МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г.Иланского Красноярского края
Утверждаю Директор МБОУ «Иланская СОШ №2» ________________ Сорокина Н.П. Приказ № 106 от 02.09.2013г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
для 3 класса
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.
.
2013 — 2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике, программы «Математика 1-4 кл», авт. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. (издательство «Просвещение», 2011г.)
в соответствии с:
— требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
— учебным планом МБОУ «Иланская СОШ№2» на 2013-14 учебный год;
— календарным учебным графиком на 2013-14 учебный год;
Цели:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения):
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— формирование системы начальных математических знаний и умений как применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Для реализации программного содержания используется УМК « Школа России».
УМК:
Программа «Математика» — Моро М.И. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – Москва, «Просвещение», 2011 г.
1.Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ — М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2013г.
2. Проверочные работы. Волкова С.И 3 класс. — М.: Просвещение, 2013г.
3.Методические рекомендации к учебнику «Математика. 3 класс» — Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. М.: Просвещение, 2012г.
Количество часов: В неделю – 4 часа, 136ч – в год.
Количество часов | |
1 четверть | 36 часов |
2 четверть | 28 часов |
3 четверть | 41 часов |
4 четверть | 31 часа |
Итого за год: | 136 часов |
Учебно-тематический план по разделам
Название раздела | Количество часов | |
1. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) | 8 |
2. | Табличное умножение и деление (продолжение) | 28 |
3 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение) | 28 |
4 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. | 27 |
5 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | 13 |
6 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. | 10 |
7 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. | 12 |
8 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе. Проверка знаний | 10 |
Итого | 136 |
Формы текущего контроля успеваемости:
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса, проверочных работ, проектов, математических диктантов, тестов. Административные контрольные работы на начало учебного года, за 1 полугодие 2013-14 уч.года и за 2013-14 учебный год.
Форма промежуточной аттестации – административная диагностическая работа.
Распределение контрольных, проверочных, и т.п. работ:
1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | год | |
Административные контрольные работы | 1 | 1 | 0 | 1 | 3 |
Контрольные работы | 1 | 0 | 1 | 1 | 3 |
Проверочные работы | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
Математические диктанты | 4 | 3 | 5 | 5 | 17 |
Проекты | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 |
Тесты | 0 | 2 | 2 | 0 | 4 |
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Математика» в 3 классе.
Личностные:
— навыки проведения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
— положительное отношение к урокам математики к учёбе, к школе;
— понимание значения математических знаний в собственной жизни;
— умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат;
— начальное представление об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений)
Метапредметные:
Регулятивные:
— понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи , осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
— находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы, знаки;
— планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
— проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно.
Познавательные:
— устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели отношения между объектами;
— проводить сравнения по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
— фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
— делать выводы по анологии и проверять эти выводы;
— проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
— понимать базовые межпредметные предметные понятия: числа, величина, геометрическая фигура;
— осмысленно читать тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Коммуникативные:
— строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
— принимать активное участие в работе в паре, в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
— применять изученные правила общения, осваивать попытки сотрудничества в учебной деятельности;
— принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию.
— контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Предметные:
Числа и величины. Обучающийся научится:
— читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
— устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
— выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
— классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;
— представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;
— находить долю от числа и число по его доле;
— выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
— применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг.
Арифметические действия. Обучающийся научится:
— выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
— выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
— выполнять деление с остатком;
— находить значение сложных выражения, содержащих 2 – 3 действия;
— решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.
Работа с текстовыми задачами. Обучающийся научится:
— выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицы, чертеж, схему и т.д.;
— выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2 – 3 действия;
— решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы) ;
— преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия ;
— составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Обучающийся научится:
— различать окружность и круг;
— строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
— строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.
Геометрические величины. Обучающийся научится:
— находить площадь фигуры с помощью палетки;
— вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;
— выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;
— применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000мм;
— использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм), квадратный сантиметр (см), квадратный дециметр (дм), квадратный метр (м), квадратный километр (км) и соотношения между ними: 1 см = 100мм, 1 дм = 100см, 1 м = 100 дм.
Работа с информацией. Обучающийся научится:
— использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;
— устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;
— использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Математика» в 3 классе.
Книгопечатная продукция.
1. Диски «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия»
2.Калашникова, Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: Схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков / Н.Г.Калашникова, Т.Г.Блинова. – Волгоград: «Учитель», 2011.
3.Рудницкая, В.Н. Контрольные работы по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х ч.»/ В.Н.Рудницкая. – 10-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
http ://school —collection .edu .ru
http ://method .samara .rcde .ru
http ://nsc .1september .ru .
http ://www .openworld .ru
http ://www .zankov .ru .
http ://maro .newmail .ru
http ://www .murzilka .km .ru .
http ://www .km .ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
Печатные пособия:
— комплект таблиц для начальной школы, 3 класс: « Приёмы вычислений», «Зависимости между величинами», «Структура текстовых задач», «Способы анализа задач различной сложности», «Умножения и деления на 2,3,4.5.6.7,8,9», «Название компонентов умножения», «Название компонентов деления», «Таблица классов и разрядов», «Таблица — Пифагора»,
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
— электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (Диск CD—ROM) , М. «Просвещение», 2013г.
Технические средства:
— интерактивная доска
— персональный компьютер
— ксерокс
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
— набор геометрических тел (куб, шар, конус, цилиндр, прямоугольный параллелепипед)
— демонстрационная линейка
— демонстрационный чертёжный треугольник,
— демонстрационный циркуль
— набор счётных палочек, счёты
— циферблат демонстрационных часов
— наборное полотно
Оборудование класса:
Шкафы
Столы ученические – 15 штук.
Стулья ученические – 30 штук.
Стол учителя – 1 штука.
Стул мягкий – 1 штука.
Классная доска.
:
Критерии оценивания.
Контрольная работа.
Отметка «5» — без ошибок;
Отметка «4» — 1-2 ошибки, но не в задаче;
Отметка «3» — 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;
Отметка «2» — не решена задача или более 4-х грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.
Если к/р состоит из двух задач и примеров:
Отметка «5» — без ошибок;
Отметка «4» — если 1-2 вычислительные ошибки;
Отметка «3» — если 1 ошибка в ходе решения одной задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущено 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач;
Отметка «2» — если допущены ошибки в ходе решения двух задач или в ходе решения одной из задач и 4 вычислительных ошибок или при решении задач и примеров более 6 ошибок.
Математический диктант.
Включает 12 и более заданий.
Отметка «5» — если все задания решены верно;
Отметка «4» — если выполнено не верно 1/5 от их общего числа;
Отметка «3» — если выполнено не верно ¼ от их общего числа;
Отметка«2» — если выполнено не верно ½ от их общего числа.
Тестирование.
Отметка «5» — 80-100% от максимальной суммы баллов
Отметка «4» — 60-80%
Отметка «3»- 40-60 %
Отметка «2»- 0-40%
Проверочная работа (из примеров)
Отметка «5» — без ошибок
Отметка «4»- 1-2 ошибки
Отметка «3»- 3-4 ошибки
Отметка «2» — 5 и более ошибок.
Проверочная работа (из задач)
«5» — без ошибок;
«4» — 1-2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки;
«3» — 2-3 ошибки (более ½ сделано верно), если допущена одна ошибка в ходе решения задачи, независимо 2 или 3 задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
«2» — 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
Проекты:
Показатели проявления компетентности учащихся:
1 Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)
— Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта
— Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения
— Знание источников информации
2Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)
— Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность
-.Умение формулировать цель, задачи
— Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы
— Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать пример
— Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью
— Умение находить требуемую информацию в различных источниках
— Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью
3.Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)
— Понимание актуальности темы и практической значимости работы
— Выражение собственной позиции, обоснование ее
— Умение оценивать достоверность полученной информации
— Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство
ИТОГО:
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов
Тематическое планирование