Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

деревни Рауталахти Питкярантского муниципального района

Республики Карелия

Принято на Утверждаю.

Педагогическом совете Директор школы ___________ (Е.В.Галченко)

Протокол № ____ от «___» ____________ 2014 г. « ___» ______________ 2014 г.

Согласовано с

методическим советом.

Протокол № ___

от «___» ____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

на 2014/2015 учебный год

учебная рабочая программа составлена на основании ФГОС

по технологии для учащихся 5-9 классов,

срок освоения 5 лет.

Программу составил

Иляхин А.А. —

учитель технологии,

1 квалификационная категория,

Педагогический стаж – 24 года

2014 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стан­дарта основного общего образования, Примерной программы основного (общего) образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомен­дованных или допущенных к использованию в образо­вательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала В.Д.Симоненко (вариант для мальчиков) и требований к ре­зультатам общего образования, представленных в Фе­деральном образовательном государственном стан­дарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на ис­пользование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. (А.Т. Тищенко. В.Д.Симоненко.- М.: Вентана — Граф, 2013).

Цели обучения:

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и спосо­бах деятельности;

  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;

  • приобретение опыта разнообразной практической деятель­ности с техническими объектами, опыта познания и само­образования, опыта созидательной, преобразующей, твор­ческой деятельности;

  • формирование готовности и способности к выбору инди­видуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного про­изводства;

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.

Задачи обучения:

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

  • приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

Приоритетными методами обучения индустриальным техно­логиям являются упражнения, лабораторно-практические и прак­тические работы, выполнение творческих проектов. Лаборатор­но-практические работы выполняются преимущественно по ма­териаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки мате­риалов, выполнение графических и расчётных операций, освое­ние строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.

2. Общая характеристика учебного предмета

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.

Базовыми являются разделы: «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов», «Технологии художественно-прикладной обработки материалов», «Технологии ручной и машинной обработки материалов», «Электротехнические работы», «Творческий проект», «Основы аграрной технологии», «Дизайн пришкольного участка», каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории и практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую нужно понять и осознать.

Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеют огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение, при этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. Положительные отзывы, полученные от жителей, позволяют учащимся оценить социальную значимость выполняемых ими проектов.

В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при раз­личном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание програм­мы предусматривает освоение материала по следующим сквоз­ным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы черчения, графики и дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия техники и технологии;

  • распространённые технологии современного производства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

  • с ролью технологий в развитии человечества, механиза­цией труда, технологической культурой производства;

  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

  • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, пред­принимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

  • экологическими требованиями к технологиям, социаль­ными последствиями применения технологий;

  • производительностью труда, реализацией продукции;

  • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производст­ва (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

  • предметами потребления, материальным изделием или не­материальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • методами обеспечения безопасности труда, культурой тру­да, эти кой общения на производстве;

  • информационными технологиями в производстве и сфе­ре услуг, перспективными технологиями;

Овладеют:

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды, навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкцион­ных и поделочных материалов;

  • умением выбирать инструменты, приспособления и обору­дование для выполнения работ, находить необходимую ин­формацию в различных источниках, в том числе с использо­ванием компьютера;

  • навыками чтения и составления конструкторской и техно­логической документации, измерения параметров техноло­гического процесса и продукта труда; выбора, проектирова­ния, конструирования, моделирования объекта труда и тех­нологии с использованием компьютера;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места с соблюдением тре­бований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

  • навыками выполнения технологических операций с исполь­зованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изго­товлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

  • умением соотносить личные потребности с требования­ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогиче­ской науки, учитель может подготовить дополнительный автор­ский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
— распространённость изучаемых технологий и орудий тру­да в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
— возможность освоения содержания курса на основе вклю­чения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
— выбор объектов созидательной и преобразующей деятель­ности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
— возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления мето­дов и средств осуществления технологических процессов;
— возможность познавательного, интеллектуального, творче­ского, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практиче­ских работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала.

Основная форма обучения — учеб­но-практическая деятельность. Приоритетными методами явля­ются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждо­го года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, про­ектной деятельности с начала учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обу­чающихся необходимо акцентировать их внимание на потреби­тельском назначении и стоимости продукта труда — изделия, ко­торое они выбирают в качестве объекта проектирования и изго­товления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имею­щимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Для более глубокого освоения предмета «Технология» сле­дует организовать для учащихся летнюю технологическую прак­тику за счёт времени из компонента образовательного учрежде­ния. В период практики учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и нагляд­ных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.
Обучение технологии предполагает широкое использова­ние межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстиль­ных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении техноло­гий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдель­ных разделов.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность — профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая — должна осуществляться технологически, т. е. Таким путем, который гарантирует достижение запланированного результата, причем кратчайшим и наиболее экономичным путем.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 245 учебных часов для образовательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 7 классах — по 70 ч, из расчета 2 ч. в неделю, в 8 классе — 35 ч., из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии в 8 и 9 классах может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:
• трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
• умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
• навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого блока или раздела получает возможность:
познакомятся:
• с основными технологическими понятиями и характеристиками;
• с назначением и технологическими свойствами материалов;
• с назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• с видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
• со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;
выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках;
• применять конструкторскую и технологическую документацию;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;
• выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
• выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
• соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;
• осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• проводить разработку творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и
 
условий;
• распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
• формирования эстетической среды бытия;
• развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;
• получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
• организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
• изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
• изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
• выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;
• оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
• построения планов профессионального образования и трудоустройства.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

При изучении технологии в основной школе обеспечивает­ся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты освоения обучающимися пред­мета «Технология» в основной школе:

— формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

— формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций буду­щей социализации и стратификации;

— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

— осознанный выбор и построение даль ней шей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интере­сов, а также на основе формирования уважительного отно­шения к труду;

— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образова­тельной и профессиональной карьеры, осознание необходи­мости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

— формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

— самооценка готовности к предпринимательской деятель­ности в сфере технологий, к рациональному ведению домаш­него хозяйства;

— формирование основ экологической культуры, соответ­ствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ре сур сам;

— развитие эстетического сознания через освоение художе­ственного наследия народов России и мира, творческой дея­тельности эстетического характера; формирование индиви­дуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

— самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

— алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

— выявление потребностей, проектирование и создание объ­ектов, имеющих потребительную стоимость;

— самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

— виртуальное и натурное моделирование технических объ­ектов, продуктов и технологических процессов;

— проявление инновационного подхода к решению учебных и практиче­ских задач в процессе моделирования изделия или техноло­гического процесса;

— осознанное использование речевых средств в соответст­вии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

— планирование и регуляция своей деятельности;

— подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организацион­ного решения;

— отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ);

— выбор для решения познавательных и комму­никативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

— организация учебного сотрудничества и совместной дея­тельности с учителем и сверстниками;

— согласование и ко­ординация совместной познавательно-трудовой деятельно­сти с другими её участниками; объективное оценивание вкла­да своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

— оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика резуль­татов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

— обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;

— соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологиче­ской культурой производства;

— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникатив­ной, социальной практике и профессиональной ориента­ции.
Предметные результаты освоения учащимися предме­та «Технология» в основной школе:

В познавательной сфере:

— осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества;

— формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

— классификация видов и назначения ме­тодов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствую­щих технологий промышленного производства;

— ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда­ния объектов труда;

— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

— проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;

— объяснение явле­ний, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

— уяснение социальных и экологических последствий разви­тия технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

— распознавание ви­дов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

— оценка техно­логических свойств сырья, материалов и областей их применения;

— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проекти­рования и создания объектов труда;

— овладение средствами и формами графического отобра­жения объектов или процессов, правилами выполнения гра­фической документации, овладение методами чтения техни­ческой, технологической и инструктивной информации;

— формирование умений устанавливать взаимосвязь зна­ний по разным учебным предметам для решения приклад­ных учебных задач;

— применение общенаучных знаний по пред­метам естественно-математического цикла в процессе под­готовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

— применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

— овладение алгоритмами и методами решения организа­ционных и технико-технологических задач;

— овладение элемен­тами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культу­ре производства;

В трудовой сфере:

— планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

— подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

— овладение методами учебно-исследовательской и проект­ной деятельности, решения творческих задач, моделирова­ния, конструирования;

— проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;

— соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

— соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены;

— выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
— документирование результатов труда и проектной дея­тельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

В мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной пред­метной деятельности; осознание ответственности за качест­во результатов труда;
— согласование своих потребностей и требований с потреб­ностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— формирование представлений о мире профессий, свя­занных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное — продвижение к выбору про­филя технологической подготовки в старших классах пол­ной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способно­сти и готовности к предпринимательской деятельности;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие эко­логической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ.
В эстетической сфере:
— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; — разработка варианта рекламы вы­полненного объекта или результата труда;
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной орга­низации труда;
— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформ­ление объекта труда и оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное со­держание рабочей одежды;
— участие в оформлении класса и школы, озеленении при­школьного участка, стремление внести красоту в домашний быт.

В коммуникативной сфере:
— практическое освоение умений, составляющих основу ком­муникативной компетентности: действовать с учётом пози­ции другого и уметь согласовывать свои действия;

устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

определять цели коммуникации, оценивать ситуа­цию, учитывать намерения и способы коммуникации парт­нёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполне­ния практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;

интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точ­ки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб­ным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

овладение устной и пись­менной речью; построение монологических контекстных высказываний;

публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

В физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи­ческих операций;
— соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

— сочетание образного и логического мышления в проект­ной деятельности.

Оценки учащимся выставляются обычно в конце урока, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций по предмету и индивидуально- возрастных особенностей. При этом учащиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль оценки при выставлении отметки в журнал.

За теоретическую часть:

— оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без ошибок с применением профессиональной терминологии по предмету.

— оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не полностью, но в основном правильно в общем понимании учебного материала, применялись дополнительные наводящие вопросы.

— оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

— оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о неправильном и поверхностном усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую часть:

— оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно и в установленный нормативный срок.

— оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям, но в пределах допустимых погрешностей предъявляемых к каждому конкретному виду лабораторно- практических работ. Работа выполнена самостоятельно.

— оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не полностью соответствует технологическим требованиям, и не соблюдены временные характеристики по основным параметрам. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена, или выполнена неправильно.

Контроль учебного процесса.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, тестовых заданий, технических диктантов, зачетов, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти (и (или) после окончания учебного раздела, полугодия, года), после проведения практического повторения

6. Содержание учебного курса

Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:

Индустриальные технологии

Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов.

Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов.

Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов.

Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов.

Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Электротехника

Электромонтажные и сборочные технологии. Электротехнические устройства с элементами автоматики. Бытовые электроприборы.

Дизайн пришкольного участка.

Основы аграрной технологии.

Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве.

Профессиональное образование и профессиональная карьера.

Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности.

Исследовательская и созидательная деятельность.

Современное производство и профессиональное самоопределение.

Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел «Основы аграрной технологии»

Тема 1. Основы аграрной технологии.

Теоретические сведения. Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём.

Особенности обработки почвы осенью. Знакомство с земляными работами в весенний период.

Виды органических удобрений.

Правила обрезки штамбовой поросли. Правила подготовки деревьев к зиме.

Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание

Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений.

Лабораторно-практические и практические работы.

Очистка поверхности земли от растительных остатков.

Внесение удобрений.

Планировка грядок.

Подготовка почвы в высадке рассады.

Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема 2. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Теоретические сведения.

Древесина как природный конст­рукционный материал, её строение, свойства и области приме­нения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический ри­сунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямо­угольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных мате­риалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.

Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измери­тельных и разметочных инструментов, применяемых при изго­товлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геомет­рических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тониро­ванием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярны­ми инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы.

Распознавание древесины и древесных материалов.

Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического ри­сунка детали из древесины.

Организация рабочего места для столярных работ.

Разработка последовательности изготовления деталей из дре­весины.

Разметка заготовок из древесины; способы применения кон­трольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение дета­лей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение пра­вил безопасной работы при использовании ручных инструмен­тов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.

Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологи­ческие свойства металлов. Способы обработки отливок из метал­ла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопас­ность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инстру­менты и приспособления для ручной обработки металлов и ис­кусственных материалов, их назначение и способы приме­нения.

Графические изображения деталей из металлов и искусст­венных материалов. Применение ПК для разработки графиче­ской документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусст­венных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными ин­струментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверле­ние. Особенности выполнения работ. Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заго­товках с помощью специального оборудования.

Основные технологические операции обработки искусст­венных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Кон­трольно-измерительные инструменты, применяемые при изго­товлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соедине­ние тонколистового металла фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей изделий из металлов и ис­кусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволо­ки, исследование их свойств.

Ознакомление с видами и свойствами искусственных мате­риалов.

Организация рабочего места для ручной обработки метал­лов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тис­ков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.

Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тон­колистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособления­ми для гибки.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусст­венных материалов. Применение электрической (аккумулятор­ной) дрели для сверления отверстий.

Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволо­ки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и техноло­гическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструмен­ты и приспособления для работы на сверлильном станке. Прави­ла безопасного труда при работе на сверлильном станке.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволо­ки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и техноло­гическим картам.

Лабораторно-практические и практические работы. Озна­комление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.

Ознакомление с устройством настольного сверлильного стан­ка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.

Отработка навыков работы на сверлильном станке. Приме­нение контрольно-измерительных инструментов при сверлиль­ных работах.

Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Теоретические сведения. Традиционные виды декоратив­но-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материа­лов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материа­лов лобзиком, их отделка. Определение требований к создавае­мому изделию.

Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эски­зов изделий и их декоративного оформления.

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчест­ва по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.

Раздел «Электротехнические работы»

Тема 4. Электротехнические работы

Теоретические сведения. Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Практические работы. Монтаж простой электрической цепи.

Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»

Тема 5. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектирова­нии изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окон­чательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использова­ние ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделоч­ных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полоч­ки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные дос­ки, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, деко­ративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материа­лы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусст­венных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, под­ставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декора­тивные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, под­ставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головолом­ки, блёсны, наглядные пособия и др.

Раздел «Дизайн пришкольного участка»

Тема 6. Дизайн пришкольного участка

Теоретические сведения. Основные понятия о ландшафте. Понятие о террасах, клумбах, дорожках, переносных цветниках, миниатюрных садах, о «саде камней».

Роль цветов в оформлении ландшафта. Виды цветочных культур для декоративного оформления клумб. Пропорциональная и композиционная зависимость растений.

Практические работы. Выполнение эскиза миниатюрного сада.

Распределение учебных часов по разделам программы ( 5 класс)

Разделы и темы программы

Количество часов

Основы аграрной технологии.

14

Технологии обработки конструкцион­ных материалов (42 ч.)

1. Технологии ручной обработки древе­сины и древесных материалов, технологии художественно-приклад­ной обработки материалов

2. Технологии ручной и машинной обработки метал­лов и искусственных материалов.

29

13

Электротехнические работы

4

Технологии исследовательской и опытнической деятельности.

6

Дизайн пришкольного участка.

4

Всего:

70

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

урока в теме

Тема раздела/тема урока

Содержание урока

Тип урока

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1. Основы аграрной технологии. Осенний период (8 часов).

1 — 2

Техника безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём.

Очистка поверхности земли от растительных остатков.

Рассказать учащимся о значении очистки поверхности земли.

Ознакомить с правилами техники безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарём.

Усвоение новых знаний.

Учащиеся должны знать технику безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.

Знать названия и назначение сельскохозяйственного инструмента.

Уметь правильно готовить почву для посадки цветов, кустов, деревьев, выбирать место посадки. Планировать посадки. Уметь обрезать штамбовую поросль. Уметь готовить кусты и деревья к зиме.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять основные виды природного материала и обосновывать свой выбор (П).

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя специфические термины;

приходить к общему мнению в совместной деятельности (К).

Выполнять учебное действие, используя план;

оценивать выполнение учебного задания (Р).

Проявлять интерес к ландшафтному дизайну (Л).

3 — 4

Очистка поверхности земли от растительных остатков.

Рассказать учащимся об условиях подготовки почвы к зиме.

Работа с разным сельскохозяйственным инвентарём.

Самостоятельная работа по очистке поверхности земли с соблюдением правил тб.

Комбинированный урок.

5 — 6

Особенности обработки почвы осенью.

Особенности обработки почвы осенью.

Виды органических удобрений.

Внесение удобрений, соблюдая правила тб.

Самостоятельная обработка почвы разным сельскохозяйственным инвентарём.

Практическая работа.

7 — 8

Обрезка штамбовой поросли.

Подготовка деревьев к зиме.

Правила обрезки штамбовой поросли.

Правила подготовки деревьев к зиме.

Самостоятельное выполнение практической работы с соблюдением правил тб.

Практическая работа.

Раздел 2. Технологии ручной обработки древе­сины и древесных материалов,

технология художественно – прикладной обработки материалов

(29 часов).

9

Вводные сведения. Творческий проект. Этапы выполнения.

Ознакомить учащихся с задачами и программными требованиями по предмету «Технология».

Этапы выполнения творческого проекта. Тематика творческих проектов. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Мозговая атака.

Практическая работа.

Учащиеся должны знать основные породы деревьев и виды пиломатериалов; назначение и устройство верстака; ручные инструменты и приспособления для пиления, строгания, сверления древесины; способы соединения деталей из древесины гвоздями и шурупами; правила безопасности труда при обработке древесины.

Учащиеся должны уметь читать чертежи деталей, выбирать пиломатериалы и обрабатывать их (пилить, строгать, сверлить и т. д.); соединять детали с помощью гвоздей и шурупов.

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы.

Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»).

Личностные — воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием.

10 — 11

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Основные элементы пиломатериалов: пласть, ребро, торец. Древесные пиломатериалы: фанера, шпон, ДСП, ДВП

Древесина как природный материал. Породы древесины и их текстура, применение.

Комбинированный урок. Дополни схему, таблицу.

12 — 13

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины.

Комплектование и организация рабочего места в столярной мастерской. Правилами техники безопасности в школьной мастерской.

Комбинированный урок. Дополни схему, таблицу.

14 — 15

Графическое изображение деталей.

Технический рисунок, эскиз, чертёж, масштаб (на уменьшение, на увеличение). Три основных вида изображения деталей. Практическая работа; зарисовать эскиз детали в тетради.

Комбинированный урок.

16 — 17

Последовательность изготовления деталей из древесины.

Этапы изготовления изделия из древесины. Сборка деталей. Составление технологической карты. Практическая работа: пользуясь таблицей, разработать технологическую карту деталей.

Комбинированный урок.

18 — 19

Разметка заготовок из древесины.

Инструменты и приспособления для разметки деталей. Правила работы с шаблоном. Практическая работа: выполнить разметку заготовки по шаблону.

Комбинированный урок.

20 — 21

Пиление заготовок из древесины.

Распиливание древесины на лесопильной раме.

Поперечное и продольное пиление. Техника безопасности при пилении. Правила ухода за верстаком.

Комбинированный урок.

22 — 23

Строгание заготовок из древесины.

Шерхебель, рубанок, фуганок. Технология выполнения строгания. Самостоятельная работа: прострогать кромки и пласти заготовки.

Комбинированный урок.

24 — 25

Сверление отверстий в деталях из древесины.

Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды свёрл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление свёрл. Приёмы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия.

Комбинированный урок.

26 — 27

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов.

Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях, шурупах и клее. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей.

Комбинированный урок.

28 — 29

Соединение деталей из древесины клеем.

Способы сборки изделия из древесины при помощи клея. Струбцина. Проверка качества выполненных работ. Практическая работа: сборка детали.

Комбинированный урок.

30 — 31

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

Способы сборки изделия из древесины при помощи клея. Струбцина. Приспособления и инструменты для зачистки изделия. Проверка качества выполненных работ. Практическая работа: сборка детали.

Комбинированный урок.

32 — 35

Выпиливание лобзиком. Отделка изделия из древесины.

Составные части лобзика, правила работы лобзиком и ТБ.

Подготовка поверхности для лакирования. Окраска изделия.

Комбинированный урок.

36 — 37

Выжигание по дереву.

Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выжигание орнаментальных композиций обычным прибором для выжигания.

Комбинированный урок.

Раздел 3. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов (13 часов).

38

Понятие о механизме и машине.

Механизмы и их назначение. Детали механизмов. Машины и их виды. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Условные обозначения деталей и узлов на кинематических схемах.

Введение новых знаний. Классификация вопросов из учебника.

Учащиеся должны знать правила разметки, резания, гибки и правки жести, назначение и устройство разметочного и слесарного инструмента. Правила безопасности труда при обработке металла. Учащиеся должны уметь выбирать металл и обрабатывать его (размечать, править, сгибать, резать, сверлить отверстия).

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Личностные — воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное; преобразовывать модели в соответствии с содержанием.

Учащиеся должны знать, какую роль играет техника в развитии человечества; краткие сведения о типовых деталях машин, назначении и устройстве сверлильного станка.

Личностные — идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, применять правила делового сотрудничества.

Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

39

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы.

Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и чёрная жесть. Механические и технологические свойства стали. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделия.

Комбинированный урок.

40

Рабочее место для ручной обработки металла.

Рабочее место (слесарный и комбинированный верстак), его организация и уход за ним.

Комбинированный урок.

 

41 — 42

Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов.

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение конструктивных элементов деталей: отверстие, пазов. Правила чтения чертежей. Технологическая карта.

Комбинированный урок.

43 — 44

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

Этапы изготовления изделия из металла. Сборка деталей. Составление технологической карты.

Комбинированный урок.

45

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки, пластмассы.

Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Ручные инструменты для разметки. Шаблон.

Комбинированный урок.

46 — 47

Резание заготовок из тонколистового металла и проволоки и искусственных материалов.

Основные приёмы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей. Техника безопасности. Практическая работа: отрезать необходимый кусок металла.

Комбинированный урок.

48

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.

Последовательность сверления и пробивания отверстия на сверлильном станке и соединение деталей на заклёпках. Техника безопасности. Практическая работа: пробивка и сверление отверстий вручную и на станке.

Комбинированный урок.

49 — 50

Устройство настольного сверлильного станка.

Назначение и устройство сверлильного станка. Приёмы работы на станке. Правила безопасной работы.

Комбинированный урок.

Раздел 4. Электротехнические работы (4 часа).

51 — 52

Электромонтажные работы.

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов.

Усвоение новых знаний.

Учащийся узнает общие понятия об электрическом токе, о силе тока, напряжении, сопротивлении.

Научится читать простую электрическую цепь. Узнает виды источников тока и приёмников электрической энергии.

Узнает условные графические обозначения на электрических схемах.

Узнает приёмы монтажа установочных изделий.

Узнает виды проводов.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре.

ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела (П).

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя специфические термины;

приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Осуществлять взаимный контроль и необходимую взаимопомощь в процессе выполнения задания (К).

Выполнять учебное действие, используя план.

С помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

Оценивать выполнение учебного задания. (Р).

Формировать положительное отношение к труду и профессиональной деятельности (Л).

53 — 54

Электромонтажные работы.

Инструменты для электромонтажных работ. Приёмы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.

Комбинированный урок.

Раздел 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности (6 часов).

55

Порядок выбора темы проекта.

Информация. Информационные технологии. Виды редакторов. Графический редактор. Правила создания рисунка, эскиза.

Комбинированный урок.

Учащиеся должны уметь выбирать тему своего творческого проекта, выполнять оценку стоимости материалов, искать источники информации в книгах, журналах, сети Интернет, защитить свой проект.

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира, формирующие умственные операции, поисковую и исследовательскую деятельность.

Личностные — воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

56

Этапы выполнения проекта.

Способы передачи информации. Назначение текстового редактора. Формирование текстового документа. Назначение калькулятора. Виды калькуляторов. Компьютерная программа «Калькулятор». Использование программы для решения различных задач.

Комбинированный урок.

57

Подготовка графической и технологической документации.

Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.

Практическая работа.

58

Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия.

Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.

Практическая работа.

59

Окончательный контроль и оценка проекта.

Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.

Практическая работа.

60

Использование ПК при выполнении и презентации проектов.

Этапы выполнения творческого проекта. Содержание этапов. Тематика творческого проекта. Составление технологической последовательности.

Практическая работа. Урок защита творческих проектов.

Раздел 1. Основы аграрной технологии. Весенний период (6 часов).

61 — 62

Знакомство с земляными работами в весенний период. ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарём.

Т/Б при работе с сельскохозяйственным инвентарём. Необходимость проведения весенних земляных работ.

Усвоение новых знаний.

Учащиеся должны знать технику безопасности при выполнении сельскохозяйственных работ.

Знать названия и назначение сельскохозяйственного инструмента.

Уметь правильно готовить почву для посадки цветов, кустов, деревьев, выбирать место посадки. Планировать посадки. Уметь обрезать штамбовую поросль. Уметь готовить кусты и деревья к зиме.

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять основные виды природного материала и обосновывать свой выбор (П).

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя специфические термины;

приходить к общему мнению в совместной деятельности (К).

Выполнять учебное действие, используя план;

оценивать выполнение учебного задания (Р).

Проявлять интерес к ландшафтному дизайну (Л).

63 — 64

Подготовка почвы для грядок, планировка, разметка, перекапывание.

Ознакомление учащихся с приёмами разметки, планирование грядок.

Самостоятельное выполнение планировки грядок, планировки, перекапывание с соблюдением правил тб.

Комбинированный урок.

65 — 66

Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений.

Особенности подготовки почвы к высадке рассады цветочных растений.

Самостоятельно подготовить почву к высадке рассады, соблюдая правила тб.

Практическая работа.

Раздел 6. Дизайн пришкольного участка (4 часа).

67 — 68

Создание микро – ландшафта. Выполнение эскиза.

Основные понятия о ландшафте. Понятие о террасах, клумбах, дорожках, переносных цветниках, миниатюрных садах, о «саде камней». Выполнение эскиза миниатюрного сада.

Усвоение новых знаний.

Учащиеся ознакомятся с основными понятиями ландшафта. Узнают пропорциональную и композиционную зависимость растений. Научатся выполнять эскиз задуманного ландшафта, подбирать цветочные культуры для клумбы,

Объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре;

определять основные виды природного материала и обосновывать свой выбор.

Осуществлять поиск необходимой информации на бумажных и электронных носителях(П).

Принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами.

приходить к общему мнению в совместной деятельности (К).

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи (Р).

выполнять действия , реализующие потребность школьника а социально значимой и социально оценивающей деятельности.

Проявлять интерес к ландшафтному дизайну.

(Л).

69 — 70

Цветочные культуры для клумб.

Роль цветов в оформлении ландшафта. Виды цветочных культур для декоративного оформления клумб. Пропорциональная и композиционная зависимость растений.

Практическая работа.

7. Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса.