Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
«Слово»
«Согласовано» Заместитель директора по УР «__»______________20___г.
| «Утверждаю» Директор Приказ №_____________от «__»_______________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
2 класс КРН VII вида
Учитель:
Зимина М.А.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»__________2012 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 2 класа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика».Программа детализирует и раскрываает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Данная программа будет реализовываться в 2 классе КНР VII вида
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
— математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
— освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
— воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие
задачи:
— создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
— сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
— обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
— сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
— сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
— сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
— выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Особенности детей с ОВЗ VII вида.
-
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
-
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
-
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
-
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
-
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
-
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно — логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики во 2 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего140 часов.
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
— понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 2 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
— Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); — Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
— Проговаривать последовательность действий на уроке.
— Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
— Учиться работать по предложенному учителем плану.
— Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
— Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
— Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
— Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
— Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
— Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
— Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
— Познавательный интерес к математической науке.
— Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
— Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
— Слушать и понимать речь других.
—Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
— Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
— Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
— названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
-
названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-
названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
-
таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
-
правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание
-
(со скобками и без них);
-
названия и обозначение действий умножения и деления.
Умения:
-
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-
находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных — письменно;
-
находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
-
решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл
-
умножения и деления;
-
чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
-
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
— использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)
— использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);
— выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
— выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);
— производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
— решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
— узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,- определять длину данного отрезка;
— заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)
— решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
-
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
-
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
-
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
-
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
-
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
-
взаимообучение, диалогические методики;
-
комментированные упражнения;
-
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основное содержание предмета.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»,
2.«Арифметические действия»,
3.«Текстовые задачи»,
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»,
6.«Геометрические величины»,
7.«Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики.
Содержание курса начального общего образования по учебному предмету.
Числа от 1 до 100. Нумерация (19 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и
чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (71 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для
рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоуголь-
ника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью
до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (40 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления
с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (10 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письмен-
ные приемы.
Решение задач изученных видов.
дата | Виды работ | кол. часов | урок | |
1. |
| Контрольная работа № 1. «Проверка знаний по курсу математики за 1 класс». | 2 | 9 |
2. |
| Контрольная работа № 2.»Запись и сравнения чисел в пределах 100. Решения текстовых задач. Соотнесения величин — сантиметр, дециметр и метр, рубль и копейка». | 2 | 17 |
3. |
| Контрольная работа № 3. «Единицы длины и времени». | 2 | 36 |
4. |
| Контрольная работа № 4. «Использования термин «равенство» и «неравенство» и т.д.» | 2 | 53 |
5. |
| Контрольная работа № 5. «Уравнения и составные задачи в два действия». | 2 | 61 |
6. |
| Контрольная работа № 6. «Решение текстовых задач и уравнений, вычислять периметр фигур». | 2 | 82 |
7. |
| Контрольная работа № 7. «Решение задач на умножение, замена умножение сложением, решать уравнения, находить периметр фигур». | 2 | 107 |
8. |
| Контрольная работа № 8. «Умения решать задачи на умножение и деление». | 2 | 120 |
9. |
| Контрольная работа № 9. » Умножение и деление «. | 2 | 128 |
10. |
| Итоговая контрольная работа. №10 | 2 | 136 |
Календарно-тематическое планирование