Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская основная общеобразовательная школа №21
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ И ООШ №21 Приступина Н.М / /
от « » 2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ И ООШ № 21 Гамов А.А / /
Приказ № _ от « » 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Сорокопудовой Ольги Николаевны
(вторая квалификационная категория)
по технологии 3 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №
от « » 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Технология
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии в 3 классе составлена на основе документов:
1. Программы «Технология 1-4 классы» (Н.А. Малышев. «Дрофа» 2010).
2. Примерная программа начального общего образования по технологии ( М.: «Просвещение» 2011) часть 1
3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования II поколения,
4. Базисный учебный план
Количество часов в неделю -1, в год 35.
Комплект учебников:
Примерная программа основного общего образования по технологии.
Программа по технологии 1-4 классы, Н.А.Малышева
Н.А.Малышева «Технология» 3кл Учебник, в 2 -х издательство «Дрофа» 2012 год
Н.А.Малышева «Технология» 3кл Рабочая тетрадь, издательство «Дрофа» 2012 год
Общая характеристика курса
Учебный предмет «Технология» в современной школе- это особенный предмет, не только интегрированный, но и комплексный. Он может стать связующим звеном между школьными дисциплинами и на практике показать ученикам важность получаемых знаний, связь с технологиями прошлого, настоящего, даже будущего, познакомить с разнообразным миром профессий.
«Технология» — опорный образовательный предмет для формирования системы универсальных учебных действий: планирования, ориентирования в задании, преобразования, оценки готовой работы и других.
Программа обеспечивает формирование навыков и умений в процессе ознакомления учеников с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего и других народов и уважительного отношения к ним.
В основу работы со школьниками по данному предмету положены следующие дидактические принципы:
всестороннее развитие каждого ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
обучение в зоне ближайшего развития ( разный уровень развития детей предусматривает разную меру трудности заданий, а соответственно помощи и взаимопомощи);
прочность освоения знаний и умений в технологической области;
интегрирование с другими учебными предметам
Современному обществу нужны творческие личности, которые легко адаптируются в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способны определить направление своей деятельности, найти оригинальное решение, обеспечить свою экономическую независимость.
Основная цель программа – развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение материалами.
Основными задачами курса являются:
-формирование эстетической культуры на основе знакомства с народными ремёслами и традициями региона, России и других стран;
-развитие интереса к миру профессий, приобретение знаний о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира, первоначальных представлений о профессиях;
-развитие знаково-символического, пространственного и образного мышления, творческого и репродуктивного воображения, сенсорики, художественного вкуса, конструкторских способностей, побуждение к самостоятельному творчеству;
-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, развитие мелкой моторики рук;
-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих планирование, технологический процесс (умение составлять план действий и применять его для выполнения технологических операций), прогнозирование, контроль, внесение изменений и оценка готового изделия;
-формирование первичных представлений о роли информации и информационных технологий в жизни людей и общества;
-овладение простейшими приёмами работы с компьютерными программными средствами;
-воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда.
Реализация указанных задач достигается в результате освоения содержания программы. В процессе решения этих задач в доступной и наглядной форме учащимся предлагаются простейшие технологии по обработке разных материалов (природных, искусственных и синтетических), технологическая, конструкторская, творческая и проектная деятельность.
Ученики 3 класса учатся чувствовать характер произведений искусства и замечать выразительные средства. Учатся сравнивать, конструировать, моделировать, проектировать, планировать, участвовать в совместной творческой деятельности, осуществлять самоконтроль и корректировку конечного результата, обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках и осваивают другие технологии, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами, выявляя их свойства. Учатся отвечать на вопросы: почему возникла технология? В чем ее суть? Как сделать изделие, конструктор, модель, макет?
Начиная со второго класса процесс обучения технологии предлагается строить, используя метод проектов. Весь комплекс вопросов, относящихся к деятельности учителя и ученика (количество проектов, их направленность, время выполнения) нацелен на воспитание творчески активной личности, способной принимать самостоятельно обоснованные решения, представлять и защищать свой проект. Работая в команде над коллективным проектом, почувствовать себя членом команды, совместно решать одну задачу, беря на себя роль руководителя или исполнителя. Метод проекта лежит в основе развивающего обучения в образовательной области «Технология». Он позволит привить ученику навыки самообразования, самовыражения и самоанализа, что ведет к самореализации личности в творческом процессе.
Формы организации детей на уроке различны: коллективная, в малых группах, индивидуальная.
Во время работы прослеживается четкая взаимосвязь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий способствует не только созданию интересных поделок, но и использованию их в играх во внеурочное время, конкурсах, выставках, праздниках, театрализованных представлениях.
Курс позволяет экономно и рационально использовать материалы.
Практическая деятельность рассматривается как средство общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств ученика, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы.
В пределах учебного года материал дан в виде разделов:
работаем с материалами ( природными, пластическими, текстильными, бумагой и картоном, проволокой и фольгой);
— учимся у природы;
— учимся у мастеров;
-учимся конструировать и моделировать
-от замысла- к материалу, от материала- к проекту;
-фантазируем, экспериментируем, создаем;
-учимся экономно расходовать материалы;
-мастерим и играем в театр;
-знакомимся с достижениями человечества;
-осваиваем новые технологические приемы;
-знакомимся с традиционными ремеслами;
-знакомимся с информационными технологиями.
Внутри каждого радела содержание курса выстроено с учетом усложнения технологического процесса обработки материалов по мере развития моторных способностей детей.
Программа предусматривает различные варианты выполнения работ: можно упрощать или усложнять задание, а также конструировать и моделировать, используя работы, сделанные ранее на уроках индивидуально или коллективно, т.е. создавать для себя настольные игры- конструкторы, игрушки, оформлять интерьеры. Такие понятия формируют уважительное отношение к труду человека.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
— ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
— интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
— представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
— основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
— этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
— потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
— представления о значении проектной деятельности.
— интерес к конструктивной деятельности;
— простейшие навыки самообслуживания;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
— внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
— этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;
— ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
— способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
— представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
— бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
— уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности.
— эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
— потребность в творческой деятельности;
— учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
У учащихся будут сформированы:
— следовать определенным правилам при выполнении изделия;
— дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
— выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
— корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
— проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников;
— вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
— действовать в соответствии с определенной ролью;
— прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
— работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
— ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
— выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
— прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
— оценивать качества своей работы.
Познавательные
У обучающегося будут сформированы:
— выделять информацию из текстов заданную в явной форме;
— высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,
— проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
— использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;
— проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
-выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
-находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
-проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
-высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
— устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
-проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
-находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы:
-слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;
— находить точки соприкосновения различных мнений;
-Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
-осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
-оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
-формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;
-проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
-учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
-задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
-осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.
Содержание программы
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции ( знания, умения и способы деятельности) (4ч)
Рукотворный мир как результат труда человека
Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда.
Мастерство ремесленника.
От работы ремесленника к современной технике.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графический грамоты (19ч)
Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком
Инструменты и приспособления для обработки материалов
Технические операции ручной обработки материалов
Графические изображения в математике, технике и технологии
Технологические процессы практических работ
3. Конструирование и моделирование (10ч)
Изделие и его конструкция
Элементарные представления о конструкции
Конструирование моделирование несложных объектов по образцу, по рисунку.
Проектирование.
-
Знакомимся с информационной технологией.
Графическая информация (2ч)
Рукотворный мир как результат труда человека
Элементы графической грамоты
Технологические сведения и приемы обработки
Технологические процессы практических работ
Проектирование.
Учебно-тематическое планирование
по технологии
Класс-3
Учитель Сорокопудова О.Н.
Количество часов:
Всего -35; в неделю 1 часа
Планирование составлено на основе документов:
1. Программы «Технология 1-4 классы» (Н.А. Малышев. «Дрофа» 2010).
2. Примерная программа начального общего образования по технологии ( М.: «Просвещение» 2011) часть 1
3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования II поколения,
1. Н.А.Малышева «Технология» Учебник, 3 класс,в 2-х ч издательство «Дрофа» 2012год
2.Н.А.Малышева «Технология» Рабочая тетрадь, 3 класс, издательство «Дрофа» 2012год
Календарно- тематическое
планирование по предмету «Технология» 3 класс
Кол–во часов | № урока | Дата | |
Проверь себя | 1 ч | №1 | 1.09
|
Учимся у мастеров | 9 ч | №2-№10 | 12.09- 14.11
|
От замысла- к изделию | 8 ч | №11-№18 | 21.11- 16.01
|
Фантазируем, экспериментируем, создаем | 3 ч | №19- №21 | 23.01 6.02
|
Учимся экономно расходовать материалы | 4 ч | №22-№25 | 13.02 6.03 |
Мастерим и играем в театр | 5 ч . | №26-№30
| 13.03 17.04 |
Работаем с природным материалом | 2 ч | №31-№32 | 24.04-8.05 |
Знакомимся с информационной технологией | 2ч | №33-№34 | 15.05-22.05 |
Проверь себя | 1ч | № 35 | 29.05 |
Итого: | 35ч |
|
|
Календарно-тематическое планирование по технологии 3класс (35 ч)