ГималоваГ.Р.

6 класс

Тема урока: «Некоторые свойства океанической воды».

Цели урока.

  1. Обучающие: сформировать представление о солёности океанической воды, об изменениях температуры поверхностных вод с широтой, об изменениях температуры вод с глубиной; развивать умение высчитывать солёность.

  2. Развивающие: развивать мышление, память; формировать объективное понимание мира.

  3. Воспитательные: прививать интерес к изучению природы; формировать научное мировоззрение.

Тип: изучение нового материала.

Форма: беседа.

Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный, практический (работа в тетрадях, по учебнику, по атласу).

Средства урока: интерактивная доска, 1л банка воды, соль-35гр.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.

  2. Новая тема.

Слайд 1

-Как вы думаете, почему раньше суда, отправляясь в дальнее плавание, всегда брали с собой запас пресной воды? Ведь кругом вода?

-Правильно! Она солёная. Это одно из свойств океанической воды.

-Представим, что мы на борту корабля и отправляемся в дальнее плавание по изучению свойств океанической воды.

-Цель нашего урока познакомиться со свойствами океанической воды, узнать причины различия температуры и солёности воды в разных частях Мирового океана, научиться высчитывать солёность.

Слайд 2

Тема нашего урока: «Некоторые свойства океанической воды».

-Откройте тетради, запишите тему.

Слайд 3

-1 свойство океанической воды — это солёность.

-Нарисуйте схему.

-Вода — прекрасный растворитель.

-Если в стакан с водой положить 1 ч. л. соли, что произойдёт? А если 1 ч. л. сахара? Почему?

-Послушайте сообщение об океанической воде.

Сообщение ученика.

Океаническая вода.

Океаническая вода — это раствор различных веществ. В ней содержится 73 из 110 известных химических элементов. Натрий и хлор, образующие поваренную соль, составляют более 85% всех растворённых в океанической воде веществ. Горький привкус океанической воде придают соли магния. В воде океана обнаружены алюминий, медь, серебро, золото, но в очень малых ко­личествах. Так как объем Мирового океана огромен, масса всех растворенных веществ в сумме очень велика. Так, золота в воде Мирового океана больше, чем в земной коре, но его содержание в 1 кг океанической воды очень мало. (В настоящее время в Японии действует установка по до­быче золота из океанической воды). В океанической воде присутствуют также растворенные га­зы, в том числе кислород. Кислород необходим для жизни морских организмов. Из других хи­мических элементов, растворенных в воде Мирового океана, необходимыми для жизни являют­ся кальций, кремний и фосфор, из которых состоят раковины и скелеты морских животных.

-В природе нет воды, которая не содержала бы в себе каких-либо растворённых веществ.

-Воду без примесей — дистиллированную можно получить только в лаборатории.

-Вы сказали, что океаническая вода солёная, т.е. вода обладает свойством солёности.

-Что такое солёность?

Работа по учебнику.

-Откройте учебники на странице 87, прочитайте 1-ый абзац.

-Кто прочитает?

1-ый уч-к зачитывает.

2-ой уч-к повторяет.

— Соленость обозначают значком ‰.

Слайд 4.

-Средняя солёность океанической воды-35‰.

Слайд 5.

-Это значит, что в 1 л воды растворено 35 гр веществ.

Опыт. (Принадлежности: 1л банка воды, соль-35гр)

-Растворим в 1л воды 35гр соли. Солёность этой воды 35 ‰.

-Что это значит? (В 1л — 35гр солей).

-А пресной считается вода, в которой содержится менее 1гр растворённых веществ.

Слайд 6.

Решение задач.

-Решим задачу.

Слайд 7.

-Откройте тетради.

-Пишем.

Чёрное море-18 ‰.

1т воды — ? соли.

1т = 1000кг = 1000л

18 * 1000 = 18000г = 18кг

Ответ: 18кг.

Слайд 8.

У доски решает ученик.

-Пишем.

Красное море-42 ‰.

1т воды — ? соли.

1т = 1000кг = 1000л

42 * 1000 = 42000г = 42кг

Ответ: 42кг.

Слайд 9.

-Посмотрите на запись. Что заметили? Сравните солёность.

-Почему солёность разная?

Работа по атласу.

-Откройте атласы на стр.14-15. Найдите эти моря. Подумайте, почему разная солёность?

(Подсказка. Как воду в этой банке сделать менее солёной? Более солёной? Но соль не добавлять).

-Правильно. Красное море находится близко к экватору — жарко, нет впадающих рек, осадков мало. Балтийское море, Чёрное море – дальше от экватора – испарение меньше, впадают реки, выпадают осадки.

Слайд 10.

-Запишите в тетрадь.

-Послушайте сообщение.

Сообщение ученика.

Океаническая вода из-за большого содержания солей непригод­на для питья. Немало моряков погибло в океане от жажды. Раньше суда, отправлявшиеся в дальнее плавание, всегда брали запас прес­ной воды. Он занимал много места, был дополнительным грузом. Теперь воду на судах опресняют при помощи специальных опрес­нительных установок. Такие установки действуют и в некоторых засушливых районах, расположенных на побережье океана.

Физминутка.

-Следующее свойство – это температура.

Слайд 11.

-Допишите схему.

-Что вы можете сказать о температуре поверхностной воды по этой таблице?

Слайд 12.

-Да. Чем ближе к экватору, тем температура выше, чем дальше, тем ниже.

Слайд 13.

-Что вы можете сказать, посмотрев на данную таблицу?

-Правильно. С глубиной температура понижается.

-До какой глубины температура понижается незначительно?

-С какой глубины понижается значительно?

-Недавно было обнаружено, что на дне океана местами из разломов земной коры выходят горячие воды. В одном из таких источников на дне Тихого океана температура =400˚С.

Слайд 14.

-А вы знаете, что океаническая вода замерзает при температуре -2˚С.

Слайд 15,16,17,18.

-Это побережье Австралии. Большой Барьерный риф. Достаточно света и тепла. Обилие рыб и кораллов.

III. Итог.

-Наше путешествие подходит к концу.

-Вспомним, что мы сегодня нового узнали на уроке?

-С какими свойствами воды вы познакомились?

-От чего зависит солёность океанической воды?

-От чего зависит температура поверхностных вод?

Слайд 19.

-Что означают эти значки и значения?

Слайд 20.

-Определите солёность морей. (Дети вычисляют и заполняют таблицу).

-Какова солёность Карибского моря, если из 1000т воды получили 36кг различных веществ?

-Какова солёность Средиземного моря на востоке, если из 1000т воды получили 39кг различных веществ?

-Какова солёность Баренцева моря на юго-западе, если из 1000т воды получили 35кг различных веществ?

-Какова солёность Карского моря, если из 1000т воды получили 33кг различных веществ?

-Какова солёность Аравийского моря, если из 1000т воды получили 36,5кг различных веществ?

-Какова солёность Берингова моря, если из 1000т воды получили 30кг различных веществ?

Слайд 21

-Сколько грамм соли содержится в 1 литре воды, если из 1 тонны воды получили 25 кг соли.

Оценивание.

Домашнее задание. § 25 ответить на вопр. 1, 2 устно, подготовить по желанию сообщение на тему «Свойства вод мирового океана».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here