10. ТРЕТИЙ КЛАСС
10.1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 3 класса
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
Аудирование (слушание) (20ч) | ||
Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений | Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий. Восприятие научно-популярного текста: основное содержание . | Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. Различать на слух речь родного и иностранного языков |
| Чтение (62 ч) |
|
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии индивидуальным темпом чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.
| Чтение вслух и про себя Чтение вслух слогов, слов, предложений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами. Чтение про себя текстов разных жанров. Выразительное чтение прозаических и стихотворных произведений. Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Чтение наизусть стихотворений.
| Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно читать целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку. Теме, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять смысл заглавия произведения; из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавоивать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Сравнивать темы произведений авторов – представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклерных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и т.д.). Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.
Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге. |
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста(главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно- изобразительных материалов. Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основании имени, авторских пометок. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста) пересказ учебного и научно-популярного текстов. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, подзаголовок, оглавление, аннотация, предисловие и послесловие; иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. | Работа с разными видами текста Текст. Текст и набор предложений. Художественный текст. Научно-популярный текст. Учебный текст. Отличие художественного текста от научно-популярного. Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение, о чем будет рассказываться в данном тексте .Цель и назначение заглавия произведения. Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса. Тема текста Определение темы текста(о животных, о природе, о детях, о войне, о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста(о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей). Главная мысль текста Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться. Слова, словосочетания в тексте, отражающие мысли, чувства автора. Работа с текстом. Составление плана текста. Определение главной мысли текста. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов части текста. Озаглавнивание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Подробный пересказ текста. Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Пересказ фрагмента текста. Пересказ текста. Краткий или сжатый пересказ текста. Определение главной мысли. Определение темы каждой части: деление текста на части. Выделение опорных слов фрагмента. Слова, выражения текста для устного высказывания. Сокращение текста. Краткий пересказ текста. Выборочный пересказ текста. Характеристика героя произведения слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Рассказ о герое произведения по самостоятельно составленному плану. Перессказ фрагмента текста: отбор слов, выражений из текста для характеристики места действия, самого напряжённого момента в развитии действия, времени действия героев произведения, начала действия. Составление текста на основе отобранных языковых средств по коллективно составленному плану (с помощью учителя). Рассказ по иллюстрации к тексту. Анализ иллюстрации (кто изображён, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа (с помощью учителя, по коллективно составленному плану, самостоятельно). Работа с книгой. Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Аннотация книги. Знакомство с библиотекой. Алфавитный каталог. Каталожная карточка, её назначение. Выбор книги по рекомендованному списку. Отзыв на книгу. | |
Культура речевого общения (43 ч) | ||
Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения. Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельно построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему | Диалог. Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопросы собеседника. Правила речевого общения. Вежливость – первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику :правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе. Монолог. Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Презентация высказывания окружающим. Устный рассказ. Определение темы прочитанного произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чем хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор). Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения с собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке. Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?) Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей |
Культура письменной речи (11 ч) | ||
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему, отзыва. | Определение темы своего высказывания (то, о чём бы я хотел рассказать).Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моём рассказе). Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва. | Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать). Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание, отбирать целесообразные средства языка в соответствии с типом текста |
| Круг детского чтения |
|
Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы ХIХ-ХХ вв. (например, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, Ф. И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.Н. Толстой, В.В. Маяковский, С.А. Есенин), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Историческая, приключенческая литература, фантастика. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.
| Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы ХIХ-ХХ вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения, пьесы. Мифы, легенды, библейские рассказы (на ознакомительном уровне, отрывки). Детские журналы: о природе, художественно-развлекательные, художественно-публицистические. Справочник для учащихся начальной школы. Энциклопедия «Про всё на свете» Темы детского чтения Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключенческая литература, фантастика. Детская литература народов России (наиболее известные авторы и произведения) |
|
Литературоведческая пропедевтика | ||
Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик. Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев. Прозаическая и стихотворная речь. Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл). Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); большие фольклорные формы (былины, сказания, мифы и легенды); сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни. Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция). Рассказы, пьесы, повести, стихотворения, басни, очерки, статьи детской периодики – произведения классиков отечественной и зарубежной литературы ХIХ-ХХ вв. | Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки (разных народов России). Жанры произведений: рассказы, стихотворения, сказки. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста). Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение. Метафора. Гипербола | Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного). Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений. Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) | ||
Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий), создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) | Постановка живых картин Определение фрагмента ля постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин. Чтение по ролям Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям. Инсценирование Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования. Инсценирование. Устное словесное рисование Определение фрагмента для устного словесного рисования. Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента. Устное сочинение Отражение в устном сочинении темы прочитанного произведения (то, о чём хотел сказать автор). Определение главной мысли произведения (что главное хотел сказать автор). Определение темы и главной мысли устного высказывания. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация устного сочинения | Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.
Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Презентовать устное сочинение |
10.2. Планируемые результаты освоение программы учебного предмета обучающимися 3 класса по содержательным линиям
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся 3 класса научится:
-
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
-
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание текста, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по тексту;
-
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
-
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
-
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
-
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
-
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
-
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
-
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
-
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
-
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
-
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
-
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
-
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
-
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
-
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
-
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
-
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
-
писать отзыв о прочитанной книге;
-
работать с тематическим каталогом;
-
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Обучающийся 3 класса научится:
-
читать по ролям литературное произведение;
-
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
-
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
-
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
-
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
-
работать в группе, создавая инсценировки по произведению;
-
способам написания изложения.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся 3 класса научится:
-
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
-
отличать прозаический текст от поэтического;
-
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
-
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
-
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
10.3. Учебно-тематический план (3 класс)
Название раздела | Кол-во часов | Проекты
|
Наизусть | Неурочные формы занятий | |
| Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
|
|
|
1. | Самое удивительное чудо на свете | 4 |
|
| 1 |
2. | Устное народное творчество | 14 | 1 |
| 2 |
3. | Поэтическая тетрадь 1. | 11 | 1 | 4 | 2 |
4. | Великие русские писатели. | 24 |
| 4 | 4 |
5. | Поэтическая тетрадь 2. | 6 |
| 3 | 2 |
6. | Литературные сказки. | 8 |
| 2 | 1 |
7. | Были-небылицы. | 10 |
|
| 2 |
8. | Поэтическая тетрадь 1. | 6 |
| 1 | 2 |
9. | Люби живое. | 16 |
| 1 | 3 |
10. | Поэтическая тетрадь 2. | 8 | 1 |
| 2 |
11. | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | 12 |
|
| 2 |
12. | По страницам детских журналов. | 8 |
|
| 1 |
13. | Зарубежная литература. | 8 |
|
| 3 |
Всего: |
| 136 |
| 15 | 27 |
10.4 Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УКИЗ – урок комплексного использования знаний
УЗЗВУ – урок закрепления знаний и выработки умений
УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний