Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида
г. Белая Холуница Кировской области
УТВЕРЖДЕНА Приказом директора школы-интерната IV вида Директор школы-интерната ____________Н.В. Ушакова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по письму и развитию речи
для 3 класса VIII вида
Составитель Е. А. Капранова
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
г. Белая Холуница
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса VIII вида составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы » под редакцией В.В.Воронковой,
М.: «Просвещение»,2010г.
Изучение письма и развития речи во вспомогательной школе направлено на достижение следующих целей:
Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
Выработать элементарные навыки грамотного письма;
Повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
Формировать нравственные качества.
Общая характеристика предмета
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Учебно-тематический план
Название темы. | Кол-во часов | |
I. | Повторение | 10 |
II. | Звуки и буквы | 85 |
1. | Звуки и буквы. | 5 |
2. | Алфавит. | 5 |
3. | Гласные и согласные | 5 |
4. | Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных. | 7 |
5. | Ударение в слове | 8 |
6. | Слога как часть слова. Деление слов на слоги и для переноса. Слогообразующая роль гласных. | 5 |
7. | Перенос слов при письме | 6 |
8. | Твёрдые и мягкие согласные. | 5 |
9. | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. | 7 |
10. | Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу | 9 |
11. | Парные звонкие и глухие согласные. | 15 |
12. | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. | 8 |
III | Слово | 46 |
1. | Слова, обозначающие названия предметов. | 9 |
2. | Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц. | 8 |
3. | Слова, обозначающие названия действий предметов. | 12 |
4. | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов. | 10 |
5. | Предлоги. Слова с разделительным (ъ) знаком. | 7 |
IV | Предложение | 18 |
V. | Повторение | 11 |
| Итого | 170
|
Планируемые результаты обучения
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения письма и развития речи :
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
— осознание ответственности человека за общее благополучие;
— осознание своей этнической принадлежности;
-социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Нравственно-этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
— эстетические потребности, ценности и чувства;
— этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
Метапредметные результаты изучения письма и развития речи:
Познавательные УУД :
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— применять правила и пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями;
— осуществлять рефлексию способов и условий действий,
— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
— ставить, формулировать и решать проблемы;
— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,
в том числе творческого и исследовательского характера;
— осуществлять смысловое чтение;
— выбирать вид чтения в зависимости от цели;
Знаково-символические:
— использовать знаково-символические средства
— моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
— поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
— сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
— обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
— анализ информации;
-передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
— применение и представление информации;
Логические:
— подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
— подведение под правило;
— анализ; синтез; сравнение; сериация;
— классификация по заданным критериям; установление аналогий;
— установление причинно-следственных связей;
различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
Регулятивные УУД:
Целеполагание:
— формулировать и удерживать учебную задачу;
— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
— применять установленные правила в планировании способа решения;
— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
— составлять план и последовательность действий;
— использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
— предвосхищать результат;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Контроль и самоконтроль:
— сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— различать способ и результат действия;
— использовать установленные правила в контроле способа решения;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Коррекция:
— вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
— адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
Оценка:
— выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
— предлагать помощь и сотрудничество;
— проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планирование учебного сотрудничества:
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
-умение слушать и вступать в диалог; формулировать свои затруднения, выполнять взаимопроверку
Предметные результаты изучения письма и развития речи
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся к концу 3 класса должны знать:
Алфавит
Учащиеся должны уметь:
— составлять предложения,
— выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
-анализировать слова по звуковому составу;
— различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
-определять количество слогов в слове по количеству гласных,
-делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
-списывать текст целыми словами;
— писать под диктовку текст
(20—25 слов), включающий изученные орфограммы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список слов, правописание которых учащиеся должны усвоить
3 к л а с с
Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.
Количество часов за год — 170
Количество часов в неделю- 5
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ .