Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе «Закона об образовании», Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по учебному комплексу В.В. Бабайцевой (Программа по русскому языку. 5 – 9 классы. 8 класс / В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина и др. — М.: Дрофа, 2010).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

Цели курса:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • развитие речи обучающихся: обогащение их активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

  • формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • формирование умения анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

  • формирование умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Первомайская СОШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе и отводит на него 105 часа (3 часа в неделю).

Сведения о программе

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Одно из основных направлений преподавания русского языка – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Программа по русскому языку в 8 классе предусматривает изучение общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

В обучении используются традиционные методы обучения: объяснение нового материала, беседа, самостоятельный анализ учебного материала, опрос и др. и инновационные технологии: информационно-коммуникативные.

Формы контроля знаний, умений и навыков различны: тесты, диктанты, изложения, сочинения, монологическое высказывание на лингвистическую тему, анализ текста.

Типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок повторения;

урок-практикум;

урок систематизации и обобщения знаний;

урок развития речи;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы контроля

При изучении курса проводится 3 вида и 2 формы контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

промежуточный – контроль в конце четверти, полугодия;

итоговый – контроль в конце изучения темы, раздела;

формы: устный опрос, письменная работа;

Учебно-тематический план

№№ п.п

Тема (раздел)

Общее количество часов

Контрольные диктанты/тесты

Контрольные сочинения/изложения

1

Введение. Функции русского язык в современном мире

1

2

Повторение изученного в 5 – 7 классах.

8

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

3

Введение

3

4

Словосочетания и предложения

8

1

5

Главные члены предложения

9

1

6

Второстепенные члены предложения.

12

1

7

Односоставные предложения.

5

8

Полные и неполные предложения.

1

9

Предложения с однородными членами.

13

2

10

Предложения с обособленными членами.

21

2

1

11

Предложения с уточняющими обособленными членами.

6

2

12

Предложения вводными словами.

3

13

Предложения с обращениями.

4

1

14

Слова-предложения

2

15

Повторение изученного в 8 классе.

8

1

16

Резерв

1

ВСЕГО:

105

8

5

На проведение

контрольных диктантов отводится — 5 часов

контрольных тестирований – 2 часа

сочинений — 2 часа

изложений – 3 часа

Содержание тем учебного курса

Введение. Функции русского язык в современном мире.

Русский язык — родной язык. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

Повторение изученного в 5-7 классах.

Лексика. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.

Морфемика. Способы словообразования. Орфография и морфемика. Правописание орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в корне слова.

Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.

Синтаксис и пунктуация.

Введение.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Способы подчинительной связи.

Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования

Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции

Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания.

Словосочетание и предложение.

Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные.

Строение и грамматическое значение словосочетаний.

Цельные словосочетания.

Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.

Главные члены предложения.

Подлежащее. Способы его выражения.

Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения.

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

Приложение как вид определения. Дефис при приложении.

Дополнение. Его основные значения и способы выражения.

Обстоятельство. Его основные значения и способы выражения.

Многозначные члены предложения. Распространенные члены предложения.

Синтаксические функции инфинитива.

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.

Повторим орфографию. Орфограммы в приставках. Различение приставки НЕ и частицы НЕ.

Односоставные предложения.

Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные.

Особенности использования односоставных предложений в речи.

Синонимика двусоставных и односоставных предложений.

Знаки препинания в конце назывных предложений.

Полные и неполные предложения.

Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений.

Тире в неполном предложении.

Простое осложнённое предложение.

Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

Повторим орфографию. Правописание гласных О, И, Е после шипящих в суффиксах. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Обособленные члены предложения.

Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений. Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения.

Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительными с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения.

Повторим орфографию. Слитное, раздельное, дефисное написание разных частей речи.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Особенности слов-предложений.

Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.

Основные смысловые разряды вводных слов. Вводные предложения.

Синонимия вводных конструкций.

Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

Выделение на письме вводных предложений.

Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.

Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.

Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.

Знаки препинания при обращении.

Систематизация и обобщение изученного за курс 8 класса.

Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Осложнённое простое предложение. Знаки препинания в простом предложении.

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

Учащиеся должны знатьпонимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.

Уметь: речевая деятельность:

 аудирование:

•  дифференцировать главную и   второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

•  фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

•  определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

•  рецензировать устный ответ учащегося;

•  задавать вопросы по прослушанному тексту;

•  отвечать на вопросы по содержанию текста;

•  слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста — схемами, таблицами на основе текста;

•  используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;

•  при необходимости переходить на изучающее чтение;

•  читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

•  пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

•  вести репортаж о школьной жизни;

•  строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

•  создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

•  составлять инструкции по применению того или иного правила;

•  принимать участие в диалогах различных видов;

•  адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

•  пересказывать фрагмент прослушанного текста;

•  пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

•  создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

•  писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

•  составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

•  находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

•  распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

фонетика и орфоэпия:

•  правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;

•  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

•  разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

•  разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

•  пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

лексикология и фразеология:

•  разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;

•  пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);

•  оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

•  находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

•  распознавать части речи и их формы;

• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

орфография:

применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

синтаксис и пунктуация:

•  опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

•  различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

•   правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;

•  правильно строить предложения с обособленными членами;

•  проводить интонационный анализ простого предложения;

•  выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

•  проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

•  использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

•  владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе: объяснительный, выборочный, графический, цифровой, предупредительный, словарный, свободный диктанты, диктант с грамматическим заданием, тесты, подробное и выборочное изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение на свободную тему, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему, сочинение на грамматическую тему, сочинение по данному началу, проверочная работа с выбором ответа, индивидуальный контроль (карточки), работа с перфокартами, комплексный анализ текста.

К концу 8 класса учащиеся должны уметь:

  • произносить предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

  • правильно ставить и объяснять знаки препинания на изученные правила;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • различать основные типы сказуемого;

  • различать виды второстепенных членов предложения;

  • определять многозначные члены предложения;

  • использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

  • различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

  • правильно строить предложения  с однородными членами и обособленными членами;

  • изменять предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

  • правильно интонировать простые осложненные предложения;

  • анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности изученных синтаксических единиц;

  • составлять тезисные планы.

Контроль

Формы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Контрольный диктант

Сочинение

Изложение

Учебно-методический комплекс по курсу «Русский язык» (8 класс)

  • Русский язык.5-9 классы. В.В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2010.

  • Русский язык.Теория. 5- 9 классы.В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М.: Дрофа, 2013.

  • Русская речь.8 класс. Е.И.Никитина.– М.: Дрофа, 2013.

1. . Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку: учебное пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Легион, 2004. – 223 с.

2. Русский язык: тесты для промежуточного контроля. 8 класс: учебное пособие / под ред. Н.А. Сениной. – М.: Легион, 2011. – 330 с.

3. Савченкова Г.Ф. Русский язык в таблицах: 5 – 11 кл.: справ. материалы / Г.Ф. Савченкова. – М.: Астрель, 2009. – 78 с.

4. Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5 – 9 кл.: книга для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2000. – 240 с.

5. Трунцева Т.Н., Шклярова Т.В. Сборник диктантов по русскому языку для 8-9 классов. – М.: Грамотей, 2009. – 96 с.

6. Программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – М: «Просвещение»,2008 г.

7. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык: справ. материалы: пособие для учащихся образоват. учреждений. – М: Просвещение, 2013. – 112 с.

8. Новичёнок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Литера, 2010. – 96 с.