Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Щетиновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

«Согласовано»

Руководитель м/о учителей естественно-научного цикла

___________ФИО

Протокол № __

от «__»июня 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МОУ «Щетиновская СОШ»

________Т.А. Ганиева

«__» июня 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Щетиновская СОШ» ________Т.В. Сыроватченко

Приказ №____

от «__» __________ 2013 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Математика»

5 класс

(базовый уровень)

Программу разработал

учитель физики и математики

Денисова Ирина Николаевна

высшая

квалификационная категория

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования,

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год,

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • базисного учебного плана,

  • локальных актов по школе.

При изучении математики в 5 классе ставятся следующие цели:

1. Начать овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

2. Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

3. Начать формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

4. Продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи:

1. Увеличить теоретическую значимость изучаемого материала.

2. Научить применять теорию к решению задач.

3. Развивать математическую речь.

4. Осуществлять связь математики с другими предметами.

Согласно планированию предполагается изучение натуральных чисел и действий над ними, шкал, площадей и объемов, обыкновенных дробей, десятичных дробей и действий над ними, а также инструментов для вычислений и измерений.

При изучении учебного курса 5 класса уделяется большое внимание задачам, направленным на развитие естественно — научного мировоззрения. Планирование рассчитано на 5 часов в неделю, всего 170 часов, 14 контрольных работ.

В ходе преподавания математики в 5 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

При оставлении календарно – тематического планирования были внесены следующие изменения:

  1. Для организации повторения в начале учебного года выделено 3 часа, взятых из раздела «Повторение». Таким образом, в начале года проводится 3 часа повторения и в конце учебного года – 14 часов.

  2. Введен входной контроль в начале учебного года (3 урок)

п п

Раздел темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

Повторение за курс 1-4 классов

3

2

Натуральные числа и шкалы

15

15

3

Сложение и вычитание натуральных чисел

20

20

4

Умножение и деление натуральных чисел

27

27

5

Площади и объемы

12

12

6

Обыкновенные дроби

23

23

7

Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

22

22

8

Умножение и деление десятичных дробей

25

25

9

Инструменты для вычислений и измерений

9

9

10

Повторение и решение задач

17

14

Требования к уровню подготовки учащихся

Глава I. Натуральные числа и шкалы

Знать:

  • понятие натуральных чисел, классов, разрядов;

  • понятие отрезка, его концов, длины;

  • понятие треугольника;

  • понятие многоугольника;

  • понятие единицы измерения.

Уметь:

  • читать многозначные числа, записывать, разбивать на классы;

  • сравнить числа, записывать результат с помощью знаков <,>;

  • строить, измерять отрезки, сравнивать их, переходить от одних единиц измерения к другим;

  • строить прямые, лучи, обозначать их;

  • изображать координатный луч, отмечать на нем заданные числа, называть число, соответствующее данному делению на координатном луче.

Глава II. Сложение и вычитание натуральных чисел.

Знать:

  • алгоритм арифметических действий над многозначными числами;

  • определение компонентов при сложении и вычитании;

  • свойства сложения и вычитания;

  • определение уравнения и корня.

Уметь:

  • читать числовые и буквенные выражения;

  • составлять буквенные выражения по условию задачи;

  • решать уравнение на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

Глава III. Умножение и деление натуральных чисел

Знать:

  • свойства умножения натуральных чисел;

  • понятие квадрата и куба числа;

  • правила выполнения порядка действий.

Уметь:

  • решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий;

  • решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на… (в…)», «меньше на… (в…)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.() также задачи на известные учащимся зависимости между величинами умножать и делить натуральные числа, читать их;

  • выполнять деления с остатком, называть получившийся ответ;

  • возводить в квадрат и куб числа, соблюдая порядок действий.

Глава IV. Площади и объемы

Знать:

  • формулы пути, площадей прямоугольника, квадрата, периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;

  • основные единицы измерения площадей, объемов.

Уметь:

  • вычислять по формулам, записывать формулы и упрощать их;

  • переходить от одних единиц площадей к другим в соответствии с условием задачи;

  • находить площадь поверхности параллелепипеда.

Глава V. Обыкновенные дроби

Знать:

  • понятие круга и окружности, их элементы;

  • определение правильных и неправильных дробей, равных дробей;

  • правила сложения и вычитания дробей.

Уметь:

  • строить окружность по заданному радиусу, точки, принадлежащие кругу и не принадлежащие;

  • читать дроби, записывать, изображать на координатном луче;

  • решать основные задачи на дроби;

  • сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями с помощью координатного луча, читать равенства и неравенства;

  • записывать частное в виде дроби и наоборот, применять свойство деления суммы на число;

  • выделять целую часть, записывать частное в виде смешанного числа.

Глава VI . Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей

Знать:

  • определение десятичной дроби;

  • правило сравнения десятичных дробей;

  • правило округления чисел с недостатком и избытком

Уметь:

  • записывать и читать десятичные дроби;

  • отмечать десятичные дроби на координатном луче;

  • решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

Глава VII. Умножение и деление десятичных дробей.

Знать:

  • правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 …;

  • правила умножения и деления десятичных дробей на 0,1; 0,01; 0,001 …;

  • определение среднего арифметического, средней скорости.

Уметь:

  • умножать десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;

  • делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 …;

  • обращать обыкновенную дробь в десятичную;

  • умножать дробь на 0,1; 0,01; 0,001 …;

  • находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Глава VIII. Инструменты для вычисления и измерения

Знать:

  • определение процента, его запись, чтение;

  • определение угла, прямого, развернутого, острого, тупого;

  • определение градуса, величину прямого и развернутого углов.

Уметь:

  • выполнять вычисления на калькуляторе, составлять программу вычислений;

  • обращать десятичные дроби в проценты и обратно, находить проценты от числа, решать задачи на проценты;

  • называть углы, находить равные, строить углы;

  • пользоваться транспортиром, находить и строить углы.

  • читать и строить круговые диаграммы.

Календарно-тематическое планирование