Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1»

Чамзинского района Республики Мордовия

РассмотренА и одобрена

на заседании НМО учителей

русского языка и литературы

Руководитель НМО /Волгина Т.В./

« » _______________ 2013 г.

Утверждена руководителем образовательного учреждения

Директор МБОУ «Лицей №1»

/Туленин Н.Н./

« » _______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по русскому языку в 6 классе А

Составитель: учитель русского языка и литературы Печказова С.П.

2013/2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения русского языка в школе:

•воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

•развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

•освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

•формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

•применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Основные учебные цели:

•развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку,

•формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения),

• совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Цели и задачи рабочей программы поставлены с учетом целей и задач образовательной программы школы — формирование у учащихся способностей к осуществлению ответственного выбора индивидуальной траектории развития.

Общая характеристика учебного предмета:

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе

школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах:

Курс подразделяется на две части: 1) 5–7-й классы; 2) 8–9-й классы.

В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово. Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.

Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:

– слова со значением «предмет»;

– слова со значением «действие» или «состояние»;

– слова со значением «количество»;

– слова со значением «признак»;

– слова со значением «признак признака»;

– слова со значением «признак действия»;

– слова со значением «дополнительное действие».

Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком. Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.

В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка. Материал излагается линейно и линейно-ступенчато. Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи. Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно. В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Рабочая учебная программа по русскому языку в 6 классе А МБОУ «Лицей №1» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., программы по русскому языку для основной школы (в сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баласс, 2004 г. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.) и учебника для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. М.: Баласс, 2010 г. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. академика РАО Леонтьева А.А.)

Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:

Программа рассчитана на 204 часа(6 часов в неделю). В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения разделов курса, предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт развитие коммуникативных навыков учащихся, предусмотрены различные виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся.

Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане:

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 204 часов в 6 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:

Учащиеся должны уметь:

– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы-недочеты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением;

– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Межпредметные связи в ходе изучения предмета «Русский язык»:

  1. русский язык и литература, 2. русский язык и риторика.

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе А

МБОУ «Лицей №1»

п/п

Раздел программы

Количество часов

Из них

Теоретическая часть

Уроков развития речи

Контрольные работы

1

Введение

1

1

2

Слово в языке и речи

(повторение и углубление изученного в 5-м классе)

49

41

5

3

3

Слова со значением «количество предметов»

20

17

2

1

4

Слова со значением «признак предмета»

37

30

6

1

5

Порядковые числительные в языке и речи.

33

24

8

1

6

Слова со значением «признак предмета по действию»

54

46

6

2

7

Повторение изученного в 6-м классе

10

9

1

ИТОГО

204

168

28

8

Содержание учебной дисциплины:

п/п

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

Знания и умения учащихся

Виды самостоятельной работы

1

Введение

Русский язык – язык русского народа. Связь русского языка с национальными традициями русского народа. Видные ученые-русисты.

Учащиеся должны знать о роли русского языка для русского народа, о связи русского языка с национальными традициями русского народа.

Учащиеся должны уметь составлять связный текст на заданную тему и производить комплексный анализ текста.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

2

Слово в языке и речи

(повторение и углубление изученного в 5-м классе)

Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.

Понятие «часть речи».

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.

Местоимение как часть речи и как член предложения (на материале местоимений-существительных).

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных.

Глагол как часть речи и как член предложения.

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Вклад Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова в развитие отечественной морфологии.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах.

Простое и сложное предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

Способы связи предложений в тексте.

Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

3

Слова со значением «количество предметов»

Имя числительное в языке и речи.

Имя числительное как часть речи.

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

Морфологические признаки количественных числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи. Буква ь в середине и на конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две, оба/обе, полтора/полторы.

Сочетательные возможности количественных числительных.

Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных с существительными.

Грамматическая сочетаемость.

Роль количественных числительных в предложении и тексте.

Количественные числительные в качестве подлежащего.

Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

4

Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Лексическое значение имен прилагательных.

Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Морфологические признаки имен прилагательных.

Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Относительные имена прилагательные.

Притяжательные имена прилагательные.

Сочетательные возможности имен прилагательных. Лексическая сочетаемость.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».

Роль имен прилагательных в предложении.

Имя прилагательное в качестве определения.

Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях.

Имя прилагательное в качестве сказуемого.

Составное именное сказуемое.

Имя прилагательное в тексте.

Текстообразующая роль имен прилагательных.

Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

5

Порядковые числительные в языке и речи.

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.

Роль порядковых числительных в предложении.

Количественные и порядковые числительные (обобщение). Имя числительное как часть речи.

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

Указательные слова-местоимения. Местоимения-прилагательные в языке и речи.

Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределенные местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Правописание не в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределенных местоимениях. Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др. Склонение притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько. Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой. Склонение определительных местоимений.

Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в предложении.

Местоимение как часть речи (обобщение).

Местоимения в тексте.

определенных местоимениях.

Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

6

Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие.

Причастие как особая форма глагола.

Грамматическое значение.

Морфологические признаки.

Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

Причастный оборот.

Выделение причастного оборота на письме.

Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание не с причастиями.

Роль причастий в предложении.

Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.

Сочетательные возможности причастий.

Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».

Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».

Причастие в тексте.

Текстообразующая роль причастия.

Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и

исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с

непроверяемыми написаниями; находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными

правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

7

Повторение изученного в 6-м классе.

Учащиеся должны знать изученные орфограммы в словах.

Учащиеся должны уметь привести в систему полученные в 6 классе знания по русскому языку.

Самостоятельная работа с учебником и тетрадями с печатной основой, совершенствование речевых умений с опорой на курс риторики, комплексный анализ текста, речевые и орфографические практикумы в течение урока, контрольная работа.

Образовательная система «Школа 2100»

Календарно-тематическое планирование

программного материала по русскому языку в 6 классе

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе (ОС "Школа 2100")

Учебник для 6 класса основной школы «Русский язык» в 2-х кн. М.: Баллас, 2010 г.

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. ак. РАО Леонтьева А.А.)

Программа по русскому языку для основной школы (5-11 классы). (В сборнике «Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М.: Баллас, 2004г.)

Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. (под научной ред. ак. РАО Леонтьева А.А.)

Всего уроков

Теоретическая часть

Практическая часть

Уроков развития речи

Сочинений

Изложений

Свободных диктантов

Контрольных диктантов

204

168

36

28

8

5

13

8

Учитель Печказова С.П.