Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида

г. Белая Холуница Кировской области


 

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

школы-интерната IV вида
  от _______ №_________

Директор школы-интерната

____________Н.В. Ушакова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по письму и развитию речи

для 3 класса VIII вида

Составитель Е. А. Капранова

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

г. Белая Холуница

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса VIII вида составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы » под редакцией В.В.Воронковой,

М.: «Просвещение»,2010г.

Изучение письма и развития речи во вспомогательной школе направлено на достижение следующих целей:

Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

Выработать элементарные навыки грамотного письма;

Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

Формировать нравственные качества.

Общая характеристика предмета

      В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
      Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
      Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
      В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
      Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Учебно-тематический план

Название темы.

Кол-во часов

I.

Повторение

10

II.

Звуки и буквы

85

1.

Звуки и буквы.

5

2.

Алфавит.

5

3.

Гласные и согласные

5

4.

Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных.

7

5.

Ударение в слове

8

6.

Слога как часть слова. Деление слов на слоги и для переноса. Слогообразующая роль гласных.

5

7.

Перенос слов при письме

6

8.

Твёрдые и мягкие согласные.

5

9.

Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь.

7

10.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

9

11.

Парные звонкие и глухие согласные.

15

12.

Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

8

III

Слово

46

1.

Слова, обозначающие названия предметов.

9

2.

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц.

8

3.

Слова, обозначающие названия действий предметов.

12

4.

Слова, обозначающие признаки (качества) предметов.

10

5.

Предлоги. Слова

с разделительным (ъ) знаком.

7

IV

Предложение

18

V.

Повторение

11

Итого

170

Планируемые результаты обучения

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения письма и развития речи :

Самоопределение:

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

— принятие образа «хорошего ученика»;

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

— осознание ответственности человека за общее благополучие;

— осознание своей этнической принадлежности;

-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

— самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

— эстетические потребности, ценности и чувства;

— этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Метапредметные результаты изучения письма и развития речи:

Познавательные УУД :

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;

— осуществлять рефлексию способов и условий действий,

— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

— ставить, формулировать и решать проблемы;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

в том числе творческого и исследовательского характера;

— осуществлять смысловое чтение;

— выбирать вид чтения в зависимости от цели;

Знаково-символические:

использовать знаково-символические средства

— моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Информационные:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

— сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

— обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

— анализ информации;

-передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

— применение и представление информации;

Логические:

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

— подведение под правило;

— анализ; синтез; сравнение; сериация;

— классификация по заданным критериям; установление аналогий;

— установление причинно-следственных связей;

различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

Регулятивные УУД:

Целеполагание:

формулировать и удерживать учебную задачу;

— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

применять установленные правила в планировании способа решения;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

— составлять план и последовательность действий;

— использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

предвосхищать результат;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— различать способ и результат действия;

использовать установленные правила в контроле способа решения;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коррекция:

вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

Оценка:

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Планирование учебного сотрудничества:

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

-умение слушать и вступать в диалог; формулировать свои затруднения, выполнять взаимопроверку

Предметные результаты изучения письма и развития речи

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся к концу 3 класса должны знать:   

Алфавит

Учащиеся должны уметь:
— составлять предложения,

— выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

-анализировать слова по звуковому составу;
— различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
-определять количество слогов в слове по количеству гласных,

-делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

-списывать текст целыми словами;
 — писать под диктовку текст

(20—25 слов), включающий изученные орфограммы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить

3   к л а с с

      Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.

Количество часов за год — 170

Количество часов в неделю- 5

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ .