Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1»
Чамзинского района Республики Мордовия
Утверждена руководителем образовательного учреждения Директор МБОУ «Лицей №1» /Туленин Н.Н./
« » _______________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по русскому языку в 6 классе А
Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.
2013/2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель изучения русского языка в школе:
•воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
•развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
•формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
•применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Основные учебные цели:
•развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку,
•формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения),
• совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы — формирование у учащихся способностей к осуществлению ответственного выбора индивидуальной траектории развития.
Общая характеристика учебного предмета:
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе
школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Структура курса русского языка в 5–9-м классах:
Курс подразделяется на две части: 1) 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы.
В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:
– слова со значением «предмет»;
– слова со значением «действие» или «состояние»;
– слова со значением «количество»;
– слова со значением «признак»;
– слова со значением «признак признака»;
– слова со значением «признак действия»;
– слова со значением «дополнительное действие».
Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.
В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Рабочая учебная программа по русскому языку в 6 классе А МБОУ «Лицей №1» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по русскому языку для основной школы (в сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004 г. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.) и учебника для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. – М.: Баласс, 2010 г. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.)
Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 204 часа(6 часов в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения разделов курса, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт развитие коммуникативных навыков учащихся, предусмотрены различные виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане:
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 204 часов в 6 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
Учащиеся должны уметь:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Русский язык»:
-
русский язык и литература, 2. русский язык и риторика.
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе А
МБОУ «Лицей №1»
Раздел программы
| Количество часов | Из них | |||
Теоретическая часть
| Уроков развития речи | Контрольные работы | |||
1 | Введение
| 1 | 1 | — | — |
2 | Слово в языке и речи (повторение и углубление изученного в 5-м классе)
| 49 | 41 | 5 | 3 |
3 | Слова со значением «количество предметов»
| 20 | 17 | 2 | 1 |
4 | Слова со значением «признак предмета»
| 37 | 30 | 6 | 1 |
5 | Порядковые числительные в языке и речи.
| 33 | 24 | 8 | 1 |
6 | Слова со значением «признак предмета по действию»
| 54 | 46 | 6 | 2 |
7 | Повторение изученного в 6-м классе
| 10 | 9 | 1 | — |
|
ИТОГО | 204 | 168 | 28 | 8 |
Содержание учебной дисциплины:
Раздел программы
| Содержание дисциплины, основные понятия | Знания и умения учащихся | Виды самостоятельной работы
| |
1 | Введение | Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа. Видные ученые-русисты. | Учащиеся должны знать о роли русского языка для русского народа, о связи русского языка с национальными традициями русского народа. Учащиеся должны уметь составлять связный текст на заданную тему и производить комплексный анализ текста. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
2 | Слово в языке и речи (повторение и углубление изученного в 5-м классе)
| Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь. Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы. Понятие «часть речи». Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных. Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных). Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных. Глагол как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки глагола. Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии. Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания. Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог. Способы связи предложений в тексте.
| Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах. Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
3 | Слова со значением «количество предметов»
| Имя числительное в языке и речи. • Имя числительное как часть речи. • Лексическое и грамматическое значение количественных числительных. • Морфологические признаки количественных числительных. Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных. Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы. • Сочетательные возможности количественных числительных. Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными. Грамматическая сочетаемость. • Роль количественных числительных в предложении и тексте. Количественные числительные в качестве подлежащего. Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.
| Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах. Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
4 | Слова со значением «признак предмета»
| Имя прилагательное в языке и речи. • Имя прилагательное как часть речи. Лексическое значение имен прилагательных. • Общее грамматическое значение имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский). Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. • Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. Относительные имена прилагательные. Притяжательные имена прилагательные. • Сочетательные возможности имен прилагательных. Лексическая сочетаемость. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное». • Роль имен прилагательных в предложении. Имя прилагательное в качестве определения. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях. Имя прилагательное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое. • Имя прилагательное в тексте. Текстообразующая роль имен прилагательных.
| Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах. Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
5 | Порядковые числительные в языке и речи. | Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. • Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам. • Роль порядковых числительных в предложении. • Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи. • Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте. Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи. • Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов. Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений. Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений. Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений. • Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении. • Местоимение как часть речи (обобщение). Местоимения в тексте. определенных местоимениях.
| Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах. Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
6 | Слова со значением «признак предмета по действию»
| Причастие. • Причастие как особая форма глагола. • Грамматическое значение. • Морфологические признаки. Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия. Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы. • Причастный оборот. Выделение причастного оборота на письме. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Полная и краткая форма страдательных причастий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени. Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание не с причастиями. • Роль причастий в предложении. Причастие в качестве определения. Причастие как именная часть составного именного сказуемого. • Сочетательные возможности причастий. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие». Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное». • Причастие в тексте. Текстообразующая роль причастия.
| Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах. Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
7 | Повторение изученного в 6-м классе. |
| Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах. Учащиеся должны уметь привести в систему полученные в 6 классе знания по русскому языку. | Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа. |
Образовательная система «Школа 2100»
Календарно-тематическое планирование
программного материала по русскому языку в 6 классе
Учебник для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. – М.: Баллас, 2010 г.
Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. ак. РАО Леонтьева А.А.)
Программа по русскому языку для основной школы (5-11 классы). (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баллас, 2004г.)
Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. ак. РАО Леонтьева А.А.)
204 168 36 28 8 5 13 8 |
Учитель Печказова С.П.
|