Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
г. Козьмодемьянска»
Программа лингвистического кружка
«Путешествие в страну Языкознания»
для учащихся 5-7 классов
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Родионова Тамара Ивановна
Козьмодемьянск, 2012г.
Пояснительная записка
Учебно-воспитательный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных видов работ вне класса, во внеурочное и внеклассное время. Классная и внеклассная работа дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету.
В настоящее время одной из актуальных задач современной школы является воспитание и формирование всесторонней творческой личности, способной саморазвиваться. В предъявляемых сегодня требованиях к содержанию образования главное место отводится приоритету тех знаний, умений и навыков, которые потребуются в жизни.
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках осознанной любви к родному русскому языку как одному из основных школьных предметов, так как русский язык является ещё и средством обучения других предметов, фундаментом общего образования учащихся.
Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – все это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению грамотности.
Считаю, что успеху обучения русскому языку, развитию творческих способностей учащихся во многом способствует внеклассная работа по этому предмету.
Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Это и различные лингвистические кружки, КВН, олимпиады, викторины, устные журналы, «грамматические бои», выпуск стенгазеты и т.д. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, другие — эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармоническое сочетание.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы я считаю кружковую работу, которая способствует выявлению творческих возможностей детей, более углубленному практическому знакомству с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков мыслей и чувств.Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учащимися на уроках, заинтересовывают ребят не только сообщением каких-либо новых деталей, но и тем, что известные положения предстают перед ними в новом аспекте.
Мною разработана программа кружка для учащихся 5 классов. С переходом ребят в старшие классы работа кружка будет углубляться и усложняться.
Периодичность занятий кружка – один раз в три недели.
Высокая активность учащихся достигается применением разнообразных форм занятий: бесед, кратких увлекательных рассказов учителя о жизни языка, занимательных игр, тестов, инсценировок, деловых игр, использованием системы творческих заданий.
Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. Однако занимательность нельзя отожествлять с развлекательностью: занимательный – значит «интересный, связанный с процессом познания нового»
Основные цели занятий кружка: привить любовь к великому русскому языку, возбудить интерес к речевым явлениям, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету, поддержать свойственную ученикам пытливость ума.
Задачи:
— расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
— развить коммуникативные, интеллектуальные способности учащихся;
— научить детей самостоятельно работать со словарями, справочниками, пособиями;
— приобщить к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай ещё не совсем самостоятельному;
— привить навыки правильной литературной речи и навыки публичных выступлений.
Я думаю, именно внеклассные занятия при индивидуальном подходе к учащимся предоставляют учителю неограниченные возможности для осуществления вышеуказанных задач.
ПРОГРАММА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»
(для учащихся 5-7 классов)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ