ДОНЕЦЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І – ІІІ СТУПЕНІВ № 89
ДОНЕЦЬКОЇ МІСЬКОЇ РАДИ ДОНЕЦЬКОЇ ОБЛАСТІ
МБОУ ЛОГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИЛОВЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Елисеева Светлана Геннадьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МБОУ Логовская СОШ
2014 г.
Цель:
1.формирование у учащихся знаний о раннецветущих растениях, занесенных в Красную книгу, и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов;
ознакомление с разнообразием видов первоцветов;
заинтересовать учащихся в решение проблемы первоцветов;
воспитание гуманного отношения к природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.(Сценка “Не рви первые цветы”)
Автор: В первый тёплый день весенний в лес пошли Марина с Сеней.
Дети видят вдруг цветы небывалой красоты.
Сеня: “Посмотри сюда, Марина! Что за чудная картина!
Прямо около снегов здесь полянка из цветов!
Посмотри, они какие –нежные и голубые!
Соберу-ка я букетик: Завтра будет женский праздник.
Маме дам цветочки эти, что я – не мужчина разве?
Я и бабушке готов подарить букет цветов!
И тебе, как младший брат, подарить их буду рад!
Посмотри сюда, Маринка! На цветок легла снежинка!
Марина: “Сеня! Больше рви цветочков! Ты пройдись везде по кочкам!
Подожди, я прибегу и с цветами помогу!”
Автор: Дети тщательно и рьяно обобрали всю поляну.
Тут приходят зайчики, прибегают белочки.
И ругают мальчика, объясняют девочке:
Заяц, белка: “Ну, зачем вы, детвора, все подснежники сорвали?
Мы вчера, позавчера на поляну любовались!
Как росли красиво тут синие цветочки!
А сегодня здесь растут лишь пеньки да кочки!
Знайте, трепетный подснежник очень тонкий, хрупкий, нежный.
Это – редкий вид, и он в книгу Красную внесён.
Если рвать цветочки эти будут взрослые и дети,
Не увидим их совсем мы нигде на белом свете!
Никогда из первоцветов вы не делайте букетов!”
Автор: Огорчился очень Сеня, смотрит он на свой букет.
Это не букет, а веник, красоты в помине нет!
Сеня:“Жаль, поникли все цветочки! – Сеня молвит со слезами. —
И пропал подарок маме!”
Автор: Никогда Марина с Сеней
Тот букетик не забудут, и подснежников весенних
Больше рвать они не будут!
— Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли правильно сделали Марина с Сеней? -Какую ошибку они совершили? -А кто из вас любит собирать цветы в букеты? -Какую пользу вы оказываете этим природе? (наносим вред) -Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня на уроке мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.
Перед вами ребус Разгадайте его и вы узнаете тему сегодняшнего занятия.
Разгадайте загадку: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает». (Подснежник.)
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами. А еще их называют подснежниками, потому что они первыми появляются из-под снега.
Ученик читает стихотворение.
Вот и подснежников белые глазки
Смотрят в проталинах снега в лесу,
В шепоте нежном, тихом и ласковом
Жизни начало и трепет несут.
Почему же эти растения зацветают первыми так рано весной? У некоторых подснежников цветки появляются даже раньше, чем листья. Как вы думаете?
Человеку для жизни нужна пища, и растениям для роста и цветения тоже нужна пища. В течение всего лета их листья образуют питательные вещества. У тех растений, которые расцветают ранней весной, они накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже выпустить яркий цветок.
Но питательных веществ, запасенных в корнях, не так уж и много – их хватает только на один цветок или на несколько мелких, собранных вместе. А потом у растения появляются большие листья, которые вновь начинают образовывать питательные вещества.
Давайте познакомимся с некоторыми первоцветами.
Мать-и-мачеха. Это растение зацветает самым первым, как только сойдет снег. На голой бурой земле появляются маленькие золотисто-желтые цветочки. Секрет в том, что мать-и-мачеха расцветает еще под снегом, но раскрывает свои цветки только навстречу солнцу. Ночью и в пасмурные дни цветок спит, сложив лепестки в бутон и опустив головку. Свое название растение получило за листья: верхняя сторона их гладкая, холодная – «мачеха», а нижняя – мягкая, теплая – «мать».
Медуница неясная («легочница»). Не успеет сойти снег, как появляются короткие стебельки медуницы с красивыми заметными цветками. Чуть позже на одном и том же стебельке можно увидеть цветки разной окраски: розовые, фиолетовые и синие. Это цветки разного возраста: молодые, зрелые и старые. Свое название медуница получила за то, что в ее цветках много нектара. Чаще всего насекомые посещают фиолетовые цветки – в них нектара больше всего. В розовых цветках нектара еще мало, а в синих – уже мало.
Калужница болотная. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.
А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях?
(Выслушав учеников, учитель продолжает рассказ.)
Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней, от кашля. Листья ее заваривают и пьют как чай или полощут горло.
Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.
Собирая первоцветы как лекарственные травы, люди часто вырывают их с корнем, вытаптывают места их произрастания… Этого ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время!
Какие меры вы предложили бы для охраны первоцветов, чтобы количество их на земле не уменьшалось?(Учитель выслушивает ребят и задает наводящие вопросы, стремясь, чтобы они сами сформулировали основные правила.)
Практическая работа
Одно из правил охраны первоцветов гласит: «Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов». Как можно это сделать? (дети рисуют рисунки о первоцветах)
В конце занятия учитель благодарит ребят за хорошую работу, желает им успехов. Работы учащихся вывешиваются на доску.