Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя общеобразовательная школа»
Агаповского района Челябинской области
Рабочая учебная программа по русскому языку с КИМ
(7 класс)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Алексеева Елена Александровна
г. Магнитогорск
2012
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа
_____________________________________________________________________
ул. Клубная, д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416
E-mail: primorsk_07@ mail.ru, http:// 74326s9.edusite.ru
Тел. 8-961-579-3818, 89028976220
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
__________ О.В.Шишлонова
Приказ №3-ОД
от «03» сентября 2012 г
Рабочая учебная программа
учителя
Алексеевой Елены Александровны
Русский язык
Основное общее образование, 7 класс
(общеобразовательный уровень)
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______ М.В. Яковлева
«02» сентября 2012 г.
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
________И.В. Сабитова
Протокол заседания №1
«30» августа 2012 г.
2012/13 учебный год
Структура документа
1. Пояснительная записка
1.1. Статус документа
1.2. Общая характеристика учебного предмета
1.3. Основное содержание программы
2. Тематический план
3. Национально-региональный компонент
4. Контрольные работы
5. Календарно-тематическое планирование по предмету
6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
7. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу, и уровню подготовки выпускников
8. Система оценивания результатов обучения
9. Характеристика контрольно-измерительных материалов
1. Пояснительная записка
-
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных и инструктивно-методических документов:
-
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
-
«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011/2012 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997);
-
«О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404):
-
образовательной программы школы:
-
учебного плана школы;
-
Рабочие программы по русскому языку 5 – 11 классов по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова: новый образовательный стандарт. – М.: Глобус, 2010;
-
Методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012/2013 учебном году (Приложение 9 к Письму Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012 г. №24/5135).
-
Общая характеристика учебного предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Блоковая структура примерной программы дает возможность соединять содержание блоков различными способами, что найдет отражение в авторских программах.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объеме 140 часов.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
-
Основное содержание программы
Русский язык как развивающееся явление (1 час)
Цель: показать развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес школьников к судьбам родного слова.
Причастие (24 +1) Причастие как часть речи. Цель: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия; формирование умения различать причастия и прилагательные. Публицистический стиль. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Изложение. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Н и НН в суффиксах кратких страд. причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Выборочное изложение. Морфологический разбор причастия. Контрольный диктант (тест). Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Сочинение-описание внешности человека. Повторение. Контрольный диктант (тест). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деепричастие (10 + 1 р.р) Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь». Морфологический разбор деепричастия. Повторение. Контрольный диктант (тест). Наречие (24 + 5 р.р.) Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание. НЕ с наречиями на –о, -е. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на –о, -е. Описание действий. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Подробное изложение. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных местоимений. Ь после шипящих на конце наречий. Повторение. Контрольный диктант (тест). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория состояния (4 + 2 р.р.) Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Сжатое изложение. Повторение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлог (12 + 4 р.р.) Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Сочинение-репортаж. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Повторение по теме «Предлог». Контрольный диктант (тест). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Союз (15 + 2 р.р.) Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Сочинение- рассуждение. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение. Контрольный диктант (тест). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Частица (15 + 1 р.р.) Частица как часть речи. Разряды частиц. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Сочинение. Морфологический разбор частицы. Контрольный диктант (тест). Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы и приставки НЕ-. Сочинение –рассказ по данному сюжету. Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ. Повторение. Контрольный диктант (тест). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Междометие (3 ч.) Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (5ч.) Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Итоговый контрольный диктант (тест). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. Национально-региональный компонент
НРК в общем объеме часов представлен четырнадцатью уроками (10%), распределен по разделам соответствующей тематики, показывая особенности изучаемых факторов и явлений в УРФО, Челябинской области, Магнитогорске.
Тема урока | Количество часов | Примерная дата | Р/к | |
1 | Текст как речевое произведение. | 1 | 21.09 | Составление текста о посёлке Приморский |
2 | Стили литературного языка | 1 | 25.09 | Мой родной край |
3 | Публицистический стиль. Основные особенности и жанры публицистического стиля. | 1 | 28.09 | Моя малая родина |
4 | Сочинение №4 по картине И.Попова «Первый снег» | 1 | 09.10 | Природа Южного Урала |
5 | Изложение №2 «Легенды Южного Урала» | 1 | 16.10 | Легенды Южного Урала |
6 | Описание действия. | 1 | 07.12 | Мы за здоровый образ жизни |
7 | Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья» | 1 | 28.12 | Мой друг |
8 | Сжатое изложение №3 по упр.281 | 1 |
| Родная земля |
9 | Подготовка к написанию репортажа на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») | 1 |
| Моя школа |
10 | Сочинение №6 «Книга – наш друг и советчик» по упр.343 | 1 |
| Книги писателей Южного Урала |
11 | Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу по упр.375 | 1 |
| Чемпионы нашей школы |
12 | Различение частицы и приставки не | 1 |
| Я горжусь родным краем |
13 | Повторение изученного о частицах. | 1 |
| Знаменитые жители посёлка Приморский |
14 | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | 1 |
| Обогащение русского языка на Южном Урале |
4. Контрольные работы
Контрольные работы в виде диктантов проводятся по итогам изучения блока тем.
Тема | Номер урока | Примерная дата | |
1. | Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 6 кл.» | 11 | 20.09 |
2. | Контрольный диктант по теме №2 «Причастие». | 32 | 26.10 |
3. | Контрольный диктант по теме № 3«Причастие» | 38 | 14.11 |
4. | Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие». | 49 | 04.12 |
5. | Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие». | 58 | 18.12 |
6. | Контрольная работа № 6 по теме «Наречие». | 79 |
|
7. | Контрольный диктант №7 по теме «Предлог». | 97 |
|
8. | Контрольный диктант №8 по теме «Союз». | 114 |
|
9. | Контрольный диктант №9 по теме «Частицы». | 130 |
|
10. | Итоговый контрольный диктант №10 | 139 |
|
5. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану
Настоящая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Настоящее тематическое планирование разработано на основе Рабочей программы по русскому языку 5 – 11 классов по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, А.И. Власенкова: новый образовательный стандарт. – М.: Глобус, 2010.
Настоящее тематическое планирование ориентировано на использование учебников: Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2010.
А также дополнительных пособий:
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007.
Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2009.
Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Сочинение по картине в 7 классе / Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ, 2009.
Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Т.А. Захаровой, И.А. Меховской. – М.: «Планета», 2011.
Все перечисленные пособия являются учебно-методическим комплексом, рекомендованным федеральным стандартом.
7 Б класс среднего уровня, поэтому необходимо уделить внимание осмыслению основных понятий курса, отработке общеучебных и специальных умений и навыков. Так же особое внимание стоит уделить систематическому повторению правил по орфографии, пунктуации (изученных в предыдущих классах), различного рода разборам.
Коррекция учебного материала
Объединение (дата) | КР (дата ) | Другие варианты (дата ) | |
|
|
|
|
6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Литература для учителя Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2007. Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2009. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009. Сочинение по картине в 7 классе / Л.А. Ходяковой. – М.: АСТ, 2009. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Т.А. Захаровой, И.А. Меховской. – М.: «Планета», 2011. |
Интернет-ресурсы Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/ Журнал «Филолог» http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_14_275 Методическая лаборатория русского языка и литературы МИОО http://ruslit.metodist.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1 Общество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/load/27 Сайт для молодых педагогов http://skolakras.narod.ru/openur.htm Кабинет русского языка http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm |
7. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу, и уровню подготовки выпускников
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса: в результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать и понимать: роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных; об особенностях склонения причастий; определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении; действительные и страдательные причастия; краткие страдательные причастия; способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; порядок морфологического разбора причастий; грамматические признаки деепричастия как части речи; определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми; способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; порядок морфологического разбора деепричастий; грамматические признаки наречия как части речи; смысловые группы наречий; о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния; признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи; правила употребления предлогов с разными падежами; о производных и непроизводных, простых и составных предлогах; о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении; о сочинительных и подчинительных союзах; порядок морфологического разбора предлогов и союзов; отличие частиц от самостоятельных частей речи; формообразующие и смысловые частицы; отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни; о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе; производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
-
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
-
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
-
Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных,
-
образованных от глаголов
-
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
-
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных
-
Слитное и раздельное написание не с причастиями
-
Буква е-ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени
-
Правописание не с деепричастиями
-
Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е
-
Буквы е-и в приставках не-ни отрицательных наречий
-
Одна и две буквы н в наречиях на о-е
-
Буквы о-е после шипящих на конце наречий
-
Буквы о-а на конце наречий с приставками из, до, с
-
Дефис между частями слова в наречиях
-
Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных
-
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
-
Слитное и раздельное написание производных предлогов
-
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато
-
Раздельное и дефисное написание частиц
-
Правописание частицы не с различными частями речи
-
Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки ни
-
правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
-
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
-
подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
-
писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
-
грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
-
собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
-
совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
8. Система оценивания результатов обучения
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
9. Характеристика контрольно-измерительных материалов
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Календарно-тематический план уроков русского языка (140 ч)