Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кривоносовская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района
Воронежской области
СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _______И. П. Кривоносова «____»____________20___г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ В. А. Чубова «____»____________20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Математика»
5 класс
Учитель – Ковалев Евгений Васильевич
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике (сборник Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5 – 6 класс составитель Бурмистрова Т. А. Москва, Просвещение 2009 год). Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла, согласована с заместителем директора по УВР, утверждена директором школы, приказ № 152-А от 30.08.2013 года.
Место в учебном плане. На изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год), т.к. из школьного компонента введен 1 час, поэтому на изучение математики в 5 классе отводится 6 часов в неделю, всего 210 часов.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:
— учебник математики для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика 5», издательство «Мнемозина», г. Москва – 2011год;
— «Дидактические материалы по математике для 5 класса». А.С. Чесноков, К.И. Нешков, издательство «Классикс Стиль», г. Москва;
— «Контрольные и самостоятельные работы по математике». А.П. Ершов, В.В. Головобордько издательство «Илекса», Москва. 2010 год;
— «Преподавание математики в 5 – 6 классах». В. И. Жохов, Москва, издательство «Мнемозина», 2000 год;
— «Математика 5 класс. Контрольные работы» — Александрова В.Л. — Москва, издательство «Интеллект — Центр» 2011 год;
Цели программы:
— воспитание у обучаемых средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса;
— воспитание отношение к математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюции математических идей;
— развитие навыков вычислений с натуральными числами;
— освоение навыков действий с десятичными и обыкновенными дробями;
— формирование умений: использование букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составление уравнений, построение геометрических фигур, измерение геометрических величин.
Основные задачи:
— обеспечить уровневую дифференциацию в ходе обучения;
— обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения алгебры и геометрии, а также для продолжения образования;
— сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
— выявить и развить математические и творческие способности.
Содержание рабочей программы.
1. Натуральные числа и шкалы.
Обозначение натуральных чисел. Отрезок, Длина отрезка. Треугольник. Плоскость, прямая, луч. Шкалы и координаты. Меньше или больше.
Цель – систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков.
Задачи – восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки измерения и построения отрезков. Ввести понятие координатного луча, единичного отрезка и координаты точки.
Понятия шкалы и делений, координатного луча
Знать и понимать:
— понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов;
— таблицу классов и разрядов, обозначение разрядов;
— общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа;
— понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков;
— единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы);
— измерительные инструменты;
— понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение;
— понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение;
— понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки;
— понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство;
Уметь:
— читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные;
— составлять числа из различных единиц, строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам;
— выражать длину (массу) в различных единицах;
— показывать предметы, дающие представление о плоскости;
— определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков;
— чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам;
— сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча;
— читать и записывать неравенства, двойные неравенства.
(Владеть способами познавательной деятельности).
2. Сложение и вычитание натуральных чисел
Знать и понимать:
— порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел);
Уметь: — заменять действие умножения сложением и наоборот;
— решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление); Сложение и вычитание натуральных чисел и его свойства. Вычитание. Числовые и буквенные выражения. Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Уравнение. Цель – закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел. Задачи – уделить внимание закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, т.к. они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. Составлять буквенные выражения по условию задач, решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). Знать: — понятия действий сложения и вычитания, компоненты сложения и вычитания; — свойства сложения и вычитания натуральных чисел, понятие периметра многоугольника; — алгоритм арифметических действий над многозначными числами. Уметь: — складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча; — находить неизвестные компоненты сложения и вычитания; — использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений; — решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания; — раскладывать число по разрядам и наоборот.
3. Умножение и деление натуральных чисел. Умножение натуральных чисел и его свойства. Деление. Деление с остатком. Упрощение выражений. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами. Задачи – целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводится понятие квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
4. Площади и объёмы. Формулы. Площадь. Формула площади прямоугольника, квадрата. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. Цель – расширить представление учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов, систематизировать известные им сведения о единице измерения. Задачи – отработать навыки решения задач по формулам. Уделить внимание формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи. |
Знать и понимать:
Уметь: — читать и записывать формулы;
5. Обыкновенные дроби. Окружность и круг. Доли. Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Правильные и неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Деление и дроби. Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел. Цель – познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей. Задачи – изучить сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Уметь сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, выделять целые части дроби. Знать и понимать: — понятия окружности, круга и их элементов; — понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби; — основные виды задач на дроби, правило сравнения дробей; — понятия равных дробей, большей и меньшей дробей; — понятия правильной и неправильной дроби, правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; — изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы; — читать и записывать обыкновенные дроби, называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают; — изображать дроби, в том числе равные на координатном луче, распознавать и решать три основные задачи на дроби; — сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом; — складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем, записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей; — записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби; — выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанное число в виде неправильной дроби; — складывать и вычитать смешанные числа. 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей. Десятичная запись дробных чисел. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Приближенные значения чисел. Округление чисел. |
Цель – выработать умение читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей |
Задачи – четко представлять разряды рассматриваемого числа, уметь читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Знать и понимать:
— понятие десятичной дроби, его целой и дробной части;
— правило сравнения десятичных дробей, правило сравнения десятичных дробей по разрядам;
— понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей, правило сложения и вычитания десятичных дробей;
— свойства сложения и вычитания десятичных дробей, понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком), понятие округления числа, правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов;
Уметь:
— уметь представление о десятичных разрядах;
— читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби;
— выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей;
— изображать десятичные дроби на координатном луче, складывать и вычитать десятичные дроби;
— раскладывать десятичные дроби по разрядам;
— решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями;
— округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда.
7. Умножение и деление десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей на натуральное число. Деление десятичных дробей на натуральное число.
Умножение десятичных дробей. Деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое.
Цель – выработать умение умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями.
Задачи – основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
Знать и понимать:
— правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия);
— правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия);
— правило деления на 10, 100, 1000 и т.д.
— правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д.
— свойства умножения и деления десятичных дробей;
— понятие среднего арифметического нескольких чисел;
— понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности;
Уметь:
— умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь;
— выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями;
— находить урожайность, среднюю производительность и т.д., применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений;
— вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби;
— решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями;
— находить среднее арифметическое нескольких чисел;
— находить среднюю скорость движения.
8. Инструменты для вычисления и измерения.
Микрокалькулятор. Проценты. Угол. Прямой и развернутый углы. Чертежный треугольник.
Измерение углов. Транспортир. Круговые диаграммы.
Цель – сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
Задачи – понимать смысл термина «проценты». Учиться решать задачи на проценты; находить проценты от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Формировать умения проводить измерения и строить углы. Учиться строить круговые диаграммы. Учить пользоваться калькулятором при вычислениях.
Знать и понимать:
— понятие процента, знак, обозначающий «процент»;
— правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот;
— основные виды задач на проценты;
— понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов, знак, обозначающий «угол»;
— свойство углов треугольника;
— измерительные инструменты;
— понятие биссектрисы угла;
— алгоритм построения круговых диаграмм.
Уметь:
— пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями;
— обращать десятичную дробь в проценты и наоборот;
— вычислять проценты с помощью калькулятора, распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины.
9. Элементы логики, комбинаторики, статистики и
теории вероятностей.
Введение в вероятность. Перебор возможных вариантов. Дерево возможных вариантов. Достоверные, невозможные и случайные события.
Уметь:
— проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации контр примеры для опровержения утверждений;
— извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; строить круговые диаграммы;
— решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов;
— вычислять среднее значения результатов измерений;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— выстраивания аргументации при доказательстве(в форме монолога и диалога);
— анализа реальных числовых данных представленных в виде диаграмм, таблиц;
— решения учебных практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
— понимания статистических утверждений.
10. Повторение.
Итоговое повторение. Действия с натуральными числами и дробями (десятичными, обыкновенными, смешанными числами). Решение уравнений, работа с числовыми и буквенными выражениями. Элементы геометрии. Итоговая контрольная работа.
Учебно – тематический план
Название темы | Контрольные работы | Количество часов | |
1 | Натуральные числа и шкалы. | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 15 |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Контрольная работа №3 «Числовые и буквенные выражения. Уравнение» | 28 |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел»
Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | 35 |
4 | Площади и объемы | Контрольная работа №6 «Площади и объемы» | 12 |
5 | Обыкновенные дроби | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби»
Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 25 |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 13 |
7 | Умножение и деление десятичных дробей | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
Контрольная работа №11 «Умножение и деление на десятичную дробь» | 26 |
8 | Инструменты для вычислений и измерений | Контрольная работа №12 «Проценты»
Контрольная работа №13 «Углы» | 18 |
9 | Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
|
| 16 |
10 | Повторение | Контрольная работа №14 Итоговая контрольная работа | 22 |
ВСЕГО | 14 | 210 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения математики на базовом уровне
в 5 классе ученик должен:
Знать/понимать:
— как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
— как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
— каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
Уметь:
— выполнять устно действия сложения и вычитания двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначным числителем и знаменателем;
— переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
— находить значение числовых выражений;
— округлять натуральные числа и десятичные дроби, находить приближенные значения с недостатком и с избытком;
— пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
— решать текстовые задачи арифметическим способом, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для решения несложных практический задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
— устной прикидки и оценки результатов вычислений;
— проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Учебно – методическое обеспечение программы
1. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов:
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика 5», издательство «Мнемозина», г.Москва — 2009;
2. Дидактические материалы по математике для 5 класса. А.С. Чесноков, К.И. Нешков, издательство «Классик Стиль», г. Москва — 2008г.
3. Контрольные и самостоятельные работы по математике. А.П. Ершов, В.В. Головобордько издательство «Илекса», Москва.2010г
4.Контрольно — измерительные материалы математика 5 класс, Л.П. Попова, издательство «ВАКО» г. Чехов — 2010г.
5.www.metschool.ru
6.uztest.ru
Сокращения, используемые в рабочей программе.
Форма контроля | |||
УОНМ | Урок ознакомления с новым материалом | УС | Устный счёт |
УЗИ | Урок закрепления изученного | УО | Устный опрос |
УПЗУ | Урок применения знаний и умений | ФО | Фронтальный опрос |
УОСЗ | Урок обобщения и систематизации знаний | СР | Самостоятельная работа |
УПКЗУ | Урок проверки и коррекции знаний и умений | ИЗ | Индивидуальное задание |
КУ | Комбинированный урок | МТ | Математический тест |
УКЗ | Урок коррекции знаний | МД | Математческий диктант |
|
| ПР | Практическая работа |
|
| КР | Контрольная работа |
Календарно — тематическое планирование по математике в 5 классе
по учебнику Н. Я. Виленкина «Математика. 5 класс»
(6 часов в неделю, 210 часов в год)