Урок для 10 класса на тему
«ЭКОЛОГИЯ ТАТАРСТАНА»
Пояснительная записка.
Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны — мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой — загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений. А ведь мы не пришельцы из других миров, наш дом — планета Земля и ее природа. В России немало сделано по пропаганде идей охраны природы и рациональному природопользованию. Однако новое экологическое мышление теперь должно быть направлено на стратегию устойчивого развития систем и цивилизаций.
Курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся старших классов, выбирающих естественнонаучный профиль обучения.
Цели:
— способствовать расширению и углублению знаний о природе Татарстана и ее охране;
— способствовать формированию у учащихся экологической культуры.
Задачи:
— систематизация и обобщение имеющихся у учащихся экологических знаний;
— научить практически применять полученные знания в своей жизни;
— способствовать формированию чувства патриотизма, ответственности за
состояние окружающей природы.
Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.
Виды занятий: теоретические и практические.
Формы проверки и оценки знаний: выступления учащихся, творческие работы, отчет о результатах практических работ.
Ожидаемый результат: учащиеся после прохождения элективного курса должны знать:
-
природу Татарстана;
-
особо охраняемые территории Республики Татарстан;
-
влияние экологии на здоровье;
-
проблемы экологии в контексте концепции устойчивого развития.
— принципы «Хартии Земли»
Учащиеся должны уметь:
-
в тексте выделять главное, обобщать, делать выводы;
-
конспектировать;
-
владеть способами и приемами исследовательской деятельности;
-
визуально устанавливать загрязнение в окружающей среде.
Учебно-тематический план
Тема | всего | В том числе | ||
Теоретич.еские занятия | Практич.еские занятия | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | — |
2 | Природа Республики Татарстан и ее охрана. | 19 | 14 | 5 |
3 | Особо охраняемые территории Республики Татарстан. | 5 | 5 | — |
4 | Экология и здоровье. | 4 | 4 | — |
5 | Татарстан и концепция устойчивого развития. | 4 | 4 | — |
6 | Заключение | 1 | 1 | — |
Содержание курса
Введение (1ч).
Ознакомление учащихся с содержанием курса, с целями и задачами.
Раздел 1. Природа Татарстана и ее охрана (19ч)
Воды, почвы, атмосфера и их охрана. Грибы. Индикационное значение грибов. Лишайники. Лихеноиндикация. Споровые растения. Голосеменные. Цветковые растения. Районированные сорта. Лекарственные растения. Беспозвоночные животные. Рыбы. Земноводные Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Районированные породы сельскохозяйственных животных. Практические работы:
-
Оценка экологического качества воды.
-
Оценка экологического качества почвы.
-
Оценка экологического качества воздуха.
-
Изучение и оценка флоры города (села).
-
Изучение и оценка фауны города (села).
Раздел 2. Особо охраняемые территории Республики Татарстан (5ч).
Особо охраняемые природные территории, их значение. Волжско-Камский государственный заповедник. Национальный парк » Нижняя Кама, заказники, памятники природы.
Раздел 3. Экология и здоровье (4ч).
Влияние экологии на здоровье. Мониторинг здоровья населения и состояние окружающей среды города (района). Курорты и санатории РТ
Раздел 4. Татарстан и концепция устойчивого развития (4ч).
Охрана природы — забота государства. Эколого-экономическая модель
Татарстана и переход к устойчивому развитию. Проблемы экологии в контексте концепции устойчивого развития. Экология души — экология природы. «Хартия Земли» в Татарстане.
Заключение(1ч).
Конференция по курсу «Экология Татарстана.»
Литература
-
Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия. Альметьевск. 1999
-
Баширов 3.Г. Памятники природы. Фотоальбом.
-
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И.Животные леса. М. Дрофа, 2007
-
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Животные луга. М. Дрофа, 2007
-
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Растения леса. М. Дрофа, 2007
-
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Птицы леса. М. Дрофа, 2006
-
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И.Рыбы наших водоемов. М. Дрофа, 2007
-
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Растения луга. М. Дрофа, 2007
-
Гаранин В.И. и др. Животный мир Восточного Закамья. Альметьевск.2000
-
Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране
окружающей среды РТ в 2005г. -Казань. Идел-Пресс, 2006
-
Закон Республики Татарстан об охране окружающей природной среды. Казань. 1997
-
Красная книга Республики Татарстан. -Казань. Идел-Пресс, 2006
-
Мансурова С.Е. Школьный практикум. Следим за окружающей средой нашего города. Москва. 2001
-
Миронов А.В. Знать и беречь природу. Казань. 1984
-
Попов В.А., Лукин А.В. Животный мир Татарии. Казань. 1988
-
Рахимов И.И. Хищные птицы и совы Татарстана. Казань. 1999
-
Регионализация курса биологии в школах РТ. Казань. 1999
-
Регионализация курса «Биология. Человек». Казань. 2001
-
Рябова Г.А. Зеленая аптека. Альметьевск.
-
Экология: безопасность нации. Казань. 1998