1. Муниципальное общеобразовательное учреждение

  2. «Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда»

  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    ДЛЯ 6 КЛАССА

  4. углубленный уровень

  5. (авторская программа под редакцией М.Б. Ладыгина)

  6. подготовила

  7. учитель русского языка и литературы

  8. Гузенко Ирина Владимировна

  9. г. Волгоград

  10. 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина (Литература. Программы по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы. 5-11 классы / М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин, Н.А. Нефедова, Д.Г. Булгаков; под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

В соответствии с Образовательной программой гимназии в 6 а классе должно обеспечиваться преподавание литературы на углубленном уровне с целью выполнения требований государственного образовательного стандарта. Данная программа предназначена для классов с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев гуманитарного профиля.

Углубленное изучение предмета не сводится к простому расширению материала. Это особый подход к освоению учебной дисциплины. В данной программе авторы разрабатывают алгоритм, на базе которого должны быть сформированы система представлений, конкретные знания, умения читательской деятельности. Освоение алгоритма, по мнению авторов, сделает выпускника вдумчивым, внимательным и подготовленным читателем, глубоко постигающим суть литературного произведения, способного испытать эмоциональное переживание, получить эстетическое наслаждение, выразить эстетическое отношение к прочитанному и обогатить свой внутренний мир в процессе чтения художественной литературы. Таким образом, программа предполагает квалификационный подход к изучению литературы как вида искусства, но конечной целью этого изучения является воспитание читателя, а не писателя или литературоведа.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

— воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

— обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

— освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

— овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 5,6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 6 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Уроки развития речи

7 часов

Письменный ответ на вопрос

2 часа

Уроки развития речи.

Читательская лаборатория.

12 часов

Целями изучения предмета «Литература» в 6 классе являются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, эстетическом и интеллектуальном развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Уроки литературы предполагают изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию. Осознание эстетической самоценности литературного произведения и словесной образности как основы создания художественного мира позволяет сформировать систему представлений о главных законах литературного творчества. Феномен существования произведений литературной классики во времени, позволяющий рассматривать произведение, созданное, к примеру, в XIX в., как факт современного литературного процесса, открывает перед школой удивительную возможность установления непосредственной связи времен. Поэтому изучение литературы как поэтической памяти народа — чрезвычайно важная задача современного образования. Программа определяет содержание литературного образования на двух его основных этапах, каждый из которых обладает своей спецификой и связан с другим.

Главная задача этого этапа — на основе творческого чтения произведений русской и зарубежной классики сформировать представление об основных законах литературы как вида искусства и ее отличии от народного поэтического творчества (фольклора); о специфике художественной условности словесного творчества; об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы; изучить основные понятия, позволяющие осознать особенности художественного мира литературного произведения; сформировать систему умений читательской деятельности как инструмент анализа литературного текста; развить навыки свободного владения устной и письменной речью.

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах обучения.

Раздел «Уроки волшебства (мастерства)» способствует теоретическому освоению законов литературы как вида искусства и закреплению в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения.

Раздел, в котором рекомендуется обязательное изучение, предполагает чтение и осмысление названных произведений на основе их анализа и оценки.

Раздел «Читательская лаборатория» формирует основные умения читательской деятельности и обеспечивает становление навыков самостоятельной работы с художественным текстом.

Раздел «В мастерской художника слова» раскрывает некоторые тайны поэтического мастерства, помогает ученикам проникнуть в творческую лабораторию писателя.

В результате изучения литературы ученик 6 класса должен:

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

изученные теоретико-литературные понятия;

отличия прозаической и стихотворной речи;

уметь:

выразительно читать произведения (или фрагменты);

пересказывать эпизод, сюжет и фабулу художественного произведения;

аргументированно отвечать на вопрос по содержанию литературного произведения (устно и письменно);

цитировать художественное произведение;

определять принадлежность произведения к литературному роду;

определять эпические жанры (новелла, роман), лирические жанры (послание, сонет), характеризовать балладу как лироэпический жанр;

определять основной конфликт произведения и характеризовать сюжетно-композиционные особенности произведения;

называть особенности художественного пространства и художественного времени в произведении;

определять стихотворный метр и составлять схему ритмического рисунка лирического произведения;

называть отличия фольклорного и литературного произведений, характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;

сравнивать героев и эпизоды;

характеризовать персонаж литературного произведения;

выражать свое отношение к прочитанному;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска нужной информации в учебной хрестоматии и в словарях о литературе, о конкретном произведении и его авторе;

  • написания выборочных изложений, создания рассказа на основе жизненных впечатлений, написания сочинения-характеристики литературного героя, сравнения героев литературного произведения;

  • выбора произведения для внеклассного чтения.

Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета.

Личностные результаты, формируемые при изучении предмета «Литература»:

формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

формировать уважение к личности и её достоинству;

формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации;

формировать уважение к истории;

формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

способствовать развитию культурной и этнической толерантности;

осуществлять рефлексию.

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература»:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Регулятивные УУД:

— обучение целеполаганию;

— самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

— анализировать условия достижения цели;

— устанавливать целевые приоритеты;

— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— принимать решения в проблемной ситуации;

— самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

— адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения;

— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

— оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;

— создавать тексты определённого жанра;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

— работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

— давать определения понятиям;

— обобщать понятия;

— самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

— пользоваться изучающим видом чтения;

— самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

— строить рассуждения;

— осуществлять сравнение;

— излагать содержание прочитанного текста выборочно;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

— осуществлять анализ;

— учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

— осуществлять классификацию.

Предметные знания:

— знать биографические сведения о писателе;

— знать содержание прочитанных литературных произведений;

— понятие о приключенческой литературе и литературном герое;

— знать понятия вымысла и авторского замысла в литературе;

— знать: что такое литературный портрет;

— знать отличительные признаки стихотворной речи;

— знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;

— знать изученные теоретико-литературные понятия.

Предметные умения:

— формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

— уметь характеризовать героев;

— определять роль портретной характеристики героя;

— видеть в тексте средства создания характера героя;

— узнавать приключенческую литературу по её признакам;

— уметь делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;

— уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

— уметь писать сочинения разных жанров;

— уметь анализировать литературное произведение;

— уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

— уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;

— создавать устное монологическое высказывание;

— уметь отличать литературный портрет от обычной биографии;

— уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции;

— отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

— уметь сопоставлять героев;

— уметь понимать ключевые проблемы произведения;

— уметь сопоставлять произведения;

— уметь сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;

— читать выразительно наизусть стихотворения;

— уметь узнавать фантастическую литературу по её признакам;

— уметь отличать сказку от произведения фантастической литературы;

— уметь узнавать детектив по его жанровым признакам;

— уметь различать повесть и рассказ по их признакам;

— уметь различать в произведении автора и рассказчика;

— определять стихотворный размер;

— понимать русское слово в его эстетической функции.

Программа литературы. 6 класс

Художественный мир литературного произведения. Введение.

Художественный мир литературного произведения. Художественная образность как эстетическая основа литературы. Изобразительно-выразительные средства художественной речи.

Устное народное творчество. Мифы.

Мифология как форма художественного познания действительности. Начальное понятие о мифе. Античная мифология и ее своеобразие. Отражение мифа в литературе.

М и ф ы Д р е в н е й Г р е ц и и: «Олимп», «Гиацинт». Пантеон языческих богов как способ мифологического познания мира. Художественное объяснение природных явлений в мифах.

М и ф о л о г и я е в р о п е й с к и х н а р о д о в: кельтская мифология, германская мифология, славянская мифология. «Недуг уладов». Представления кельтов о языческих божествах. Тесная связь мира богов и мира людей. Отношение к женщине в кельтском обществе. Этическое звучание мифа.

«Создание мира». Художественное воспроизведение космогонических представлений древних германцев. Типологическая близость представлений о природных явлениях в образах языческих богов древних греков и древних германцев.

«Норны». Мифологизм исторических и этических представлений древних германцев.

«Перун и Скипер-зверь». Мифологическое представление славян о природных явлениях. Художественная основа мифа. Традиции национального фольклора в разработке мифа. Символическое изображение борьбы Добра и Зла. Образ Перуна

как народный идеал. Семейная тема в мифе.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Легенды и мифы Древней Греции.

А. И. Н е м и р о в с к и й. «Мифы и легенды Древнего Востока».

И. В. Р а к. «Мифы Древнего Египта».

Мифы Древней Индии.

Предания и мифы средневековой Ирландии.

Скандинавские сказания.

Л. X. О л с о н. «Эрик — сын человека».

Мифы древних славян. Русские веды.

Мифы и легенды Отличие легенд от мифов. Легендарная основа народного героического эпоса европейских народов.

«Песнь о Роланде». Памятник французского героического эпоса. Тема долга и чести в песни. Народный идеал песни. Конфликт феодального и родового права. Карл Великий как идеал правителя.

«Калевала». Памятник карело-финского героического эпоса. Народный идеал в произведении, его патриотическое звучание.

Русские былины. Памятник славянского героического эпоса. Отражение в былинах общенародных представлений о героизме и народных героях. Художественное своеобразие народных былин. Средства создания поэтической образности в былинах. Постоянный эпитет, гипербола, художественный повтор.

«Вольга и Микула Селянинович». Сопоставление характеров Вольги и Микулы. Мифологические черты образа Вольги. Художественная роль зачина и повторов. Народный идеал в былине. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Принципы

создания в былине образа народного героя. Постоянные эпитеты в былине. Идейное и нравственное звучание былины, ее патриотизм.

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Русские сказители.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Русские былины.

«Песнь о моем Сиде».

«Под звон мечей».

«Наследники Вюльфингов».

«Рыцари Круглого Стола».

Мифы и легенды Европы.

Литература

Связь и взаимодействие литературы и фольклора. Особенности построения художественного мира литературных произведений на фольклорной основе.

«Мул без узды». Образец рыцарского романа. Начальное понятие о романе. Связь романа с кельтским фольклором. Сходство и различие главного героя романа с героями народного героического эпоса. Средства художественной образности в романе.

«Чудо Георгия о змие». Особенности жанра христианской легенды. Образ великомученика Георгия Победоносца. Сила Божьего слова в легенде.

«Повесть о Евпатии Коловрате» (фрагмент из «Повести о разорении Рязани Батыем в 1237 году»). Памятник древнерусской литературы. Художественные средства создания образа главного героя. Патриотическое звучание и героический

пафос повести.

Народные традиции в западноевропейской литературе.

Р. Л. С т и в е н с о н. «Вересковый мед». Легендарная основа баллады, ее патриотическое звучание. Образ старого пикта.

Былинные мотивы в русской поэзии. А. К. Т о лс т о й. «Илья Муромец», И. А.

Б у н и н. «Святогор и Илья», Н. С. Г у м и л е в. «Змей», Д. Б. К е д р и н. «Князь Василько Ростовский».

Былина и баллада, черты сходства и различия жанров. Народный идеал и авторская позиция в произведениях, их художественное своеобразие.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Р. Л. Г р и н. «Легенды о рыцарях Круглого Стола».

И. К. А. М у з е у с. «Сказки и легенды».

Г. ф о н К л е й с т. «Поединок».

А. С. П у ш к и н. «Утопленник», «Гусар», «Песни западных славян».

О. М. С о м о в. «Оборотень», «Сказание о храбром витязе Укроме-табунщике».

Н. В. Г о г о л ь. «Вий».

А. К. Т о л с т о й. Баллады.

И. А. Б у н и н. «Святогор», «Баба-Яга у_____».

К. Д. Б а л ь м о н т. «Перун», «Световид».

П. П. Б а ж о в. «Серебряное копытце», «Медной горы Хозяйка».

Житийная литература

Житие святого. Характер Сергия. Житие как жанр средневековой русской литературы. Образ Сергия Радонежского. Нравственное и патриотическое звучание жития, его художественные особенности.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться различать фольклорное и литературное произведения».

Литература как поэтическая память народа

Связь времен и наследование исторических традиций в литературе. Начальное понятие об историзме и средствах создания исторического колорита. Литература как хранительница исторической памяти народа. Национальные поэтические

традиции в литературе.

Н. М. К а р а м з и н. «Наталья, боярская дочь». Связь произведения с фольклорными традициями. Изображение исторического прошлого. Патриотическое звучание произведения. Нравственный выбор героев. Авторская позиция.

А. С. П у ш к и н. «Песнь о вещем Олеге». Исторический и легендарный материал песни. Эпическая традиция в песни. Роль диалогов. Поэтическое мастерство А. С. Пушкина.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как определить основную тему произведения».

М. Ю. Л е р м о н т о в. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорные традиции в произведении. Художественные средства создания исторического колорита. Характеры

Калашникова и Кирибеевича. Роль образа повествователя. Понятие о стилизации в произведении.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться характеризовать героя в произведении».

Н. В. Г о г о л ь. «Тарас Бульба». Легендарная и историческая основа произведения. Характер Тараса и средства его создания. Начальное понятие о пафосе. Героический пафос произведения. Принцип контраста в изображении сыновей Тараса. Нравственная проблематика произведения. Способы выражения авторской позиции, патриотическое звучание произведения.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как определить авторское отношение к герою».

А. С. Х о м я к о в. «Вадим». Использование образов славянской мифологии. Патриотическое звучание произведения.

В. Я. Б р ю с о в. «В башне». Особенности художественного пространства и художественного времени в произведении. Сон как прием организации повествования.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как представить себе художественное пространство и художественное время в произведении».

В. С. П и к у л ь. «Конная артиллерия, марш-марш!». Современное прочтение русской истории и ее эстетическое осмысление.

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Факт и вымысел в художественном произведении на историческую тему.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

А. А. Д е л ь в и г. «Русская песня».

В. Ф. Р а е в с к и й. «Песнь воинов перед сражением».

К. Ф. Р ы л е е в. «Иван Сусанин», «Ермак».

А. А. Б е с т у ж е в — М а р л и н с к и й. «Наезды», «Роман и Ольга».

М. Ю. Л е р м о н т о в. «Баллада» («В избушке позднею порою…»).

К. П. М а с а л ь с к и й. «Стрельцы», «Регентство Бирона».

М. Н. З а г о с к и н. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

А. К. Т о л с т о й. «Князь Серебряный».

А. Н. М а й к о в. «Емшан».

М. А. В о л о ш и н. «Святая Русь».

В. Я. Б р ю с о в. «Нить».

В. А. Г и л я р о в с к и й. «Шипка».

К. М. С и м о н о в. «Ледовое побоище».

А. Д ю м а. «Три мушкетера».

В. С к о т т. «Айвенго».

Р. Л. С т и в е н с о н. «Черная стрела».

Э. Дж. Э. Б у л ь в е р — Л и т т о н. «Последние дни Помпеи».

Литературное произведение как художественное единство

Содержание и форма художественного произведения. Тема, проблема, идея. Композиция и сюжет литературного произведения. Завязка, развитие действия, кульминация и развязка как сюжетно-композиционные элементы. Экспозиция, пролог, эпилог. Виды композиции. Способы организации сюжета.

Н. В. Г о г о л ь. «Страшная месть». Своеобразие композиции. Основной конфликт в произведении. Тема человеческой ответственности в противоборстве со злом.

А. С. П у ш к и н. «Дубровский». Основной конфликт произведения. Дубровские и Троекуров. Любовная линия Владимир — Маша и ее роль в организации повествования. Авантюрные приемы в произведении. Проблема совместимости

офицерской чести и разбоя. Образ «благородного разбойника». Авторская позиция в произведении.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться определять роль пейзажа в художественном произведении».

А. С. П у ш к и н. «Скупой рыцарь». Основной конфликт и трагическое в драматическом произведении. Особенности жанра. Тема скупости и особенности авторской позиции в произведении. Мастерство Пушкина-драматурга.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться определять основной конфликт в художественном произведении».

Н. С. Л е с к о в. «Привидение в Инженерном замке». Своеобразие повествования. Особенности сюжета новеллы. Фантастика и жизнеподобие в художественном мире произведения. Смысл названия новеллы.

Р. Д. К и п л и н г. «Маленький Вилли-Винки». Характер ребенка. Изображение внутреннего мира Винки. Тема человеческой ответственности в произведении. Особенности композиции новеллы. Смысл названия, подзаголовка и концовки

произведения.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как написать отзыв о прочитанном произведении».

А. П. П л а т о н о в. «Разноцветная бабочка». Сказочные мотивы и философский конфликт в произведении. Образ матери и нравственное звучание произведения.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться пересказывать сюжет литературного произведения».

В. А. С о л о у х и н. «Мститель». Понятие о внутреннем конфликте. Изображение внутреннего мира как основа организации сюжета. Утверждение идеи человеческого великодушия.

Е. И. Н о с о в. «Лоскутное одеяло». Использование диалога в организации сюжета. Связь поколений в новелле.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться характеризовать особенности композиции произведения».

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Строение сюжета.

П р о и з в е д е н и я д л я с а м о с т о я т е л ь н о г о ч т е н и я у ч а щ и х с я

Н. В. Г о г о л ь. «Майская ночь, или Утопленница».

И. С. Т у р г е н е в. «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода».

Л. Н. Т о л с т о й. «Набег».

А. П. Ч е х о в. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим».

Н. С. Г у м и л е в. «Мик».

И. С. Ш м е л е в. «Лето Господне» («Праздники»).

К. И. Ч у к о в с к и й. «Серебряный герб».

К. М. С и м о н о в. «Третий адъютант», «Малышка».

К. Г. П а у с т о в с к и й. «Последний черт», «Кот Ворюга».

В. И р в и н г. «Жених-призрак».

Э. А. П о. «Очки».

Ж. В е р н. «Пятнадцатилетний капитан».

П. М е р и м е. «Взятие редута».

Т. Г а р д и. «Роковая ошибка церковных музыкантов».

Дж. К. Д ж е р о м. «Миссис Корнер расплачивается».

Р. Б р э д б е р и. «И тогда грянул гром».

Дж. Л о н д о н. «На берегах Сакраменто», «Белый клык».

М. Т в е н. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Г. Р. Х а г г а р д. «Дочь Монтесумы».

Основы стихосложения и поэтической образности

Понятие ритма в стихотворной поэтической речи. Основы организации стихотворного ритма. Силлабо-тоническая система стихосложения. Понятие стопы. Начальное понятие о стихотворных размерах. Двусложные стопы: ямб, хорей.

А. С. П у ш к и н. «Зимнее утро», «Бесы», М. Ю. Л е р м о н т о в. «Парус». Особенности ямбического и хореического рисунка стихотворений. Начальное понятие о пиррихии и спондее. Идейно-художественное своеобразие стихотворений.

А. С. П у ш к и н. «Дельвигу». Вольный стих и особенности жанра послания. Трехсложные стопы: дактиль, амфибрахий и анапест.

М. Ю. Л е р м о н т о в. «Тучи». Дактилический рисунок стихотворения. Идейно- художественное своеобразие лирического произведения.

Н. А. Н е к р а с о в. «Крестьянские дети». Амфибрахический рисунок стихотворения. Идейно-художественное своеобразие произведения.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как услышать в художественном произведении голос автора».

Н. С. Г у м и л е в. «Сказочное». Анапест и его ритмообразующая роль в произведении. Художественное своеобразие стихотворения.

Вольный стих, особенности ритмического рисунка вольного стиха.

Понятие о рифме и система рифмовки. Виды строф.

Сонет как формализованный стихотворный жанр. Ф. П е т р а р к а. Сонет СССХIХ («На смерть Мадон-ны Лауры»);

У. Ш е к с п и р. Сонеты № 66, 74; А.

А. Д е л ь в и г. «Вдохновение»; А. С. П у ш к и н. «Сонет»; В. Я. Б р ю с о в. «Сонет к форме»; А. А. Т а р к о в с к и й. «Беженец».

Ритмическое, строфическое и идейно-художественное своеобразие сонетов.

Изобразительно-выразительные средства художественной (поэтической) речи.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Как научиться определять стихотворный метр».

В м а с т е р с к о й х у д о ж н и к а с л о в а. Язык поэтического произведения.

Ч и т а т е л ь с к а я л а б о р а т о р и я: «Учимся пользоваться интернет-ресурсами».

Учебно-методическое обеспечение

ученика:

  1. Литература. 6кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для школ и классов с углубл. изуч. лит., гимназий и лицеев/ авт.-сост. О.Н. Зайцева, М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; под ред. М.Б. Ладыгина – М. : Дрофа, 2013.

  2. Литература. 6кл. В 2 ч.: рабочая тетрадь к учеб.-хрестоматии с углублённым изучением литературы / Ладыгин, Н.А. Нефедова, Т.Г. Тренина; под ред. М.Б. Ладыгина – М. : Дрофа, 2013.

учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М. : Просвещение, 2012

  2. Литература. Программа для школ и классов с углублённым изучением литературы. 5 – 11 классы / М.Б. Ладыгин, А.Б. Есин, Н.А. Нефедова, Д.Г. Булгаков; под редакцией М.Б. Ладыгина. – М. : Дрофа, 2013.

  3. М.Б. Ладыгин, Н.А. Нефедова Методическое пособие к учебнику «Литература 6 класс» под редакцией М.Б. Ладыгина – ООО Дрофа, 2013

  4. Липина Е.Ю. Литература. ЕГЭ: шаг за шагом. 5-8 классы. – М.: Дрофа, 2011

Календарно-тематическое планирование уроков литературы (углублённый уровень) в 6 классе