 классы .Составитель Бурмистрова Т.А.;Москва: Просвещение,2009 г.
Учебник Геометрия.7-9классы: учеб.для общеобразоват.учреждений/
Л.С.Атанасян,В.ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др._19-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-384с.
Тематическое планирование
-
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
В том числе на
контрольные работы
1.
Векторы.
Метод координат
18ч.
1ч
2.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11ч.
1ч
3.
Длина окружности и площадь круга
12ч.
1ч
4.
Движения
8ч.
1ч
5.
Начальные сведения из стереометрии
8ч.
6.
Об аксиомах геометрии
2ч.
7.
Повторение. Решение задач.
9ч.
1ч
Итого:
68ч.
_5ч_
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Геометрия
Векторы. Метод координат( 18 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов(2ч). Сложение векторов(3ч). Умножение вектора на число(3ч). Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам(1ч). Координаты вектора(1ч). Простейшие задачи в координатах(2ч). Уравнения окружности и прямой(3ч). Применение векторов и координат при решении задач(2ч).Контрольная работа№1 (1ч)
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (11 ч)
Скалярное произведение векторов
Синус, косинус и тангенс угла(2ч). Теоремы синусов и косинусов(3ч). Решение треугольников. (2ч) Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах(3ч).Контрольная работа№2(1ч)
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга (12 ч)
Правильные многоугольники(1ч). Окружности, описанная около правильного многоугольника(2ч) и вписанная в него(3ч). Построение правильных многоугольников(1ч). Длина окружности(2ч). Площадь круга(2ч). Контрольная работа№3(1ч)
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2га-угольника, если дан правильный /г-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения (8 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии(3ч). Параллельный перенос(1ч). Поворот.(1ч) Наложения и движения(2ч). Контрольная работа №4 (1ч)
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движенцем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Начальные сведения из стереометрии (8 ч)
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности(1ч) Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов(3ч). Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов(3ч).Решение задач(1ч)
Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Фор мулы для вычисления объемов, указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
Об аксиомах геометрии (2 ч)
Беседа об аксиомах геометрии(2ч).
Основная цель — дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач ( 9 ч)
Повторение.Решение задач (7ч).Итоговая контрольная работа(1ч).Анализ итоговой контрольной работы(1ч)
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь:
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; представлять их сечения и развертки;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Применять полученные знания:
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).
Календарно-тематическое планирование
на 2012-2013 учебный год
Класс 9
Предмет геометрия
Количество часов по учебному плану 68
В неделю 2 ч. .
Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений .Геометрия 7-9 классы .Составитель Бурмистрова Т.А.; 2-е изд.,Москва: Просвещение, 2009 г., с.37-40
Учебник Геометрия.7-9классы: учеб.для общеобразоват.учреждений
Автор Л.С.Атанасян,В.ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др._19-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-384с.
Учитель: Свиридова Е.А.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
1.Геометрия.7-9классы: учеб.для общеобразоват.учреждений
Л.С.Атанасян,В.ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др._19-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-384с.
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия7-9 кл., составитель Т. А. Бурмистрова, 2 изд., М.: Просвещение, 2009 г.
3.Геометрия.Дидактические материалы.9 класс/Б.Г.Зив.-12-изд.-М.:Просвещение, 2010.-127с.
Расписание учебного времени
Общее количество часов | В том числе контрольных работ | |
1 четверть | 18ч. | 1 |
2 четверть | 14 ч. | 1 |
3 четверть | 20 ч. | 2 |
4 четверть | 16ч. | 1 |
Календарно-тематическое планирование геометрия 9 класс