Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тузуклейская основная общеобразовательная школа»

Камызякского района

Астраханской области

Рабочая учебная программа

по геометрии 9 класс

Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Геометрия» 7-9 классы.Т.А.Бурмистрова

Разработала

Свиридова Елена Алексеевна,

учитель математики

I квалификационной категории

2012 год

Пояснительная записка

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 37-40.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 2ч в неделю, всего 68 часов.

Учебный план МБОУ «Тузуклейская основная общеобразовательная школа» отводит на изучение геометрии в 9-ом классе 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Уровень обучения – базовый.

Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с основной нет.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий при написании контрольных работ, самостоятельных работ и тестирования. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Тематическое планирование

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 ч.

Плановых контрольных работ 5

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений .Геометрия . 7-9 классы .Составитель Бурмистрова Т.А.;Москва: Просвещение,2009 г.

Учебник Геометрия.7-9классы: учеб.для общеобразоват.учреждений/

Л.С.Атанасян,В.ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др._19-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-384с.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе на

контрольные работы

1.

Векторы.

Метод координат

18ч.

2.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11ч.

3.

Длина окружности и площадь круга

12ч.

4.

Движения

8ч.

5.

Начальные сведения из стереометрии

8ч.

6.

Об аксиомах геометрии

2ч.

7.

Повторение. Решение задач.

9ч.

Итого:

68ч.

_5ч_

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Геометрия

Векторы. Метод координат( 18 ч)

Понятие вектора. Равенство векторов(2ч). Сложение векторов(3ч). Умножение вектора на число(3ч). Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам(1ч). Координаты вектора(1ч). Простей­шие задачи в координатах(2ч). Уравнения окружности и прямой(3ч). Применение векторов и координат при решении задач(2ч).Контрольная работа№1 (1ч)

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (11 ч)
Скалярное произведение векторов

Синус, косинус и тангенс угла(2ч). Теоремы синусов и косину­сов(3ч). Решение треугольников. (2ч) Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах(3ч).Контрольная работа№2(1ч)

Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ка (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга (12 ч)

Правильные многоугольники(1ч). Окружности, описанная около правильного многоугольника(2ч) и вписанная в него(3ч). Построение правильных многоугольников(1ч). Длина окружности(2ч). Площадь круга(2ч). Контрольная работа№3(1ч)

Основная цель — расширить знание учащихся о много­угольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2га-угольника, если дан правильный /г-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа­ди круга, ограниченного окружностью.

Движения (8 ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии(3ч). Параллельный перенос(1ч). Поворот.(1ч) На­ложения и движения(2ч). Контрольная работа №4 (1ч)

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движенц­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.

Начальные сведения из стереометрии (8 ч)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности(1ч) Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов(3ч). Тела и поверхности вращения: ци­линдр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площа­дей поверхностей и объемов(3ч).Решение задач(1ч)

Основная цель — дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основ­ными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ­емов тел.

Рассмотрение простейших многогранников (призмы, парал­лелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе нагляд­ных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Фор мулы для вычисления объемов, указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площа­дей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с по­мощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.

Об аксиомах геометрии (2 ч)
Беседа об аксиомах геометрии(2ч).

Основная цель — дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

Повторение. Решение задач ( 9 ч)

Повторение.Решение задач (7ч).Итоговая контрольная работа(1ч).Анализ итоговой контрольной работы(1ч)

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

ГЕОМЕТРИЯ

Уметь:

распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, исполь­зуя определения, свойства, признаки;

изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условиям задач, осуществлять преобразования фигур;

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обста­новке основные пространственные тела, изображать их; пред­ставлять их сечения и развертки;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свой­ства фигур и отношений между ними, применяя дополнитель­ные построения, алгебраический и тригонометрический аппа­рат, соображения симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллель­ной данной прямой; треугольника по трем сторонам;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Применять полученные знания:

при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства).

Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 учебный год

Класс 9

Предмет геометрия

Количество часов по учебному плану 68

В неделю 2 ч. .

Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений .Геометрия 7-9 классы .Составитель Бурмистрова Т.А.; 2-е изд.,Москва: Просвещение, 2009 г., с.37-40

Учебник Геометрия.7-9классы: учеб.для общеобразоват.учреждений

Автор Л.С.Атанасян,В.ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др._19-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-384с.

Учитель: Свиридова Е.А.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:

1.Геометрия.7-9классы: учеб.для общеобразоват.учреждений

Л.С.Атанасян,В.ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др._19-е изд.-М.:Просвещение, 2010.-384с.

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Геометрия7-9 кл., составитель Т. А. Бурмистрова, 2 изд., М.: Просвещение, 2009 г.

3.Геометрия.Дидактические материалы.9 класс/Б.Г.Зив.-12-изд.-М.:Просвещение, 2010.-127с.

Расписание учебного времени

Четверть

Общее количество часов

В том числе

контрольных работ

1 четверть

18ч.

1

2 четверть

14 ч.

1

3 четверть

20 ч.

2

4 четверть

16ч.

1

Календарно-тематическое планирование геометрия 9 класс