Классный час

4 — класс.

Тема. «Давайте жить дружно»

Задачи.1. Дать представление о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий

друг, что значит жить дружно.

2. Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения

друг к другу.

3. Сплочение коллектива.

4. Стимулирование поведенческих изменений, обучение приёмам межличностного

общения.

5. Развитие мышления, речи учащихся.

Оборудование: запись детских песен о дружбе, материал для групповой работы,

презентация по теме занятия, словарь Ожегова.

Ход занятия.

Ребята! Посмотрите, как нам улыбается солнышко! Улыбнитесь ему в ответ, улыбнитесь мне и друг другу и послушайте стихотворение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

II. Разминка. Упражнение «Приветствие».

Теперь поприветствуем друг друга. По очереди обратитесь к соседу справа со словами: «Добрый день …». Не забудьте назвать имя того, к кому обращаетесь. Приглашаю сюда по одному человеку от каждой группы. (Вручаю красивые шарики.) Начинаем приветствие!

III Постановка темы и формулирование задач.

1. Разгадывание кроссворда.

Разгадаем кроссворд, и назовём тему сегодняшнего занятия. (Презентация)

— О каких качествах личности человека идёт речь? (Список качеств личности)ости га., слушая стихотворение.

1) Уверенность в чьей – нибудь добросовестности, в правильности чего – нибудь

(доверие).

2) Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость (храбрость).

3) Высокое развитие интеллекта (ум).

4) Соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость (вежливость).

5) Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

(доброта).

6) Заботливое отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (внимание).

Прочитайте ключевое слово. ( ДРУЖБА)

— Вы сможете назвать тему нашего классного часа, если вспомните м/ф про кота Леопольда. К чему он постоянно призывал мышат? (Ребята, давайте жить джружно!)

Тема нашего классного часа звучит так : «Давайте жить дружно!» (Презентация.)

— На какой главный вопрос мы постараемся ответить?

— Что значит жить дружно?

— Мы сможем ответить на этот вопрос, если узнаем: (Презентация)

1) Что означает слово «дружба»?

2) Каким бы вам хотелось видеть своего друга?

3) Какие правила надо выполнять, чтобы жить дружно?

1. Что означает слово «дружба»?

а) «Мозговой штурм»

— Попробуем найти ответ на первый вопрос: Что означает слово дружба? Как бы вы ответили на данный вопрос? Начинайте свой ответ словами: «Дружба – это …» (вместе играть, помогать, защищать, делать общее дело и т.д.)

б) Значение слова по словарю.

— Обратимся к словарю Ожегова и прочитаем значение слова «дружба». (Презентация)

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

в) Вывод.

По вашим ответам можно сделать такой вывод: (Презентация)

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу.

г) Упражнение «Расшифруй слово».

— Расшифруем слово «дружба» необычным способом. Используя каждую букву, назвать слова, объясняющие, что такое дружба..(Каждой группе выдаётся по одной букве.)

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р — радость

У – уважение, ум. уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

Проверка: дети выходят по одному от каждой группы, держат букву, составляют слово «дружба» и называют слова. «Дружба – это ….)

— Молодцы, ребята, вы назвали много добрых и полезных слов. Я думаю, что теперь вам понятно значение слова «дружба».

— Для чего нужна дружба? (Вместе веселее. …)

— У дружбы есть свои законы. Первый закон мы уже сможем назвать.

— С чего начинается дружба? Вспомните начало нашего занятия или строчку из песни.

«Дружба начинается с улыбки».

2. У кого можно научиться жить дружно?

а) Упражнение «Собери пословицу».

— Дружбе надо учиться. Помогут вам в этом ваши учителя, родители, книги о дружбе. В разделе устного народного творчества много пословиц о дружбе. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них. Задание для каждой группы: соберите пословицу и объясните её значение. (Зелёный лист.) (Сигнал готовности.)

Друзья познаются в беде.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

С другом веселее при удаче, легче в беде.

Что в другом не любишь, то и сам не делай.

Выступление представителей от каждой группы. (По мере выступления на экране открываются пословицы.)

Вывод: — Какие законы дружбы мы можем назвать? Прочитаем.

Помогай другу в трудную минуту.

Дружбу надо беречь.

Дружба дороже денег.

Делись с другом радостью и замечай его успехи.

Будь честным и правдивым.

б) Игра «Кто с кем дружит?»

— Умению дружить мы можем научиться и у литературных героев. Игра называется «Кто с кем дружит?» Доскажите преложение.

1. Забавные бурундучки Чип и … (Дейл).

2. Добрая Белоснежка и … (семь гномов).

3. Прекрасная Русалочка и … (Най Себастьян).

4. Забавный Вини Пух и … (Пятачок).

5. Добрый Малыш и … (Карлсон).

6. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро).

7. Забавный крокодил Гена и … (Чебурашка).

8. Самоотверженная Герда и … (Кай).

Вывод: — Литературные герои разные по характеру. Что помогло им подружиться? ( общее дело, интерес, защищали слабого, и т.д.)

-Что из этого следует?

Друзей объединяет общее дело.

В дружбе сильный помогает слабому.

3. Каким бы вам хотелось видеть своего друга?

а) Упражнение «Закончи предложение»

— Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь друга, с которым тебе интересно играть в разные игры, посекретничать о своём.

Как хорошо, когда есть друг!

— Каким бы вы хотели видеть своего друга? Попробуйте продолжить предложения.

«Настоящий друг – это тот …»

«Друзья всегда …»

«Я могу дружить с такими друзьями, которые …»

Со мной можно дружить, потому что …»

— Вывод. Друзья – это те, кому мы верим, кто не предаст, не подведёт. Друг способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои секреты.

б) Какими качествами характера должен обладать друг?

— Какими чертами характера должен обладать друг?

Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос.

— На карточках записаны положительные и отрицательные качества людей. Поработайте вместе, выберите те качества, которые будут способствовать укреплению дружбы. Соберите цветок. (Работа в группах).

Проверка: (Дети называют качества, и помещают цветок на доске.)

Вывод:

Выбирай друзей по душевным качествам.

Будь достоин своего друга.

в) Как избежать ссор?

— Ребята, прочитайте эту пословицу: «Из века в век народ и дружил, и ссорился»

— Приходится ли ссориться друзьям?

— Послушайте стихотворение Б.Заходера

Мы – друзья.

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я –

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём:

Даже вместе … отстаём!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Как положено друзьям:

— Я как стукну!

— Я как тресну!

— Он как даст!

— А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она ещё смеётся:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

— Из-за чего произошла драка между мальчиками? Предположите.

— Кто помог прекратить драку?

— Обиделись ли мальчики на сестру?

— Помирятся ли ребята?

— Что им для этого необходимо сделать

Вывод:

Не спорь с другом по пустякам, не обзывайся.

Извинись, если ты не прав.

V. Интерактивные игры.

1. Упражнение «Пять добрых слов». (на нарисованных ладошках на пальчиках написать добрые слова).

— В дружбе важно искренне говорить добрые слова друг другу (комплименты). Поиграем в игру, которая называется «Пять добрых слов». Обведите свою ладошку на листе бумаги и на полученном рисунке руки написать своё имя. Передайте изображение по кругу. Каждый каждому на одном из пальчиков напишет комплимент. Каждый рисунок должен побывать у всех участников. (Сигнал)

— Итог: На этих ладошках вы видите, как вас воспринимают ребята. Оставьте себе на память.

VI. Рефлексия.

— Назовите тему сегодняшнего занятия.

— Что значит жить дружно?

— Какие правила дружбы мы будем соблюдать? (Чтение с экрана вывода.)

— Если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей.

— Понравилось ли вам работать вместе?

— Работая дружно, можно справиться с любым заданием.

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

VII. Упражнение «Спасибо, что ты рядом».

-Завершаем наш урок упражнением «Спасибо, что ты рядом!»

(Дети по очереди выходят к доске, протягивают друг другу руку и говорят: «Спасибо, что ты рядом!» В завершение – вместе с учителем образуют круг и хором произносят: «Спасибо, что мы рядом!»)

У вас на партах лежат листочки. Запишите 5 качеств характера, присущих настоящим друзьям, которые вы особенно цените. (Обводят руку – на пальцах пишут качества). Прочитайте (по желанию: честность, верность, преданность, отзывчивость, взаимопомощь).

Вывод: именно эти слова позволяют охарактеризовать понятия «Дружба», «друг».

Ребята! Вы писали сочинение о дружбе, о своих друзьях. Кто желает рассказать о своем друге.

А какие художественные произведения о дружбе вам известны?( В. Осеева «Три товарища», И. Василенко «Мостик», Ю. Азаров «Один за всех – все за одного»).

Дети анализируют поступки героев этих произведений.

— Кто же оказался настоящим другом?

— А как бы вы поступили?

Учитель читает рассказы. Т. Куриленко «Трое».

— Подсказала ли дружба выход из данной ситуации?

Ю. Азаров «Один за всех – все за одного»

— Что значит «Один за всех – все за одного»?

— Какова главная мысль этого рассказа?

Вывод: А теперь сделайте важный вывод, который постарайтесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены в классе, если вы готовы вникнуть по – настоящему в судьбу каждого товарища. Проявите коллективную защищенность каждого в своем классе.

8. а) Подбор прилагательных к существительным

Дружба – крепкая, взаимная;

Друг – преданный, надежный, верный, настоящий, близкий.

Подбор имен существительных к именам прилагательным:

Дружный – класс, отряд, хор.

Дружная- семья, бригада.

Дружные – дети, соседи, девочки, мальчики.

б) Озвучьте снимки с изображением детей. Стенд, «Какие мы разные».

Ребята, как вы думаете, есть ли определенные правила (законы) дружбы? Давайте вместе выведем законы дружбы.

Законы дружбы.

Один за всех – все за одного.

Не спорь с другом по пустякам.

Помоги другу в беде.

Поделись с другом радостью.

Радуйся успехам друзей.

Первым прощай ошибки друга.

Не ревнуй друга к другим людям.

Храни доверенные секреты друга.

Не зазнавайся. Если у тебя получилось что-то очень хорошо.

Не сердись, не падай духом, если что-то не получилось.

Вывод: Если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то у вас, я уверена, будет много хороших друзей.

О дружбе размышляли во все времена: писатели, поэты, философы. Философ Сократ сказал: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе пословицы, поговорки. Назовите их.

Легче друга потерять, чем найти.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друг не гриб, в лесу не найдешь.

Тест о дружбе.

Друг прогулял уроки. Как ты к этому отнесешься?

А) скажу учителю;

Б) скажу правду в глаза другу;

В) промолчу.

Друг не решил задачу дома. Просит списать.

А) не дам списать;

Б) объясню решение задачи;

В) дам списать, чтобы не получил «2».

Ты поссорился с другом. Как поступить?

А) подожду, когда он сам подойдет;

Б) не буду больше с ним дружить;

В) первым подойду.

Твой друг ходил в кино, не пригласив тебя.

А) обижусь;

Б) выясню причину;

В) выражу недовольство.

Друг предложил вам сигарету.

А) закурю;

Б) откажусь;

В) объясню другу, что курить вредно.

Вывод: Что же такое дружба?

Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересны друг другу, доверяют друг другу. Такое толкование понятию дружбы дано в словаре. А каково ваше мнение, ребята? Каким должен быть настоящий друг? Что, значит, быть требовательным к дружбе? (Значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предаст то, во имя чего построена дружба.) Дружбу можно создавать, укреплять, но можно и разрушить. Дорожите школьной дружбой. Берегите друзей. Легче друга потерять, чем найти. Следуйте в жизни этой пословице.

Стихотворение «Друг» читает учитель.

Подойди, загляни в глаза

И плечо его тихо тронь.

На щеке у него слеза

И обиды в душе огонь.

Его боль раздели на двоих.

Помоги ему, он – твой друг.

Видишь, шторм ледяной утих

От тепла твоих верных рук.

На ладонь положи звезду

И звезду эту другу дай.

Пусть она его вместе с тобой

Поведет в прекрасную даль.

Художественная часть.

А) Стихотворение «Монолог о»;

Б) Песня «С нами друг».

В) Песня – хоровод с движениями «Шире круг».

15. Дети дарят гостям сувениры – ладошку из цветного картона с надписью «Верных Вам друзей.»

Кто в дружбу вериит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не проподет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». Посмотрите на доску. Почитаем, что такое «бескорыстие». Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.»

Ребята, как вы думаете, когда появляется дружба?

Варианты ответов:

-Знакомство благодаря общему делу. Например, в секции или кружке.

-Дружба возникает во дворе.

-В школе тоже находят друзей.

-Некоторые дружат с детского сада.

-Ребята дружат, если дружат их родители.

Учитель: Не очень важно, где познакомились будущие друзья, важно, что чувство дружбы возникает.

«Подарим друг другу улыбку!»

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

«Приветствие»

— Добрый день, Даня!

«Приветствие»

— Добрый день, Игорь!

Д – доверие, доброта, доброжелательность

Р – радость, радушие

У – уважение, ум. уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – благодарность, благодушие

А – активность, аккуратность

«В друге ценю честность. доброту, внимание, заботу, смелость, готовность помочь в трудную минуту».

«В дружбе – сила!»

«Один за всех, все – за одного!»

«Мы – настоящие друзья!»

«Справимся с любым заданием!»

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here