Конспект урока в 11-м классе по теме
« Решение прикладных задач с помощью электронных таблиц«.
Цель: осознать практическую значимость знаний программы EXCEL и применить свои знания в разных практических условиях, т.е. показать свою компетентность.
Задачи:
-
обучающая: совершенствовать навыки работы в ЭТ;
закрепить навыки работы с формулами и функциями в электронных таблицах;
научить учащихся применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
-
развивающая: развитие умения применять полученные знания при решении задач различной направленности; развивать творческий подход к выполнению работы;
-
воспитывающая: Поддержание интереса к предмету, совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тип урока: развивающий урок.
Используемые технологии:
Информационно-коммуникационные технологии,
личностно-ориентированное обучение;
проблемно-исследовательская технология.
Здоровьесберегающие технологии;
Обучение в сотрудничестве.
Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор, дидактический материал.
Формы организации работы: комбинированная форма работы, практикум.
План урока:
-
Организационный момент
-
Краткий инструктаж по ТБ
-
Актуализация опорных знаний.
-
Разбор и объяснение задания по практической части
-
Практическая работа
-
Работа в группах. Решение задач практического характера.
-
Физкультминутка
-
Подведение итогов урока и выставление оценок.
-
Домашнее задание.
Ход урока
1 урок
-
Организационный момент (2 мин)
-
приветствие;
-
проверка готовности учащихся к уроку;
-
настрой учащихся на работу; (результат вашей работы будет зависеть от вашей слаженности)
-
-
Краткий инструктаж по ТБ (3 мин)
Сегодня нам предстоит работа на компьютерах, поэтому, для обеспечения безопасности работы, напомните, пожалуйста, каких правил следует придерживаться при работе с данной техникой
-
Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
-
Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
-
Нельзя работать грязными руками и во влажной одежде.
-
Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
-
Нельзя ходить по классу, вставать со своего места.
-
В случае неисправности компьютера или при обнаружении запаха гари — сообщить учителю.
-
Актуализация опорных знаний. (10 мин)
— Тема сегодняшнего урока «Решение прикладных задач с помощью электронных таблиц». (открывают тетради, записывают число и тему)
– Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера.
— Какие цели мы перед собой поставим?
— Вот отсюда и вытекает цель нашего занятия: осознать практическую значимость знаний программы EXCEL и применить свои знания в разных практических условиях, т.е. показать свою компетентность.
— Вспомним ряд вопросов, которые пригодятся при выполнении поставленной задачи.
ВОПРОСЫ РАЗМИНКИ:
-
Каково главное назначение Электронных таблиц? (организация табличных вычислений на компьютере).
-
Назовите основной элемент рабочего листа? (Ячейка).
-
Что невозможно удалить в электронной таблице? (имя ячейки).
-
Что такое диапазон ячеек в электронной таблице (совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы).
-
Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа)
-
Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
-
Какие действия нужно проделать Для работы с функциями?
-
Какие действия нужно проделать Для создания диаграммы?
– Если ученик не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие ребята могут дополнить его ответ.
-
Разбор и объяснение задания по практической части (5 мин)
Задача: Существует легенда о том, что в древнем Китае монахи день за днем вели наблюдения за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти функции являются периодическими с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной — 28 дней и интеллектуальной — 33 дня. Характерная особенность этой гипотезы заключается в том, что функции состояния человека в момент его рождения равны нулю, затем начинают возрастать, каждая за свой период принимает одно положительное максимальное и одно отрицательное минимальное значение.
Формула для вычисления физического состояния: =SIN(2*ПИ()*(Дата дня вычисления-Дата рождения)/23)
(записывают в тетради)
Ребята, теперь я предлагаю вам подсчитать собственные биоритмы.
Далее ученики садятся за компьютеры.
-
Практическая работа (20 мин)
Для построения графика биоритмов нужно задать дату рождения (ячейка В1) и дату начала расчета (ячейка В2)
Формула для вычисления физического состояния:
=SIN(2*ПИ()*(Дата дня вычисления-Дата рождения)/23)
Для расчета эмоционального состояния число 23 нужно заменить на 28, а для интеллектуального – на 33.
Вывод: — Скажите, пожалуйста, у кого сегодня физический, эмоциональный, интеллектуальный подъем/спад. Как вы чувствуете, соответствует это полученным данным? — Таким образом, меняя временной промежуток, можно заблаговременно подсчитать собственные биоритмы.
2 урок
-
Работа в группах. Решение задач практического характера.(35 мин)
Тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных.
– Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS EXCEL?
Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология…
Вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.
— Давайте используем свои навыки в некоторых областях на реальных задачах.
Ученики разбиваются на 4 группы и получают задание:
-
группа – Задача из области телефонных услуг
-
группа – Задача из области страхования
-
группа – Задача из области покупки и продажи недвижимости
-
группа – Задача из области коммунальных услуг
После работы, представитель группы озвучивает задачу, рассказывает что они использовали для достижения результата и демонстрирует результат, делая выводы
7. Физкультминутка(1 мин)
8. Подведение итогов урока и выставление оценок.(3 мин)
Мы сегодня хорошо поработаем, аргументировали прикладное значение программы EXCEL, показали личностную значимость своих умений. Главный результат – умение применить знания на практике, что вы и сделали. Конечно она у всех индивидуальная, но каждая команда со своей задачей справилась.
По итогам работы выставляются оценкм
Саморефлексия.
Заверши фразу:
-
Сегодня я узнал…
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я научился …
-
Теперь я могу …
-
Домашнее задание.(1 мин)
Определить для себя благоприятные дни для поездки в театр на Новогодних каникулах.
(формулу записывают в тетрадь)