Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для VI класса

по программе В. Я. Коровиной

Общая характеристика курса.

Цель литературного образования: познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Цель изучения литературы в школе – программа называет приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Содержание курса 6 класса позволяет системно расширять и углублять уже имеющиеся знания, основываясь на чтении и изучении художественных произведений, знакомстве с биографическими сведениями, необходимыми для адекватного понимания текста.

Место и роль учебного курса в достижении обучающимися

планируемых результатов освоения программы.

Содержание курса учитывает читательские интересы и возрастные особенности шестиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно- романтического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного.

Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными практическими понятиями и подготовиться к переходу на новый уровень работы с текстом художественного произведения, предусмотренный программой для следующей возрастной группы. Этому также будет способствовать постоянное внимание к ведущей проблеме курса: «Автор и художественное произведение. Характеры героев».

Авторы базовой программы (В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин) «избегают жесткой регламентации, представляя право учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему».

Данная рабочая программа включает также регионально окрашенный материал, полностью синхронизированный с базовым курсом литературы. Изучению регионального материала отводится 10 уроков, что составляет примерно 12% учебного материала.

Авторы Донского региональныго компонента,: Р.Б. Небратенко, В.Д. Яцык, Г.Ф.Саенко.

Его основная цель – «приобщение к духовной культуре родного края и воспитание на её основе молодых поколений».

«Программа по литературе (Донской региональный компонент) для 5-11 классов разработана на основе концептуальных идей обновления содержания образования с позиций его гуманизации и максимального учета потребностей региона, личностных интересов и направленности личности обучаемых при условии сохранения единого образовательного пространства. Она отвечает регионально-территориальному спросу населения на содержание образования, удовлетворяющее интерес к нашим историческим корням, прошлому и духовной культуре родного края».

Особенностью календарно-тематического планирования уроков литературы в 6 классе является полное соответствие программным требованиям и личностно-смысловой подход, который реализуется в системе вопросов, творческих работ, индивидуальных заданий, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений.

Цели изучения курса

Общеучебные

-воспитание духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями;

-формирование художественно-эстетических потребностей, читательской самостоятельности учащихся;

— развитие литературного вкуса, эмоционального восприятия обучающихся, умения пользоваться богатейшими выразительными средствами русского литературного языка;

— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

— овладение текстами художественных произведений в единстве формы и содержания, традиций и новаторства, нравственно-эстетических представлений, основных историко-культурных сведений.

Предметно-ориентированные

— приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы;

— знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

— расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст;

воспитание духовно-нравственной личности путем развития литературного вкуса квалифицированного читателя, готового к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения;

-создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;

-овладение навыками грамотного анализа художественного произведения, глубокого понимания прочитанного, выразительными средствами современного литературного языка;

освоение литературных родов и жанров, способствующее пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с нормативными

документами, обеспечивающими реализацию программы:

Нормативные документы

1

Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования

2

Программа по литературе общеобразовательных учреждений для 5 -11 классов под редакцией В.Я.Коровиной ( 2008 г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений,

3

Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05. 1998 № 1236),

Используется учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях, Москва, «Просвещение» 2011 год. Авторы: В. Я.Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Москва «Просвещение» 2011г.

Информация о количестве учебных часов.

На изучение литературы в 6 классе отводится 70 часов, из них уроков внеклассного чтения – 10, на развитие речи – 8 часов;

В соответствии с рекомендациями к мониторингу образовательного процесса запланировано

4 обучающих работы: домашних сочинений — 2 , классных – 2.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Печатные пособия:

Литература в таблицах. Школьная программа.

  1. Демонстрационные пособия:

— Творчество А. С. Пушкина в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к произведениям.)

— Творчество М. Ю. Лермонтова в школе. (Портреты писателя. Иллюстрации к произведениям.)

— Портреты писателей.

  1. Экранно-звуковые пособия:

— Фонохрестоматия.

— фильмы :

«Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Алые паруса», «Уроки французского».

Основное содержание рабочей программы

Структура курса литературы в 6 классе

70 часов (2 часа в неделю)

Модуль (раздел)

Примерное

количество часов

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

2

4

Из русской литературы XVIII века. Русские басни.

1

5

Из русской литературы 19 века

33

6

Из русской литературы 20 века

14

7

Произведения о Великой Отечественной войне

12

8

Родная природа в русской и национальной поэзии XX века

3

9

Из зарубежной литературы

9

10

Обобщение и систематизация изученного

3

Всего

70

Перечень информационно-методического обеспечения

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

В.П.Полухина

Учебник — хрестоматия. Литература.

6 класс. 1 и 2 часть. 2006 г.

2010-2011

Москва

Просвещение

2

В.П.Полухина

Литература. Методические советы:

6 класс.

2007- 2009

Москва

Просвещение

3

О.А.Еремина

Поурочное планирование по литературе.

6 кл. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной

«Литература. 6 класс».

2008

Москва

«Экзамен»

4

О.Б.Беломестных

И.В.Золотарева

Поурочные разработки по литературе.

6 класс.

2007

Москва

«Вако»

5

В.П.Полухина

Дидактические материалы.

«Читаем, думаем, спорим ..». 6 класс.

2007- 2009

Москва

Просвещение

6

В.Б.Небратенко, В.Д.Яцык.

Хрестоматия для чтения.

Край родной. 5-6 классы.

2006

Ростов-на-Дону

«Баро – пресс»

Дополнительная литература

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Голубкова В.В.

Мастерство устной речи

2006

Москва

Просвещение

2

Коровина В.Я.

В защиту живого слова

2007

Москва

Просвещение

3

Коровина В.Я.

От упражнений к системе развития речи

2007

Москва

Просвещение

4

Коровина В.Я.

На подступах к риторике

2004

Москва

Просвещение

5

Коровина В.Я.

Збарский И.С.

Литература. 6 класс

Методические советы

2009

Москва

Просвещение

6

Чернец Л.В.

Школьный словарь литературоведческих

терминов

2004

Москва

Просвещение

7

Зуева Т.В.

Русский фольклор.

Словарь-справочник

2002

Москва

Просвещение

Система отслеживания обученности

Разделы

урока

Виды работ

Введение.

Урок № 1.

П/р Стартовый контроль знаний учащихся.

Выявление уровня литературного развития шестиклассников.

Тестирование.

Из русской

литературы

XIX века.

Урок № 8.

И.А. Крылов. Басни:

«Осёл и соловей». «Листы и корни», «Ларчик».

Сочинение — размышление

«Что осуждается в русских баснях?»

Урок № 11.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

Тема и поэтическая идея стихотворения.

Обучающее сочинение.

Анализ лирического стихотворения.

Урок № 17.

К/р

А.С.Пушкин, «Дубровский».

Классное сочинение

«Защита человеческой личности в романе «Дубровский».

Урок № 21.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Обучающее сочинение

Анализ лирического стихотворения.

Урок № 29.

К/р Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

Классное сочинение.

Анализ лирического произведения.

Из русской

литературы

XX века.

Урок № 44.

М. Пришвин «Кладовая солнца».

Обучающее сочинение

«Человек и природа в сказке-были «Кладовая солнца».

Урок № 51

К/р

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»,

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

Классное сочинение- рассуждение по прочитанным произведениям.

«Нравственный выбор моего ровесника».

Урок № 55.

Стихотворения русских поэтов XX века о Родине. А.А. Блок, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов.

Домашнее сочинение.

Анализ лирического произведения.

По программе

курса

Урок № 66.

П/р Итоговый контроль знаний учащихся.

Тестирование.

Контрольных сочинений: классных – 3, домашних – 1.

Проверочных работы – тестирование — 2

Обучающих работ: сочинений — 4.

Компетенции

Знать

  1. Круг обязательного чтения

произведения, предназначенные для чтения и изучения.

2. Знания о литературе:

понятия темы и идеи, композиции и проблематики художественного произведения;

— средства изображения литературного героя (портрет, речевая характеристика, авторское отношение);

— изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, аллегория, гипербола);

— начальные представления о юморе, иронии, сатире, о поэтической интонации, о двусложных и трехсложных размерах стиха;

— сведения об авторах произведений, предназначенных для чтения и изучения.;

— жанровые особенности обрядового фольклора, летописи, сказа как формы повествования, стихотворного послания.

Уметь:

3.Читательская и литературно-творческая деятельность:

определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

понимать роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно – нравственного содержания, в изображении характеров героев;

характеризовать главных героев произведения, объяснять связи героев и событий в произведениях;

— выявлять авторское отношение к изображаемому, роль художественных средств языка;

выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения или их фрагменты;

— пользоваться справочным аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов;

— писать сочинения на литературную тему с выражением собственного отношения к героям и событиям.

— воспринимать многозначность слов в художественном

тексте, определять их роль в произведении, выявлять в

изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

— объяснять значение изобразительно-выразительных средств языка (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора) в художественном контексте;

— видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

— пересказывать подробно (с сохранением некоторых стилевых особенностей произведения), кратко, выборочно небольшое эпическое произведение;

рассказывать о литературном герое, выражая свое отношение к нему;

— объяснять связь героев и событий; характеризовать героя

изученного произведения на основе его поступков и

взаимоотношений с другими персонажами; объяснять роль героя;

— различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

сочинять небольшие произведения фольклора («детский фольклор») — сказки, небылицы, рассказы, басни, былиночки-скаморошины, стихи и др.;

— создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;

— прослеживать изменения настроения (интонации) в стихотворении;

— читать выразительно и наизусть стихи и прозу, соблюдая логическое ударение, короткие и длинные паузы, повышая и понижая тон, изменяя темп чтения;

— строить грамотно монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.

— ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, предисловие, послесловие и т.д.)

— пользоваться справочным аппаратом книги и школьной

справочно-библиографической литературой, алфавитным каталогом школьной библиотеки.

Стартовый контроль

I. Выяснение круга и направленности чтения

1. Каковы твои любимые занятия? Любишь ли ты читать? Обязанность это или нечто иное?

2. Какие книги были любимыми прежде, а какие теперь?

3. Кино, телевидение, книга: твой выбор.

4. Любимый фильм и любимая книга: что ярче, убедительнее?

5. Хотелось ли тебе перечитать уже хорошо знакомое произведение? Поделись своим опытом

перечитывания.

6. Надо ли знать наизусть высказывания, тексты великих художников слова? Что ты мог бы прочитать

на память? Почему эти строки остались с тобой?

7. Какую книгу ты хотел бы прочитать? Что ты о ней уже знаешь?

Р.р. Продолжение формирования языкового слуха и вкуса, критического отношения к собственному тексту, его речевым изъянам;

овладение особой лексикой воспоминания, «избирательности» и соответствующими речевыми конструкциями (Помню, как… Мне не забыть… , А однажды… , Навсегда осталось в памяти…);

овладение лексикой оценки произведения и чтения (Моё любимое произведение…, Самые яркие страницы…, Незабываемые строки…);

овладение эмоционально – полемическими конструкциями (Мне ближе… ,

Я предпочитаю…, А на мой взгляд…, Не понимаю тех, кто…, Да, чтение – это… ,

Я выбрал эти строки, потому что…).

II. Выяснение качества чтения

Подслушанный разговор.

— Снова дралась во дворе?

— Ага! Мама, но я не плакала!

Вырасту – выучусь на моряка:

Я уже в ванне плавала.

— Боже! Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету…

— Мама, а вырасту я когда?

-Вырастешь. Ешь котлету.

— Мама, а купим живого коня?

— Коня?! Да что ж это делается!..

— Мама, а в лётчики примут меня?

— Примут. Куда они денутся?

Ты же из каждого, сатана,

Душу сумеешь вытрясти!..

— Мама, а правда, что будет война

И я не успею вырасти?

1. Какое настроение вызвало у тебя это стихотворение?

2. Как построил поэт стихотворение? Чьи голоса ты различил? Как ты представляешь собеседников?

3. Что поразило тебя в этом диалоге?

4. Как ты думаешь, почему стихотворение закончилось вопросом, почему автор не дал ответ?

5. О чём заставляет задуматься стихотворение?

6. Проследите движение интонации, где она достигает особого напряжения?

7. Прочитайте выразительно стихотворение.

Р.р. Продолжение развития навыка оценочных высказываний с опорой на эмоциональную лексику и экспрессивные синтаксические конструкции (Меня захватило… , Можно ли не услышать… , Поэт не спешит с моралью… , Достаточно иронии и разговорных интонаций… ,

И вдруг как будто перехватило дыхание…);

использование в словесном рисовании сослагательных конструкций и глагольных форм со значением видения, восприятия, звучания (Представляю… , Здесь, как живые… ,

Я нарисовал бы… , В диалоге звучит… , Непосредственная реакция мамы… , В ответе чувствуется снисходительная ирония… , Тревожная, щемящая нота…).

III. Выявление теоретико-литературных познаний

1. Найдите в данном отрывке сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.

У природы есть душа. Она прячется от нас, мы видим только её следы. Но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, так торжественно, и почему-то проникаешься жалостью и нежностью… Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминают топот лошадиных копыт вдалеке. А яркие красные пятна рябиновых кистей среди голых веток кажутся висящими прямо в воздухе – как будто это капли крови какого-то невиданного существа, стоящего среди деревьев…

Сравнения__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Олицетворения______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Эпитеты____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Метафоры__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

1. Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения:

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной.

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный,

Журчи, журчи свою мне быль.

(А.С.Пушкин)

Эпитеты_____________________________________________________________________

Метафоры____________________________________________________________________

Олицетворения_______________________________________________________________

IV. Выявление литературно-творческих способностей и умений

(проводится в форме анкетирования или беседы).

1. Прочитайте страницу любимого рассказа так, чтобы убедить нас, что он действительно талантливо

написан.

2. Что тебе больше нравится читать: стихи или прозу? А хотелось ли тебе самому сочинить рассказ?

А стихотворение?

3. Расскажи о твоём любимом герое так, чтобы мы смогли его представить и захотели прочитать

это произведение.

Итоговый контроль в конце года

п/п

Вопросы и задания

1

С какими новыми произведениями устного народного творчества вы познакомились в этом учебном году? К какому жанру они относятся?

2

Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?

3

По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения.

Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое из этих произведений?

а) «…а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».

б) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

4

Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи?

В приведенных отрывках найдите эпитеты, сравнения, олицетворения и объясните их роль:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…

Прозрачный лес один чернеет.

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

5

Какие рифмы вы знаете?

Определите рифмы в приведённых выше стихотворных отрывках (парные, опоясывающие, перекрёстные).

6

Какие произведения из прочитанных в этом году посвящены жизни детей и подростков, вопросам справедливости и добра?

7

Л.Н.Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?

8

Что такое псевдоним? «Антоша Чехонте» — один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы свом именем? Вспомните псевдонимы других писателей.

9

Как вы понимаете выражение «Смех – дело серьёзное»?

10

Прочитайте строфу:

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Какой художественный приём использовал поэт? Найдите другие олицетворения, а также эпитеты, метафоры в этом стихотворении.

11

Попробуйте описать вашу прогулку зимой. Продумайте план. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения, которые помогут представить описанное вами, а также почувствовать ваше настроение и отношение к увиденному.

Озаглавьте ваше сочинение.

12

Сравните стихотворение Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…» и Я.П.Полонского «По горам две хмурые тучи…». В чём различие нарисованных в них картин? Чем отличается настроение в этих стихотворениях?

13

Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М.М.Пришвин отказался от этого названия?

14

Опишите случай из вашей жизни в виде небольшого рассказа. Придумайте ему название.

15

Как связан рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» с нашим временем? Какие чувства волновали вас при его чтении?

16

Что увидел К.Симонов на дорогах войны? (стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). Какие картины предстают перед ним? Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны?

17

Какими вы представляете себе годы, если о них сказано: «роковые», «военные», «фронтовые», «свинцовые», «пороховые» (стихотворение Д.Самойлова «Сороковые»).

18

Кратко перескажите тот эпизод рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке.

19

Какие жизненные уроки извлёк герой в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?

20

Что заставило В.Распутина написать рассказ «Уроки французского»?

21

Как вы думаете, когда герой рассказа В.Распутина «Уроки французского» понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?

22

Какие рассказы Фазиля Искандера вы читали? Почему его рассказы нравятся и детям и взрослым?

23

Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

24

Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нём так, чтобы слушатели смеялись.

25

Выберите одну из пословиц, основанных на антитезе:

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Делу время – потехе час.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Раскройте иносказательный смысл выбранной вами пословицы, составив небольшой рассказ, построенный на антитезе.

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 6 КЛАССА ПО ПРОГРАММЕ В.Я.КОРОВИНОЙ