ЭКОНОМИКА
Программа для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений
( профильный уровень)
Автор: Малецкая Наталья Викторовна,
учитель высшей категории МОУ СОШ № 86 г. Волгограда
Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ профильного уровня и примерной программы среднего ( полного) общего образования
по экономике (профильный уровень).
Программа составлена к учебнику «Экономика» 10-11 классы автора А.П.Киреева.
На этапе среднего (полного) общего образования содержание предмета «Экономика» на профильном уровне представляет собой комплекс знаний по основам экономической науки, необходимых каждому человеку.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса;
требования к уровню подготовки выпускников. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.
Содержание программы разработано с учетом метапредметных связей с другими разделами обществознания, а также с курсами экономической географии, математики, истории и права в старшей школе.
Общая характеристика учебного предмета.
Экономика — фундаментальная наука. Она непосредственно изучает свой предмет, используя формальные науки (математику, логику, лингвистику) только в качестве инструментов познания и метанауки (философию, историю, правоведение) как методологические ориентиры.
Экономика — прагматическая наука. Как и другие общественные науки, она исследует ценности и цели в поступках людей и их групп —домохозяйств, фирм, государств. В отличие от естественных наук ее теории не могут быть подтверждены экспериментом в контролируемых и неизменных условиях. Задача экономики как науки — объяснить свой предмет — механизм удовлетворения неограниченных потребностей
путем производства, распределения и потребления товаров и услуг в условиях относительной ограниченности ресурсов.
Изучение основ экономики построено по принципу от простого к сложному и включает следующие содержательные линии (разделы):
-
принципы экономики;
-
экономика домохозяйства;
-
экономика фирмы;
-
экономика государства;
-
экономика мира.
Принципы экономики содержат основные экономические понятия,
которые используются во всех областях экономической деятельности.
Экономика домохозяйства посвящена в основном экономике семьи, рациональному потреблению и рынку труда.
Экономика фирмы охватывает экономику производства, рыночное поведение предприятий и рынок капитала.
Экономика государства рассматривает деятельность государства
по производству общественных благ и регулированию экономических
процессов.
Экономика мира посвящена изучению функционирования национальной экономики в условиях ее взаимодействия с экономиками других стран, особенно через международную торговлю и финансирование.
В заключение курса знания в рамках всех содержательных линий
сводятся воедино на примере экономики современной России.
Предмет «Экономика» ориентирован на формирование у школьников широкого представления об общих закономерностях функционирования основных экономических агентов, их взаимодействии и регулировании. Эти знания станут основой для более глубокого изучения экономики, решения повседневных экономических проблем семьи, фирмы и государства, участия в предпринимательской деятельности, формирования собственных суждений по экономическим вопросам.
Содержание предмета сохраняет преемственность по отношению ко всем содержательным линиям основной школы и, кроме того, обеспечивает освещение ряда дополнительных проблем, которые не рассматриваются в основной школе, но важны для современного человека.
Программа реализуется на основе учебника «Экономика» 10-11 классы автора А.П.Киреева.
Это первый в России интерактивный интернет-учебник. Он предполагает работу с источниками экономической информации, использование современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернета, критическое осмысление экономической информации, экономический анализ общественных явлений и событий, освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни. Учебник написан языком делового общения — кратко, ясно и емко. Основные понятия тщательно отобраны, их определения выделены в тексте.
Изучение экономики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
развитие экономического мышления: освоение основных понятий
экономики, воспитание ответственности за экономические решения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни;
-
овладение умением оценивать экономические события: использование различных источников информации, анализ и систематизация данных;
-
воспитание уважения к наемному труду и предпринимательской деятельности: овладение знаниями и навыками, необходимыми для будущей работы в качестве наемного работника и самостоятельного предпринимателя;
-
решение экономических проблем: применение полученных знаний в решении текущих экономических проблем на примере конкретных домохозяйств, фирм и государств; изучение и предложение путей решения проблем экономики России;
-
ориентация в выборе будущей профессии: развитие потребности в по_
лучении и поддержании экономических знаний, выбор путей дальнейшего образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования в 10 и 11 классах из расчета 2 часа в неделю.
Предлагаемая программа также рассчитана на 140 учебных часов.
Резервные часы могут быть использованы для проведения дискуссии по изучаемым
вопросам, работы с книгой или практического занятия, а также для проверки знаний через тестирование, решение задач и работу с Интернетом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
-
объяснение экономической реальности, оценка экономического положения домохозяйства, фирмы, страны и мира в определенный момент; вынесение обоснованных суждений относительно причин и последствий развития экономических явлений; решение реальных экономических проблем и определение оптимального поведения экономических агентов в конкретных ситуациях;
-
сбор и анализ экономической информации из устных, письменных
и электронных источников; интерпретация устных высказываний на экономические темы, экономических текстов, таблиц, графиков, карт, данных Интернета; отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели; использование новейших средств коммуникации: программ компьютерных таблиц, баз данных, мультимедийных ресурсов, Интернета
и других компьютерных технологий — для сбора, анализа, передачи и презентации информации;
-
составление простых прогнозов экономических явлений, альтернативных
сценариев развития отдельных экономических показателей
-
приобретение навыков обсуждения, письменных и устных выступлений и дискуссий по экономическим вопросам; умение обосновывать
экономические суждения, приводить доказательства и примеры, учитывать и уважать мнение других, достигать компромиссов и находить оптимальные приемлемые решения;
-
участие в коллективных проектах в качестве рядового члена проекта
и его лидера, приобретение навыков руководства коллективными
усилиями по решению экономических проблем.
Результаты изучения предмета «Экономика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует Стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными
в повседневной экономической жизни, позволяющими ориентироваться в экономической информации и событиях, объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и решение разнообразных жизненных задач.
Ожидаемые результаты обучения:
-
понимание учениками значения основных экономических понятий;
-
способность ориентироваться в текущей экономической информации
и явлениях;
-
овладение некоторыми элементами экономического анализа;
-
применение экономических знаний в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки выпускников
Данная программа обеспечивает уровень подготовки выпускников,
соответствующий Стандарту среднего (полного) общего образования
по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним
ученик должен:
знать/понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно_правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
-
уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
-
описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
-
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Программа
Принципы экономики (28 ч)
Экономика и человек (2 ч).Факторы производства (2) Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость(1). Выбор и главные
вопросы экономики.(1)
Экономические системы (4 ч). Собственность. Типы экономических систем. (2) Общественно-экономические формации (1). Либеральная экономика (1) Экономическая свобода.(1)
Рыночная система экономики . Рынок, специализация и обмен.(2)
Спрос(1). Предложение(2). Рыночное равновесие и механизм (2).
Структура экономики (2 ч). Экономические агенты. Резиденты и нерезиденты.(1) Виды рынков.(2) Виды экономической деятельности.(2)
Экономическая взаимозависимость (2 ч).
Товары и услуги. Факторные доходы.(1) Экономический оборот.(2)
Из истории экономики и экономической науки (1 ч). Вехи мировой экономической мысли. Российская экономическая мысль. Экономические школы (1). Экономическая мысль сегодня.(1)
Человек и нравственность в экономике. Взаимовыгодность добровольного обмена. Эластичность и доход.(1)
Экономика домохозяйства (19 ч)
Экономические функции домохозяйства. Классификация домохозяйств. Домохозяйство как потребитель. Домохозяйство как производитель. Домохозяйство как поставщик труда. Личное подсобное хозяйство.(3)
Рациональное потребление (1 ч). Рациональный потребитель. Полезность. Потребительский выбор. Бюджетное ограничение. Защита прав потребителя.(1)
Максимизация полезности. Равновесие потребителя. Изменение предпочтений. Изменение цены. Изменение дохода. Сбережения населения.(3)
Бюджет домохозяйства . Доходы. Расходы. Семейный бюджет. Номинальные и реальные доходы и расходы.(3)
Рынок труда. Труд и занятость. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие и заработная плата.(2)
Благосостояние . Причины различия в доходах. Показатели дифференциации доходов. Потребительская корзина. Минимальная оплата труда. (3). Основные положения теории экономики семьи.(3)
Экономика фирмы (21 ч)
Предприятие и фирма . Фирма как экономический агент. Организационные формы фирмы. Хозяйственные товарищества и общества. Экономические цели и капитал фирмы. Профсоюзы. ( 3)
Производство. Производственная функция. Производительность
труда. (3). Убывающая отдача в краткосрочном периоде. Отдача от масштаба в долгосрочном периоде.(3)
Выручка, издержки и прибыль фирмы . Доход и выручка. Расходы
и издержки. Показатели издержек. Прибыль.(3)
Фирма на рынке . Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополия. Монополистическая конкуренция и олигополия.(2)
Баланс и управление фирмой . Финансовая отчетность. Анализ
баланса. Аналитические показатели. Менеджмент.(3)
Рынок капитала . Финансирование фирмы. Капитал, инвестиции, процент. Виды ценных бумаг. Фондовый рынок.(2)
Бизнес-план. Понятие маркетинга и реклама. Как создать фирму.(2)
Мароэкономика и экономика государства (28 ч)
Макроэкономика. Предмет и особенности. (1) Экономический рост и развитие . Частные и общественные блага. Роль государства в экономике.(2) Валовой внутренний продукт. Экономический рост.(2)
Инфляция (1 ч). Измерение инфляции. Источники инфляции. Последствия инфляции. Социальные последствия инфляции. Антиинфляционные меры государства (3)
Экономические колебания (1 ч). Макроэкономическое равновесие. Экономические циклы.(1) Безработица. Государственная политика занятости.(3)
Государственный бюджет . Бюджетная система. Доходы и расходы.(2) Баланс бюджета. Государственный долг. (1) Фискальная политика. Налоговая политика (3)
Деньги . Сущность денег. Функции денег. Количество денег. Спрос
на деньги и предложение денег.(3)
Финансовая система . Центральный банк. Коммерческие банки.Основы денежной политики государства. Другие финансовые институты.Страхование.(3)
Процентная ставка. Кривая Лаффера. Налоги на деятельность фирмы.(2)
Экономика мира (24 ч)
Экономическая глобализация . Международное разделение факторов производства. Мировой рынок. Мировое хозяйство. Международная экономика.(3)
Структура международной экономики . Аналитические группы стран. Уровни экономического развития. Взаимосвязь экономических секторов. Международные экономические операции.(3)
Международная торговля . Причины торговли. Структура торговли. Государственная политика в области международной торговли (2). Многосторонняя торговая система. Защита национальных рынков (2)
Международные финансы . Платежный баланс. Макроэкономическая корректировка. Международные финансовые рынки. Международные финансовые организации.(4)
Обменные курсы валют . Валюта и валютный курс. Режимы валютного курса. Причины изменения валютного курса. Валютный рынок.(3)
Россия в международной экономике . Вехи экономического развития. Особенности современной экономики России. Вызовы экономическому развитию. Россия на пути в международную экономику.(3)
Глобальные экономические проблемы. Сравнительные преимущества. Экономика Интернета.(4)
Виды деятельности:
-
мониторинг текущей экономической информации, в том числе обзорами экономического положения, программами экономического
развития и статистическими данными;
-
критическое осмысление экономической информации, нормативный
и позитивный анализ экономических явлений и событий, использование исторического и операционного подходов;
-
принятие решений по экономическим проблемам путем выбора ответа на типичные экономические вопросы, освоение экономических
ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих
ситуации реальной жизни;
-
использование Интернета, других современных средств коммуникации, печатных изданий и личных интервью для сбора, мониторинга,
анализа экономической информации и формирования собственных суждений;
-
анализ экономических процессов и статистических данных с использованием компьютера; табличное, графическое и функциональное
представление экономических взаимозависимостей.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1) Архипов А.Ю., Шихирев В.В., Денисов Г.М. и др. Рынок ценных бумаг. — Феникс, 2005.
2) Архипов А. П. Азбука страхования: Учебник для 10—11 кл. общеобразоват учрежд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005-2008
3)Автономов В.С. Экономика. Учебно-методический комплект для 10-11 кл.
4) Акимов Д.В. Задание по экономике: от простых до олимпиадных заданий (сборник задач по экономике), 2010.
5) Архипов А.П. Азбука страхование. Учебное пособие с практикумом для 10 – 11 классов, 2009.
6) Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие для 8 – 9 кл. Элективный курс, 2010
7) Берзон Н.И. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, 2011.
8) Банковское дело/ Под редакцией О.И. Лаврушина Москва, 2002г., Финансы и статистика, 672 с
9)Банки и банковское дело/Краткий курс под ред. д.к.н. Балабанова – СПб: Питер, 2000
10) Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: учебное пособие по специальному курсу: в 2 томах. — Изд.: «ЮрИнфоР», 2007.
11) Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг. — Питер, 2006.
12) Гесленко И.Б. Менеджмент. Учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений, 2010.
13) Инвестиции: учебное пособие /Г.И.Подшиваленко, Н.И.Лахметкина, М.В.Макарова и др. –М.: КНОРУС, 2006.
14) Ким И. А. Сборник заданий по макроэкономике. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
15) Кошанина Т.В., Кошанин А.В. Право и экономика для 10 – 11 классов. Учебник для социально – гуманитарного профиля, 2009.
16) Липсиц И.В. Бизнес и экономика. Элективный курс: учебное пособие для 8 – 9 классов, 2008.
17) Макарова О.А. Корпоративное право. – М.: Волтерс Клуверс, 2005.
18) Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. — М.: КНОРУС, 2007.
19) Налоги России: Учебн. пособие (по элект. курсу) для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А. П. Балакина, И. И. Бабленкова, И. В. Липсиц и др. — М.: ВИТА-ПРЕСС 2005
Налоги и налогообложение СПб., 2006г., Изд: Питер Е. Н. Евстигнеев
20) Налоги России: Метод. пособие/А. П. Балакина, И. И. Бабленкова, И. В. Липсиц и др. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006
21) Симоненко В. Д. Основы предпринимательства: Учебн. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006-2008
22) Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Учебн. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004-2008
23) Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Хрестоматия для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004
24) Федин С. В. и др. Основы менеджмента: Учебн. пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС 2006-2008
25) Финансы и кредит 2005г., Феникс, 441 с./ Ковалев А.П., Е. Б. Колбачев, А. Л. Кочергин и др.
26) Фондовый рынок дореволюционной России. Очерки истории/Голицын Ю.П.; Институт фондового рынка и управления – Москва — 1998
27) Четыркин Е.М. Облигации: Теория и таблицы доходности. Дело, 2005
Нормативные документы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.11.1996 № 14-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
Гражданский кодекс Российской Федерации статьи № 2; 124; 66; 128; 129; 130; 131; 142; 143; 144; 145; 209; 213; 218; 420;1012;1020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с последующими изменениями).
Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Федеральный закон 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах».
Интернет-сайты
Securities Exchange Commission (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) | www.sec.gov | |
NYSE Euronext | NYSE Euronext (NYSE Group, Inc. and Euronext N.V) | www.nyse.com |
FINRA | The Financial Industry Regulatory Authority | www.finra.org |
SIPC | Securities Investor Protection Corporation | www.sipc.org |
FSA | Financial Services Authority | www.fsa.gov.uk |
LSE | London Stock Exchange | www.londonstockexchange.com |
BaFin | Bundesanstalt fur Finanzdinstleistungsaufsicht | www.bawe.de |
DAI | Deutsche Aktieninstitut | www.dai.de |
IOSCO | International Organization of Securities Commissions (Международная организация комиссий по ценным бумагам) | www.iosco.org |
Deutsche Borse AG | www.exchange.de | |
World Federation of Exchanges (Мировая федерация бирж) | www.world-exchanges.org | |
Federation of Euro-Asian Stock Exchanges (Федерация фондовых бирж стран Европы и Азии) | www.feas.org | |
Securities Industry Association (Ассоциация участников «индустрии ценных бумаг», США) | www.sia.com | |
International Capital Market Association (ICMA) (Ассоциация участников международного рынка капиталов) | www.icma-group.org | |
Корпоративное управление в России – сайт Ассоциации по защите прав инвесторов | www .corp -gov .ru | |
The Bond Market Association (Ассоциация участников рынка облигаций) | www.bondmarket.com | |
Chicago Board Options Exchange | www.cboe.com | |
Global Custodian (Глобальные кастодианы) | http ://home .globalcustodian .com | |
Bank of England (Банк Англии) | www.bankofengland.co.uk | |
Банк России | www.cbr.ru | |
Board of Governors of the Federal Reserve System (Правление Федеральной резервной системы США) | www.federalreserve.gov | |
Treasury (Министерство финансов Великобритании) | www .hm -treasury .gov .uk | |
US Treasury (Министерство финансов США) | www.ustreas.gov | |
Министерство финансов Российской Федерации | www.minfin.ru | |
Financial Stability Forum (Форум по вопросам стабильности мировой финансовой системы) | www.fsforum.org | |
European Union | www.europa.eu.int | |
International Monetary Fund (Международный валютный фонд) | www.imf.org | |
OECD (Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) | www.oecd.org | |
Moody’s Investors Service | www.moodys.com | |
Standart&Poor’s | www.standartpoor.org | |
Fitch Ratings | www.fitchratings.com | |
International Capital Market Association | www.icma-group.org |
Рекомендуемая литература для учителя:
-
Архипов А. П. Азбука страхования: Метод, пособие. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005— 2008
-
Винокуров Е. Ф. и др. Трудные задачи по экономике. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001
-
К и р е е в А. П. Экономика: учебник с компакт_диском для 10—11 кл.
общеобразоват. учрежд. (базовый уровень). — М.: ВИТА_ПРЕСС, 2010.
-
К и р е е в А. П. Экономика. 10–11 кл. (базовый уровень): Книга для
учителя (расширенный комментарий к учебнику и методические рекомендации). — М.: ВИТА_ПРЕСС, 2010
-
Королева Г.Э Практикум по экономике для 10-11 классов Ч1-2 М Вентана-Граф 2011г
-
Камаев В.Д Практическое пособие к семинарским занятиям по экономике М.: Владос 2008
-
Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник /под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н.Думной. — М.: КНОРУС, 2007.
-
Мишин Б.И., Поташева Л.Н. Сборник программно – методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений, 2010
-
Савицкая Е.В., Евсеева А.О. Самостоятельные и контрольные работы по экономике для 10-11 классов М. : ВИТА_ПРЕСС 2010г
-
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000-2008
-
Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. Кн. 2. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2000-2008
-
Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: Хрестоматия для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004
-
Практикум по основам экономической теории ( текст) Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных школ / под ред. С.И.Иванова. М.: Вита – Пресс 1999г
-
Экономика. 10-11 классы: контрольные задания, тесты./авт – сост. О.И.Медведева. Волгоград: Учитель, 2009г
-
Экономика: Основы экономической теории. (Профильный уровень образования): Метод. пособие/Под, ред. С. И. Иванова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2006-2008
Содержание программы разработано с учетом метапредметных связей с другими разделами обществознания, а также с курсами экономической географии, математики, истории и права в старшей школе.