Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

г. Новочебоксарск Чувашская республика

Конспект классного часа

«ЕГЭ – это не страшно»

Подготовила:

учитель биологии высшей категории

Матвеева Ираида Вячеславовна

г. Новочебоксарск

2011

Конспект классного часа

Предмет: внеклассное мероприятие

Тема: «ЕГЭ – это не страшно».

Продолжительность: 1 час (60 минут)

Класс: 11 класс, 15 человек

Технология: Технология развития критического мышления, использованы компьютер, проектор, экран.

Аннотация:

Роль классного руководителя во время подготовки старшеклассников к ЕГЭ трудно переоценить. Классный руководитель является главным связующим звеном в цепочке: учителя-выпускники – родители. В силах классного руководителя сделать все для создания у учащихся и родителей положительной мотивации, создать такую положительную психологическую атмосферу, чтобы каждый участник образовательного процесса чувствовал себя защищенным. Этот классный час поможет учащимся сформировать адекватное реалистичное мнение о ЕГЭ, окажет помощь в стратегии подготовки и поведении на экзамене, поможет учащимся перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенными, развить установку на успешную сдачу ЕГЭ.

Занятие разработано по технологии развития критического мышления. Использованы приемы «Ассоциация», «Расшифровка», «Синквейн» и такие методы, как мозговой штурм, работа в парах и в группе, работа с текстом.

Тема классного часа: «ЕГЭ- это не страшно!»

Актуальность

Роль классного руководителя во время подготовки к ЕГЭ трудно переоценить. Именно он выполняет координирующую функцию, осуществляя взаимодействие со всеми, кто так или иначе включен в данный процесс. Классный руководитель является главным связующим звеном в цепочке: учителя-предметники – обучающиеся – родители выпускников. На учителя во многом ложится моральная, психологическая поддержка выпускников, связь с родителями, их информированность, учет требований предметников. Классный руководитель может помочь учащимся своего класса сформировать у детей конструктивное восприятие экзамена. Конечно, невозможно заставить их радоваться предстоящему экзамену, но в силах классного руководителя сделать все для создания у учащихся и родителей положительной мотивации, создать такую положительную психологическую атмосферу, что каждый участник образовательного процесса чувствовал себя защищенным. Задача классного руководителя – снять напряжение, оказать психологическую помощь обучающимся и их родителям.

Это мероприятие можно провести для учащихся и отдельно для их родителей. Родительское собрание поможет родителям получить информацию о содержании и структуре подготовки к экзамену, осмыслить свою долю ответственности в этом сложном процессе.

Целевые группы: выпускники 11 классов, родители.

Цель занятия:

Активизация сильных сторон личности старшеклассника и формирование адекватного мнения о ЕГЭ.

Задачи:

1. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.

2. Помощь в выработке стратегии подготовки и поведении на экзамене.

3. Помощь в преодолении психологического барьера, мешающего успешной сдаче ЕГЭ

Планируемые результаты:

На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:

  • перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным; 

  • контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;

  • развить установку на успешную сдачу ЕГЭ; 

  • преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация,

  • компьютер, проектор;

  • чистые листы формата А 4.

  • Раздаточный материал для каждой пары «Умеете ли вы следовать инструкции?»,

  • Тест для каждого «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ»,

  • набор листочков из цветной бумаги 4-х цветов для каждой группы,

Используемая технология:

Технология развития критического мышления.

Методы и приемы:

прием «Ассоциация», прием «Расшифровка», прием «Синквейн»,

методы: мозговой штурм, работа в парах и в группе, работа с текстом.

Расположение учащихся: стулья полукругом, 4 стола.

План занятия:

  1. Что такое ЕГЭ? (прием «Ассоциация»)

  2. Как можно изменить отношение к ЕГЭ (техника «Расшифровка»).

  3. Что мне даст ЕГЭ (мозговой штурм).

  4. Умеете ли вы следовать инструкции? (работа в парах, тестирование)

  5. Правила и процедуры проведения ЕГЭ (тестирование каждого).

  6. Как лучше готовиться к экзаменам.

  7. Рефлексия (прием «Синквейн», высказывание своего мнения).

Технологическая карта урока

по технологии РКМ  (развитие критического мышления)

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

приёмы и методы

I. Вызов. Погружение в тему.

Что такое ЕГЭ?

Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Для этого он предлагает выполнить задание «ЕГЭ-это..». Затем он записывает ответы учеников на доске. Предлагает оценить учащимся эти ассоциации по эмоциям, которые они вызывают.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, настраивается на изучаемую тему. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”

Знаками «+» или «-«они обозначают свое отношение ко всем ассоциациям, которые написали в списке.

прием «Ассоциация»

Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово.

II. Осмысление содержания.

Как можно изменить отношение к ЕГЭ.

Что дает ЕГЭ?

Умеете ли вы следовать инструкции?

Что вы знаете о правилах и процедуре проведения ЕГЭ

Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Для этого учитель организует работу с текстом, беседу

Учащиеся изменяют свое отношение к страшному слову «ЕГЭ» и находят преимущества в успешной сдаче экзамена.

Работаю с инструкцией , учащиеся приходят к выводу о необходимости внимательного, вдумчивого прочтения текста.

Индивидуальная работа с текстом.

Техника «Расшифровка», то есть необходимо расшифровать аббревиатуру «ЕГЭ» по-другому, можно с юмором.

Метод мозговой штурм «Что даст мне ЕГЭ».

Работа с текстом,

работа в парах.

Индивидуальная работа с текстом.

III.

Рефлексия. Размышление.

Учителю организует беседу и дает возможность учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. На этой стадии учащиеся делают новые знания своими, потому что проговаривают их своими словами. Такие знания носят долгосрочный характер.

Прием «Синквейн»

Высказывание своего мнения по кругу

Ход проведения занятия:

1.Вступление учителя:

С наступлением весны мы чувствуем, что настроение улучшается. Хочется влюбиться и непременно быть счастливым. Но для выпускников весна – период активной подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ- это серьезное испытание для старшеклассников. Это возможность проверить свои знания. ЕГЭ- это стресс для физического и психологического здоровья учащихся, родителей и учителей.

Казалось бы, пора уже привыкнуть к этому страшному слову ЕГЭ, но вот опять июнь, и снова одиннадцатиклассники, их родители и учителя чуть ли не бьются в истерике, задаваясь вопросом: что будет? Можно, конечно, погадать на ромашке или довести себя до нервного срыва, но можно и просто настроиться на экзамен, принять его как неизбежность — и тогда все получится.

2. . Что такое ЕГЭ?

Техника:

Занятие лучше начать приемом «Ассоциация». Этот прием поможет учащимся настроиться на обсуждаемую тему. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Необходимо написать слово «ЕГЭ» и написать любую ассоциацию на это слово. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Задание:

  1. ЕГЭ- …(напишите 10 ассоциаций). (время 5 минут).

Далее учитель записывает на доске все ответы учащихся. Например: ЕГЭ- это

    • проверка знаний

    • испытание

    • страх

    • волнение и т.д.

  1. Знаками «+» или «-« обозначьте ваше отношение ко всем ассоциациям, которые вы написали в списке, какие эмоции они у вас вызывают, например, «страх»- это «минус», «боюсь»- «минус» и т.д.

  2. Подсчитайте количество «+» и «-«. Сделайте вывод, какие эмоции вызывает у вас предстоящий экзамен.

Вывод:

У многих учащихся слово «ЕГЭ» вызывает отрицательные эмоции, так как «минусов» больше, чем плюсов. Чаще всего ЕГЭ вызывает негативные эмоции учащихся и их родителей. С ЕГЭ ассоциируется тревога, страх и гнев. Дети говорят о том, что ЕГЭ сдать невозможно, родители – переживают за психологическое состояние детей и результатах, которые неизменно повлияют на поступление в вузы. Наличие негативного эмоционального фона осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.

3. Как можно изменить негативное отношение к ЕГЭ?

Техника «Расшифровка»:

На чистых листах учащиеся пишут на одной строке с большими пробелами 3 буквы «Е», «Г», «Э». Детям предлагается следующее задание: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку – единый государственный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему, но чтобы обязательно получилось словосочетание из начальных букв «е», «г», «э», пусть даже смешное, злое или бессмысленное.

Условие:

  1. нельзя использовать слова однокоренные следующим словам, как «единый», «государственный», «экзамен».

  2. Разрешается ругаться.

  3. Обязательно составить 10 словосочетаний.

Е

Г

Э

Учитель пишет все предлагаемые учащимися словосочетания.

Задание:

  1. По желанию зачитайте полученные словосочетания (несколько для примера)

  2. Распределите все 10 словосочетаний по эмоциям: «+»- фраза вызывает положительные эмоции, минус- фраза несет негативные эмоции, «0»- фраза нейтральная.

  3. Подсчитайте количество плюсов, минусов, нулей. Выясните, каких эмоций у вас больше?

  4. Определите, кем вы являетесь в большей степени:

    • «оптимист» (больше плюсов),

    • пессимист (минусы)

    • «пофигист» (больше нулей),

    • реалист (если есть все эти знаки).

В итоге получается что-то вроде «естественный громкий эксперимент», «ель голубая эндемичная», «едкий гнусный экскремент», «евнух грабил Эдуарда», «ехали гости электропоездом».

Слова учителя:

Обратите внимание, что количество плюсов стало больше, чем при выполнении первого задания. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы отрицательные эмоции, связанные с ЕГЭ постепенно схлынули и плавно перешли на положительную волну. Это поможет посмотреть на ЕГЭ с другой стороны.

4. Что может мне дать ЕГЭ ? (мозговой штурм).

Задание учащимся:

Ребята, подумайте , что может лично вам дать ЕГЭ в случае успешной сдачи экзамена? Запишите на листке все возможные варианты.

Техника:

Очень важно, чтобы ученики сами нашли для себя какой-то смысл в Едином государственном экзамене. Поэтому следует провести «мозговой штурм» на тему «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает все, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Правила мозгового штурма:

  • чем больше список идей, тем лучше

  • идеи не оценивать и не критиковать

  • разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.

  • слово предоставляется каждому

  • полная свобода мнений.

Возможные варианты ответов учащихся:

  • поступить в вуз;

  • подтвердить свои знания и отметки

  • бесплатно обучение сэкономит бюджет семьи

Вывод учащихся (заслушать их мнение)

  1. Умеете ли вы следовать инструкции? (работа в парах, тестирование)

Техника:

Учащимся нельзя сообщать тему этого задания. Учащимся раздается карточка с заданием. На отдельных чистых листочках учащиеся читают и выполняют по необходимости все пункты инструкции. Время 3 минуты. Учитель следит за временем и сообщает через каждую минуту, сколько осталось. В это время несколько учащихся- наблюдателей ведут наблюдение за поведением тех, кто выполняет задания карточки.

Карточка- задание:

Умеете ли вы следовать инструкции?

Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.

  1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

  2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.

  3. Обведите ваше имя.

  4. Под именем напишите свой адрес.

  5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.

  6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.

  7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.

  8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.

  9. Заключите круг в прямоугольник.

  10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.

  11. Громко крикните: «Я закончил!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.

Далее следует беседа учителя с учащимися:

Вопросы наблюдателям:

  1. Что вы можете сказать о поведении ваших друзей при выполнении задания?

  2. Как они себя вели? Как проявлялось волнение?

Вопросы исполнителям:

1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?

2. Почему вы волновались?

3. Как вы себя сейчас чувствуете?

4. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?

5. Что понравилось, что не понравилось?

6. В чем смысл этого упражнения?

Вывод учащихся:

Это упражнение учит вас внимательно читать инструкцию и задание. Выполнив его, вы поняли, что отдельные пункты инструкции достаточно прочитать, а другие необходимо выполнить в обязательном порядке. Надеюсь, что на ЕГЭ вы вспомните это упражнение и будете внимательны при прочтении инструкции.

  1. Что вы знаете о правилах и процедуре проведения ЕГЭ?

Учащимся предлагается распечатка теста, в которой содержатся тесты с выбором ответов на знание правил и процедуре экзамена. Каждый ученик выполняет индивидуально. Далее идет проверка теста по предложенным учителем ответам.

ТЕСТ

О правилах и процедуре проведения ЕГЭ.

А 1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

1. мобильным телефоном

2. гелевой черной ручкой.

3. тестовым материалом (КИМ).

А 2. На экзамен необходимо принести:

1. Учебник.

2. Паспорт.

3. Персональный компьютер.

А 3. При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся:

1. встает в угол.

2. Удаляется с экзамена

3. Платит штраф.

А 4. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:

1. к организатору

2. к президенту ЧР

3. к другу

А5. Во избежание ошибок ответ лучше сначала записать номера ответов:

  1. На ладони.

  2. На полях бланка.

  3. На черновике.

А6. Если в задании группы «В» вместо одного слова нужно написать другое, то старое зачеркивается:

  1. одной чертой

  2. двумя чертами

  3. тремя чертами

А7. После выполнения задания группы «А» необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа:

  1. Галочку

  2. Звездочку

  3. Крестик

А8. При заполнении бланков ответов группы «С» нужно отступать от рамки:

  1. 2-3 мм

  2. 4-5 мм

  3. 10 мм

А9. Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое — либо сомнение, то надо:

  1. хлопнуть в ладоши.

  2. топнуть ногой

  3. поднять руку.

А10. Для подачи апелляции о нарушениях процедуры проведения ЕГЭ необходимо обратиться:

  1. к ответственному организатору

  2. к дежурному по этажу

  3. к министру образованию РФ

В1. Чем нужно заполнять бланк?

В2 Ручкой кого цвета нужно заполнять бланк?

В 3. Разрешаются ли исправления в ответе?

В 4. Кто раздает бланки ответов?

В 5. Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой.

1. Если в задании группы «В» вместо слова нужно записать другое, то старое слово зачеркивается.

2. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.

3. Если в задании группы «В» вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

В 6. Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой:

1. Заполнять бланк нужно на русском языке.

2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.

3. Заполнять бланк нужно на любом языке.

В7. Найдите правильное предложение. Напишите номер этого предложения цифрой:

  1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.

  2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой.

  3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

В8. Запишите пропущенное слово:

Если нужно исправить один…. , то новый рисуется поверх старого.

В9. . Запишите пропущенное слово:

По окончании экзамена Вы сможете подать … о нарушении процедуры проведения экзамена.

В10.Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?

Спасибо за ответы.

Далее идет проверка теста (ответы представлены в презентации)

1. Проверьте ответы.

2. Подсчитайте количество баллов и поставьте себе отметку.

Часть А-1 балл отметка «3»- 8-10 баллов

Часть В- 2 балла отметка «4» — 12-28 баллов

Ответы:

Номер задания

Номер ответа

А1

1

А2

2

А3

2

А4

1

А5

3

А6

2

А7

3

А8

1

А9

3

А10

1

Номер задания

Номер ответа

В1

ручкой

В2

черным

В3

да

В4

организатор

В5

1

В6

1

В7

2

В8

Символ

В9

апелляцию

В10

расписаться

  1. Как готовиться к экзаменам? (Работа в группах (5-7 минут).

Класс нужно разделить на группы, в каждой из них по 4-5 человека. На группу раздают по 4-5 листочка разного цвета, например, зеленого, желтого, красного, синего, черного. Каждый человек в группе выбирает листок любого цвета. Тема для обсуждения: «Как готовиться к экзаменам!»

Задание:

  1. Команда работает вместе.

  2. Время регламентировано. За временем следит человек с листочком желтого цвета.

  3. Человек, у которого синий листок готовиться выступать от имени группы.

По команде учителя учащиеся зачитывают и по возможности объясняют все возможные варианты подготовки к экзаменам. Учитель может назначить любого из группы, например, один ответ читает ученик с синим листочком на руках из группы № 1 или с красным листочком из группы № 2 и т.д. В результате такое деление по цветам поможет каждому участнику группы быть активным.

Ш. Стадия «Рефлексия».

Прием “Синквейн”

Учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквэйн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн.

Правила написания синквэйна:

В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Обмен мнениями.

В конце занятия все садятся в круг. Учитель предлагает ряд вопросов:

  • Понравилось вам занятие?

  • Что вам запомнилось в большей степени?

  • Что нового для себя вы узнали?

  • Была вам эта тема интересна? Почему?

Заключительное слово учителя:

Осталось полгода, чтобы выучить то, что пропустили, запомнить важные даты и события. Поднажмите на учебу. Готовьтесь к экзаменам, не пускайте все на самотек и не надейтесь на «авось», ходите на курсы и к репетиторам. Не рассчитывайте на «списать» или «мне помогут» — это не пройдёт и скачать готовые ответы на ЕГЭ тоже. Экзамен будет будет действительно сложным. Рассчитывайте только на свои силы, больше вам никто здесь не поможет!

Литература:

  1. Еремина О. «Тест о правилах и процедуре проведения ЕГЭ» //Школьный психолог.- -2010 .-№ 9.- с.31.

  2. Чибисова М. «Мифология ЕГЭ: способы работы с негативными установками» //Школьный психолог.- -2010 .-№ 9.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here