Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Щетиновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Щетиновская СОШ» ________Т.А. Ганиева «__» июня 2013 г.
| «Утверждаю» Директор МОУ «Щетиновская СОШ» ________Т.В. Сыроватченко Приказ №____ от «__» __________ 2013 г.
|
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
5 класс
(базовый уровень)
Программу разработал
учитель физики и математики
Денисова Ирина Николаевна
высшая
квалификационная категория
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
-
примерной программы по математике основного общего образования,
-
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год,
-
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
-
базисного учебного плана,
-
локальных актов по школе.
При изучении математики в 5 классе ставятся следующие цели:
1. Начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
2. Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
3. Начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
4. Продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
1. Увеличить теоретическую значимость изучаемого материала.
2. Научить применять теорию к решению задач.
3. Развивать математическую речь.
4. Осуществлять связь математики с другими предметами.
Согласно планированию предполагается изучение натуральных чисел и действий над ними, шкал, площадей и объемов, обыкновенных дробей, десятичных дробей и действий над ними, а также инструментов для вычислений и измерений.
При изучении учебного курса 5 класса уделяется большое внимание задачам, направленным на развитие естественно — научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 5 часов в неделю, всего 170 часов, 14 контрольных работ.
В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
При оставлении календарно – тематического планирования были внесены следующие изменения:
-
Для организации повторения в начале учебного года выделено 3 часа, взятых из раздела «Повторение». Таким образом, в начале года проводится 3 часа повторения и в конце учебного года – 14 часов.
-
Введен входной контроль в начале учебного года (3 урок)
-
№ п п
Раздел темы
Количество часов
Примерная программа
Рабочая программа
1
Повторение за курс 1-4 классов
—
3
2
Натуральные числа и шкалы
15
15
3
Сложение и вычитание натуральных чисел
20
20
4
Умножение и деление натуральных чисел
27
27
5
Площади и объемы
12
12
6
Обыкновенные дроби
23
23
7
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
22
22
8
Умножение и деление десятичных дробей
25
25
9
Инструменты для вычислений и измерений
9
9
10
Повторение и решение задач
17
14
Требования к уровню подготовки учащихся
Глава I. Натуральные числа и шкалы
Знать:
-
понятие натуральных чисел, классов, разрядов;
-
понятие отрезка, его концов, длины;
-
понятие треугольника;
-
понятие многоугольника;
-
понятие единицы измерения.
Уметь:
-
читать многозначные числа, записывать, разбивать на классы;
-
сравнить числа, записывать результат с помощью знаков <,>;
-
строить, измерять отрезки, сравнивать их, переходить от одних единиц измерения к другим;
-
строить прямые, лучи, обозначать их;
-
изображать координатный луч, отмечать на нем заданные числа, называть число, соответствующее данному делению на координатном луче.
Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел.
Знать:
-
алгоритм арифметических действий над многозначными числами;
-
определение компонентов при сложении и вычитании;
-
свойства сложения и вычитания;
-
определение уравнения и корня.
Уметь:
-
читать числовые и буквенные выражения;
-
составлять буквенные выражения по условию задачи;
-
решать уравнение на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
Глава III. Умножение и деление натуральных чисел
Знать:
-
свойства умножения натуральных чисел;
-
понятие квадрата и куба числа;
-
правила выполнения порядка действий.
Уметь:
-
решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;
-
решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами умножать и делить натуральные числа, читать их;
-
выполнять деления с остатком, называть получившийся ответ;
-
возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий.
Глава IV. Площади и объемы
Знать:
-
формулы пути, площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;
-
основные единицы измерения площадей, объемов.
Уметь:
-
вычислять по формулам, записывать формулы и упрощать их;
-
переходить от одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;
-
находить площадь поверхности параллелепипеда.
Глава V. Обыкновенные дроби
Знать:
-
понятие круга и окружности, их элементы;
-
определение правильных и неправильных дробей, равных дробей;
-
правила сложения и вычитания дробей.
Уметь:
-
строить окружность по заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;
-
читать дроби, записывать, изображать на координатном луче;
-
решать основные задачи на дроби;
-
сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;
-
записывать частное в виде дроби и наоборот, применять свойство деления суммы на число;
-
выделять целую часть, записывать частное в виде смешанного числа.
Глава VI . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей
Знать:
-
определение десятичной дроби;
-
правило сравнения десятичных дробей;
-
правило округления чисел с недостатком и избытком
Уметь:
-
записывать и читать десятичные дроби;
-
отмечать десятичные дроби на координатном луче;
-
решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
Глава VII. Умножение и деление десятичных дробей.
Знать:
-
правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 …;
-
правила умножения и деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;
-
определение среднего арифметического, средней скорости.
Уметь:
-
умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;
-
делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;
-
обращать обыкновенную дробь в десятичную;
-
умножать дробь на 0,1; 0,01; 0,001 …;
-
находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Глава VIII. Инструменты для вычисления и измерения
Знать:
-
определение процента, его запись, чтение;
-
определение угла, прямого, развернутого, острого, тупого;
-
определение градуса, величину прямого и развернутого углов.
Уметь:
-
выполнять вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;
-
обращать десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать задачи на проценты;
-
называть углы, находить равные, строить углы;
-
пользоваться транспортиром, находить и строить углы.
-
читать и строить круговые диаграммы.
Календарно-тематическое планирование