Рассмотрено на заседании Утверждено
методического совета Приказ по школе
Протокол № ____ от _____________г № ___от _______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»
по «Русскому языку»
для 4 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Бурцевой Анжелы Александровны
Период реализации программы: 1.09.2014 г. по 29.05. 2015 г.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
В содержании учебного предмета «Русский язык» раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу коммуникативную направленность. Общение — это не просто передача и восприятие информации. Это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). В общении выделяются: определенные условия общения, конкретная цель и результат коммуникации (материальный, духовный и др.).
Собеседник-слушатель и собеседник-читатель должны уметь анализировать речь партнера, осмысливать ее, выделять главное. Собеседникам необходимо взаимопонимание и получение общего, итогового результата общения. Осмысление ситуаций общения делает актуальным вопрос об отборе языковых средств для лучшего взаимопонимания партнеров. Подобная коммуникативная направленность курса предполагает активное развитие всех видов речевой деятельности: умения читать и писать, слушать и говорить.
Языковые понятия в новой системе не даются в готовом виде на иллюстративно-объяснительной основе. Их усвоение начинается с коммуникативно-речевых ситуаций, обеспечивающих главный переход от наблюдений за языковыми фактами к их систематизации, к обобщению с тем, чтобы опять вернуть их в речь и осмыслить, как они работают в текстах различной стилистической направленности.
Текст в новой системе рассматривается как результат (продукт) речевой деятельности. Такой подход к тексту позволяет объединить изучение грамматики и лексики с развитием речевых умений учащихся, стимулирует детей на создание
собственных текстов.
Познавательная направленность предмета обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона)
-
Цели и задачи:
Программа «Русский язык» для 4 класса направлена на достижение следующих целей:
-
формирование специальных умений и навыков по разделам программы;
-
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
-
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
-
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:
• развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
• обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
• пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
• формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
• обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
• развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
• развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
-
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
— приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменения-ми и дополнениями);
— постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
— примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);
— приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
— приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;
— приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова
-
Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 4 класс создана на основе:
-
примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования
-
программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф, М., «Просвещение», 2014 год;
-
Информация об используемом учебнике.
-
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2014 г.
-
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2014 г.
-
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
— Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования .
— Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
-
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Содержание программы «Русский язык» 4 класс полностью соответствует авторской программе Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.
-
Особенность курса.
Особенностью программы «Русский язык» 4 класс является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
-
Основные содержательные линии курса.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи
Повторение изученного.
Язык и речь. (Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Предложение.
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи.
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное.
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, —ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол.
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного. Связная речь
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Практическая часть программы:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | |
Диктант | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольное списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Проверочная работа | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
Изложение | 2 | — | 2 | — | 4 |
Сочинение | 1 | — | 1 | — | 2 |
-
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа «Русский язык» в 4 классе составлена из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год (34 недели).
-
Формы контроля.
— Индивидуальный и фронтальный опрос
— Индивидуальная работа по карточкам
— Работа в паре, в группе
— Контрольное списывание
— Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
— Срезовые работы (тесты)
— Творческие работы (сочинения, изложения)
-
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
-
Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
— урок изучение нового материала;
— урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
— комбинированный урок;
— урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-
Словесные, наглядные, практические.
-
Индуктивные, дедуктивные.
-
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
-
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
-
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
-
Устного контроля и самоконтроля.
-
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
При работе с первым разделом «Мир общения. Повторяем — узнаем новое»
— закрепить представление детей о речевом общении и языке как основном средстве коммуникации,
-углубить знания учащихся о вербальных (словесных) и невербальных средствах общения.
-познакомить с основными правилами ведения диалога,
— продолжать формировать представление детей о культуре устной и письменной речи, речевом этикете, уметь поддерживать разговор с партнером, проявлять к собеседнику должное внимание и уважение,
— наблюдать за функционированием языковых единиц в речи, постепенно приучаясь реализовывать свои коммуникативные намерения, оформлять устные и письменные высказывания в соответствии с существующими культурными нормами,
— продолжать работу по формированию орфографической зоркости учащихся,
— систематизировать знания детей об орфографических правилах.
Раздел «Язык – главный помощник в общении»
— познакомить детей с особенностями данных языковых единиц,
— показать, что словосочетание, предложение и текст — это не случайные образования. Каждое из них имеет свою четкую структуру,
— сопоставить сначала словосочетания, а затем предложения с разным лексическим наполнением, но построенных по одной модели (схеме),
— познакомить с композицией текста, определить, что данная структура свойственна не какому-либо одному тексту, а всем синтаксическим единицам данного уровня,
— продолжить работу со словарями различного типа: орфографическим, орфоэпическим, толковым, энциклопедическим, словарями синонимов и антонимов.
Раздел «Состав слова».
Лексической работе со словом, его значением в новой системе отводится значительное место. Начиная с периода обучения грамоте формируется представление детей о слове как о двусторонней единице языка, которая имеет внешнюю (звуко-буквенную) форму и внутреннюю форму (значение). Осознать и удержать в памяти информацию о двух сторонах слова учащимся помогают простейшие структурно-семантические модели слова. Такие модели помогают глубже осознать особенности многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов.
— учащиеся соотносят слова, которые создаются для наименования целой группы однородных предметов (нарицательные имена), слова, называющие единичные, конкретные предметы (имена собственные), слова, служащие для замещения других слов (местоимения),
— при изучении состава слова существенное внимание уделяется значению, которое приносит в слово каждая из морфем,
— знакомятся с понятием основы слова, с элементарными способами словообразования. Знание морфемного состава слова позволяет, с одной стороны, лучше понять его семантику, с другой стороны, организовать эффективную и осмысленную работу над орфографическими правилами.
— для формирования орфографической грамотности учащихся особое значение имеет задание сравнить форму и значения родственных слов. Выполнение этого задания помогает избежать ошибки, когда к однокоренным относят слова, которые имеют одинаково звучащие части, но различны по значению (вода — водитель, вор — ворона и др.). Знания о составе слова служат залогом орфографически верного написания приставок и суффиксов (простые случаи).
В разделе «Части речи»
— углубить и расширить знания учеников об имени существительном, глаголе, имени прилагательном,
— вводится определение местоимения,
— при изучении грамматических понятий (род, число и падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время, число и род глаголов) акцент делается на значении этих категорий для общения, для верного построения словосочетаний, предложений, текстов.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
-
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – РУССКИЙ ЯЗЫК
Раздел | Количество часов | |
1. | Повторяем – узнаём новое. | 18 часов |
2. | Язык как средство общения. | 26 часов |
3. | Состав слова. | 18 часов |
4. | Слово как часть речи. | 62 часа |
5. | Повторение | 12 часов |
| Итого | 136 |
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||||||||
Повторяем – узнаем новое (18 ч) | |||||||||
Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч) | |||||||||
Организация беседы, в результате которой ученики познакомятся с учебником и правилами работы по нему; выяснение и уточнение представления о речи и ее значении в жизни человека | Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению | |||||||
Актуализация знаний учащихся об основных требованиях к ведению диалога; введение понятий «диалог» и «монолог» | Речь устная и письменная | ||||||||
Цель речевого общения (3 ч) | |||||||||
Представление об общении как процессе, в котором есть определенная цель и должен быть достигнут результат; определение цели речевого общения | Цель речевого общения | Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации. | |||||||
Определение условий получения нужного результата общения; формирование у школьников коммуникативных навыков ведения диалога, доброжелательного и толерантного отношения к собеседнику Формирование у школьников коммуникативных навыков ведения диалога, доброжелательного и толерантного отношения к собеседнику | Правила общения | ||||||||
Речевая культура. Обращение (6 ч) | |||||||||
Зависимость выбора слов от цели общения; пополнение лексического запаса учащихся словами-обращениями; знакомство с правилами постановки знаков препинания при обращении Представление о различии научной, официально-деловой и разговорной речи; закрепление умения ставить знаки препинания при обращении; повторение алгоритмов проверки безударных гласных в корне слова | Речевая культура. Обращение. Выборочный диктант Знаки препинания при обращении | Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. | |||||||
Формирование умения составлять элементарные тексты в жанре делового стиля речи (заявление, инструкция, объяснительная, план), научного стиля речи Представление об отличительных особенностях научной и художественной речи; формирование умения составлять элементарные тексты научного и художественного стилей речи; повторение алгоритма проверки непроизносимых согласных в корне слова | Деловая речь. Составление планов Научная речь и художественная речь. Словарный диктант | ||||||||
Обобщение знаний о средствах создания выразительности в художественной речи (эпитет, сравнение); знакомство с метафорой; определение роли синонимов в художественном тексте; формирование умения составлять элементарные тексты в художественном стиле | Метафора и сравнение | ||||||||
Проверка умения определять, к какому типу речи относится текст, находить в тексте средства речевой выразительности. | Контрольный диктант «Клюква» | Умение определять в тексте место, где легко допустить ошибку, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем | |||||||
Текст как речевое произведение (7 ч) | |||||||||
Обобщение знания о признаках текста и его составных частях; закрепление умения определять тему и основную мысль текста; развитие орфографической зоркости при объяснении изученных ранее орфограмм и допущенных ошибок | Анализ контрольного диктанта. Текст. Признаки текста | Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения | |||||||
Обобщение знаний о признаках текста, его составных частях, типах текстов;. План текста простой и развернутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. Анализ выбора языковых средств в зависимости от основной цели автора; формирование умения составлять собственные тексты разных типов | План текста простой и развернутый. Типы текстов | ||||||||
Определение темы текста, передача содержания теста с опорой на вопросы плана; составление плана текста, определение главной мысли каждой части; отработка орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм | Обучающее изложение (упр. 37) | ||||||||
Анализ выбора языковых средств текста в зависимости от основной цели автора; формирование умения определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов. Углубление знаний об особенностях текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения | Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование Составление текстов разных типов. | ||||||||
Обобщение знания об особенностях текста-описания, текста-повествования и текста-рассуждения Обобщение знаний о речевом общении; развитие орфографической зор-кости при объяснении изученных ранее орфограмм | Составление собственного текста
| ||||||||
Проверка умения определять тип текста, усвоения орфографических навыков на основе изученных тем | Контрольный диктант по теме «Текст» | ||||||||
Работа над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях. | Анализ контрольного диктанта. Повторение | ||||||||
Язык как средство общения (26 ч) | |||||||||
Средства общения (6ч) | |||||||||
Представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения; активизация знаний об основных языковых единицах | Средства общения. Роль языка в общении | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Находить в учебнике и других книгах необходимую ин-формацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки. | |||||||
Представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения. | Способы передачи сообщения | ||||||||
Закрепление знания о звуках и буквах русского языка, об алфавите. Роль гласного и согласного звуков в различении слов. | Повторение. Звуки и буквы русского языка. Контрольное списывание | ||||||||
Представление о единообразии буквенного состава слова. Закрепление знаний о неоднозначном соответствии звука и буквы. Выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки. Знакомство с историческими корнями некоторых традиционных написаний. Важность значения орфографии для эффективного письменного общения. Закрепление навыков нахождения орфограмм в словах и выбора нужного алгоритма для их проверки. Воспитание внимательного отношения к звучащей речи, умение видеть ее красоту | Основные правила орфографии Словесное творчество. Основные правила орфографии. Выборочный диктант | ||||||||
Показать роль ударения в русском языке. Закрепление навыков проверки орфограмм в словах. | Повторение изученных орфограмм. Ударение | ||||||||
Проверка усвоения орфографических навыков | Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения» | ||||||||
Работа над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях | Анализ контрольного диктанта. Проверь себя | ||||||||
Предложение (3 ч) | |||||||||
Систематизация известных детям сведений о предложении и словосочетании. Смысловая функция знаков пре-пинания в конце предложения, при выделении значимых отрезков предложения | Различение предложений и словосочетаний | Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных) | |||||||
Роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелитель-ном наклонении, вопросительные слова) в формировании определенного типа предложений по цели высказывания и по интонации. Развитие речи учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Словарный диктант
| ||||||||
Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему (упр. 85) | |||||||||
Главные и второстепенные члены предложения (4 ч) | |||||||||
Закрепление умения находить в предложении главные члены. Развитие орфографической зоркости. Выявление свойств объектов. Способность использовать знаково-символичесие средства. Употребление специальной терминологии | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения | Выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль в предложении. Распространять предложения второстепенными членами. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого. Устанавливать связь слов в предложении | |||||||
Закрепление умения находить в предложении главные и второстепенные члены предложения. Находить зависимость между словами в предложении с помощью вопросов. Закрепление правописания частицы не с глаголами. Определение падежей имен существительных. Правописание приставок и предлогов | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения | ||||||||
Способы выражения подлежащего и сказуемого Тест по теме «Предложение» | |||||||||
Связь слов в предложении | |||||||||
Предложение с однородными членами (3 ч) | |||||||||
Роль однородных членов предложения в речи. Навык нахождения одно-родных членов в простых предложениях. Знакомство со знаками препинания при однородных членах с соединительными и разделительными, неповторяющимися и повторяющимися союзами | Однородные члены предложения. Словарный диктант | Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с одно-родными членами, соединенными и не соединенными союзами. Ставить запятые в предложениях с союзами а, и, но и без союзов. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. Отличать простое предложение от сложного. Использовать и конструировать предложения с однородными членами | |||||||
Выработка навыка употребления знаков препинания при однородных членах предложения. | Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления | ||||||||
Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. Важная роль знаков препинания в предложениях с однородными членами. Закрепление навыка употребления знаков препинания при однородных членах предложения. Развитие монологической речи | Знаки препинания при однородных членах предложения Тест по теме «Однородные члены предложения» | ||||||||
Простые и сложные предложения (2 ч) | |||||||||
Введение понятия «сложное предложение». Формирование умения различать простое и сложное предложения. Знакомство с правилами постановки запятых в сложном предложении. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Составлять элементарные сложные предложения. | |||||||
Совершенствование умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать со-держание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, различать простое и сложное предложения. Развивать речь | Обучающее изложение | ||||||||
Словосочетание (3 ч) | |||||||||
Различие между словосочетанием, словом и предложением. Закрепление умения находить словосочетания в составе предложения. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Анализ изложения. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением | Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетание | |||||||
Проверка усвоения навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | ||||||||
Систематизация знания учащихся о предложении и словосочетании. Корректировка знания учащихся при проведении работы над ошибками.
| Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о предложении и словосочетании | ||||||||
Слово и его значение (5ч) | |||||||||
Систематизация представления о слове как языковом знаке и средстве общения | Обобщение знаний о значении слова | Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенной и формально-грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план со-держания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова | |||||||
Формирование потребности обращения к словарям русского языка. Знакомство с различными типами лингвистических словарей. Представление о слове как языковом знаке – его звуко-буквенной форме и соответствующем ей содержании | Различные виды лингвистических словарей Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение | ||||||||
Закрепление знаний понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», умение использовать их в речи. Пользование различными типами лингвистических словарей | Синонимы, антонимы, омонимы | ||||||||
Выявление знаний учащихся об однозначных и многозначных словах | Многозначные слова | ||||||||
Выявление знаний учащихся о прямом и переносном значении слов Проверка знаний по разделу, умение работать с различными типами лингвистических словарей | Прямое и переносное значение слова Проверь себя. Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | ||||||||
Состав слова. Однокоренные слова (18 ч) | |||||||||
Систематизация и закрепление знаний о значимых частях слова. Повторение алгоритма разбора слов по составу | Состав слова. Разбор слова по составу | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема.
Находить значимые части слова (корень, пристав-ку, суффикс), опираясь на их единообразное написание.
Объяснять написание слова с точки зрения орфографии.
Различать приставки и предлоги, верно писать их. На основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях.
Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | |||||||
Представление о семантике приставок и о единообразии написания морфем. Повторение алгоритма отличия приставки от предлога на письме | Образование новых слов с помощью приставок | ||||||||
Повторение алгоритма проверки орфограммы «Разделительный твердый знак» | Разделительный твердый знак | ||||||||
Повторение алгоритма проверки орфограммы «Разделительный мягкий знак» | Разделительный мягкий знак | ||||||||
Закрепление умения различать написание слов с орфограммами «Разделительный твердый знак», «Разделительный мягкий знак» | Разделительные твердый и мягкий знаки | ||||||||
Проверка усвоения орфографических навыков на основе изученных тем | Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» | ||||||||
Закрепление представления о семантике суффиксов и единообразии их написания | Образование новых слов с помощью суффиксов | ||||||||
Знакомство с орфограммой «Право-писание суффиксов –ик-, -ек- в именах существительных» | Правописание суффиксов –ик-, -ек- | ||||||||
Закрепление знаний о корне и одно-коренных словах. Формирование навыков разбора слова по составу | Однокоренные слова | ||||||||
Закрепление правописания орфограмм корня. Представление о единообразии написания морфем | Правописание гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант | ||||||||
Закрепление знаний о семантике морфем. Развитие орфографической зоркости при правописании орфограмм корня Правописание орфограмм корня, показать, как выбор орфограммы может повлиять на значение слова | Правописание гласных и согласных в корне слова | ||||||||
Систематизация и закрепление знаний о значимых частях слова. Построение различных видов текстов | Удвоенные согласные в корне слова | ||||||||
Совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать части текста, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану | ||||||||
Работа над ошибками, допущенными в тексте. Закрепление правописания слов с двумя безударными гласными в корне | Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня | ||||||||
Закрепление правописания орфограмм корня. Анализ объектов с целью выделения признаков | Однокоренные слова и формы слова | ||||||||
Закрепление навыка написания сложных слов с соединительными гласными о и е | Правописание соединительных гласных в сложных словах | ||||||||
Развитие умения определять тему картины, описание картины, определение вида текста, составление текста-описания Закрепление правописания изученных орфограмм | Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег» Повторение изученных орфограмм | ||||||||
Проверка усвоения орфографических навыков на основе изученных тем, умение разбирать слова по составу | Контрольный диктант за I полугодие | ||||||||
Проведение работы над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях | Работа над ошибками. | ||||||||
Систематизация представления о семантике морфем и их роли в слове. | Проверь себя. Систематизация знаний о составе слова. Проверочный тест | ||||||||
Слово как часть речи (62ч) | |||||||||
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (3 ч) | |||||||||
Общее представление о понятии «грамматическое значение». Актуализация знаний об изученных частях речи. Различия между лексическим и грамматическим значениями слова. Понятие «часть речи» как группа слов, имеющих общие грамматические значения. | Различие и общность частей речи Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова, понимая более отвлеченный, обобщающий характер значения грамматического.
Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определенной части речи | |||||||
Роль в предложении слов каждой части речи. Закрепление представлений о роли окончаний в выражении с грамматических значений. | Роль частей речи в предложении | ||||||||
Систематизация полученных знаний о частях речи. | Проверь себя. Систематизация знаний о частях речи | ||||||||
Имя существительное (18 ч) | |||||||||
Повторение изученного об имени существительном. Актуализация знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных и их роде. | Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное; род, число, падеж. | |||||||
Род имен существительных (постоянный признак). Число, падеж (изменяемые признаки) | Число и род имен существительных | ||||||||
Закрепление алгоритма определение падежа имени существительного | Алгоритм определения падежа имен существительных | Применять алгоритм определения падежа существительного.
Определять падеж несклоняемых имен существительных.
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. | |||||||
Развитие умения распознавать падеж имен существительных | Упражнение в распознавании падежа имен существительных. Словарный диктант | ||||||||
Определение падежа имен существительных. Падежные формы имен существительных, имеющих одинаковые предлоги | Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительные. | ||||||||
Представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. Знакомство с признаками каждого склонения имен существительных. Распознавание склонения имен существительных | Три склонения имен существительных (общее представление) | ||||||||
Развитие умения определять тему текста, передавать содержание текста письменно, использовать при письме полученные знания | Обучающее изложение |
| |||||||
Развитие умения распознавать имена существительные 1-го склонения. Наблюдение за изменением окончаний имен существительных 1-го склонения. Проверка написания безударных окончаний ударными | Падежные окончания имен существительных 1-го склонения | Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имен существительных. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания | |||||||
Признаки имен существительных 2-го склонения. Умение писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. | Падежные окончания имен существительных 2-го склонения | ||||||||
Развитие умения распознавать имена существительные 3-го склонения. Умение писать безударные падежные окончания существительных 3-го склонения | Падежные окончания имен существительных 3-го склонения Проверочный тест | ||||||||
Распознавание склонения имен существительных. Умение писать безударные окончания имен существительных. | Падежные окончания имен существительных в единственном числе. Словарный диктант | Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число | |||||||
Падежные окончания имен существительных в единственном числе | |||||||||
Знакомство с изменением имен существительных во множественном числе. Варианты падежных окончаний имен существительных. Разбор имени существительно-го как части речи. Роль имен существительных в речи и в составе предложений | Склонение имен существительных во множественном числе. Проверочная работа | ||||||||
Проверка усвоения правил правописания безударных гласных в окончаниях имен существительных, умение определять грамматические признаки существительного | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||||||||
Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||||||||
Имя прилагательное (10 ч) | |||||||||
Активизация имеющихся знаний об имени прилагательном. Общее значение: признак, качество предмета, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам | Повторяем, что знаем | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приемы запоминания. Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. | |||||||
Способы проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множествен. числе (кроме имен прилагательных на –ья, -ье, -ов, -ин) | Безударные окончания имен прилагательных | ||||||||
Знакомство со склонением имен прилагательных. Написание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе и во множественном числе. Определение падежа имен прилагательных во множествен-ном числе | Склонение имен прилагательных | ||||||||
Склонение имен прилагательных Контрольное списывание | |||||||||
Формирование умения разбирать имя прилагательное как часть речи | Разбор имени прилагательного как части речи | ||||||||
Обобщение, проверка и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» | Проверь себя | ||||||||
Проверка умения правильно писать падежные окончания имен прилагательных, обозначать буквами изученные орфограммы | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||||||||
Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||||||||
Местоимение (5 ч) | |||||||||
Общие сведения о местоимении как части речи. Отличие его от других частей речи Знакомство с изменением личных местоимений по падежам | Местоимение как часть речи Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах. | |||||||
Склонение личных местоимений 3-го лица. Тест | |||||||||
Развитие умения правильно писать и употреблять местоимения, определять морфологические признаки местоимений | Изменение личных местоимений по падежам. Проверь себя. Контрольное списывание | ||||||||
Обобщение, проверка и систематизация знаний по теме «Местоимение» | |||||||||
Проверка умения правильно писать местоимения. Обозначение буквами изученных орфограмм | Контрольный диктант за четверть | ||||||||
Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||||||||
Глагол (16 ч) | |||||||||
Обобщенное лексическое значение глагола, его роль в языке. Распознавание глаголов среди омонимичных форм слов, относящихся к разным частям речи | Повторяем, что знаем. Роль глаголов в языке | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина) | |||||||
Актуализация знаний об изменении глаголов по временам. Умение определять временные формы глагола, род глаголов в прошедшем времени | Прошедшее время глагола | ||||||||
Расширение представления об особенностях неопределенной формы глагола. Постановка вопросов к глаголам в неопределенной форме | Неопределенная форма глагола | ||||||||
Знакомство с изменением глаголов по лицам и числам. Формирование умения спрягать глаголы в настоящем времени | Спряжение глаголов в настоящем времени | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени | |||||||
Знакомство с изменением глаголов по лицам и числам. Формирование умения спрягать глаголы в будущем времени Обобщение, проверка и систематизация знаний по теме «Имена существительное и прилагательное. Глагол» | Спряжение глаголов в будущем времени Проверь себя. Тест | ||||||||
Знакомство с особенностью окончаний глаголов 2-го лица. Формирование умения писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа | 2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять гла-голы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | |||||||
Знакомство с окончаниями глаголов I и II спряжения. Формирование умения различать личные окончания глаголов I и II спряжения | I и II спряжение глаголов | Применять алгоритм определения спряжения глаголов.
Называть основные способы определения спряжения глаголов.
Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.
Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | |||||||
Знакомство со способами определения I и II спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями | Способы определения спряжения глаголов | ||||||||
Закрепление умения правильно писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени. | Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | ||||||||
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Контрольное списывание | |||||||||
Умение обосновывать правильность написания изученных орфограмм. Распознавание формы 3-го лица и неопределенной формы возвратных глаголов | Правописание глаголов на –тся и -ться | Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограмма-ми –тся и –ться | |||||||
Знакомство с глаголами-исключения-ми. Умение писать глаголы с безударными окончаниями | Глаголы-исключения | Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений | |||||||
Отработка написания безударных окончаний глаголов, глаголов-исключений | Написание безударных окончаний глаголов | ||||||||
Грамматические категории глагола; закреплять написание безударных окончаний глаголов, глаголов-исключений | Разбор глагола как части речи. Тест «Спряжение глаголов» | Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределенную) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени | |||||||
Проверка умения правильно писать глаголы. Обозначение буквами изученных орфограмм | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||||||||
Анализ допущенных ошибок, их классификация, подбор аналогичных примеров | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||||||||
Имя числительное (3 ч) | |||||||||
Знакомство с частью речи «имя числительное» и ее значением | Общее представление об имени числительном как части речи | Рассмотреть общее значение имен числительных.
Объяснять различие функций имен числительных разных разрядов.
Научить по вопросам сколько? и который? различать количественные и порядковые имена числительные. Осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи) | |||||||
Знакомство с видами имен числительных. Закрепление их написания | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функциям | ||||||||
Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя числительное» | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление их в речи | ||||||||
Наречие (5 ч) | |||||||||
Знакомство с частью речи «наречие» и ее значением. | Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий | Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Находить наречия в речи по вопросам как? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? Распространять предложения наречиями. | |||||||
Умение распознавать в тексте наре-чия, ставить к ним вопросы, определять их значение. Формировать умение правильно писать некоторые группы наречий | Образование наречий от имен прилагательных | ||||||||
Роль наречий в предложении. Употребление наречий в речи. Тест «Наречие» | |||||||||
Повторить умения различать имена числительные и наречия, находить их в тексте | Контрольный диктант по темам «Имя числительное», «Наречие» | ||||||||
Совершенствовать умения анализиро-вать ошибки, классифицировать их и подбирать аналогичные примеры | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||||||||
Служебные части речи (2 ч) | |||||||||
Общее представление о предлогах и союзах. Значение и роль их в речи | Общее представление о предлогах и союзах | Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи | |||||||
Значение предлогов и союзов и их роль в предложении | |||||||||
Повторение (12 ч) | |||||||||
Рассмотреть слово с разных точек зрения. Закрепить и обобщить знания по теме «Слово» Повторить изученное о частях речи. | Повторение. Слово Части речи | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий | |||||||
Совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями | Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно составленному плану | ||||||||
Повторить изученные орфограммы. Выполнение заданий по аналогии | Повторение. Правила правописания. Контрольное списывание | ||||||||
Повторить части речи, написание окончаний имен существительных, прилагательных и глаголов | Повторение. Части речи Тест | ||||||||
Закрепить умение писать предлоги со словами раздельно | |||||||||
Повторить изученные орфограммы. | Повторение. Правила правописания | ||||||||
Проверить знания по изученным темам | Итоговый контрольный диктант | ||||||||
Совершенствовать умения анализировать ошибки, классифицировать их и подбирать аналогичные примеры | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||||||||
Повторить части речи, написание безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов | Повторение. Части речи | ||||||||
Проверить сформированность навыков письменной речи (умения передавать содержание текста, правильно строить предложения, умение орфографически грамотно записывать текст, соблюдая синтаксические нормы) | Контрольное изложение | ||||||||
Повторить изученные орфограммы. | Повторение. Правила правописания | ||||||||
Проверить знания по изученным темам
| Итоговый тест за 4 класс | ||||||||
Учить применять полученные знания, умения и навыки при выполнении нестандартных заданий. Прививать интерес к изучению русского языка | Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи» |
-
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛНИРОВАНИЕ — РУССКИЙ ЯЗЫК
Сокращения, принятые в данном планировании:
| с/к — самоконтроль и/к — итоговый контроль и- индивидуальный ф — фронтальный |