Костина Ирина Анатольевна

МБОУ «АСОШ № 5» г. Абаза, Республика Хакасия

Учитель русского языка и литературы

«Души своей открою тайники…»

классный час (7 класс)

Цель: сформировать представление о внутреннем мире человека, его душе с помощью словесных и зрительных образов; развивать умение выражать свои мысли при помощи различных изобразительных и словесных средств; развивать творческие способности; развивать мышление и речь; пробудить потребность в самоанализе и рефлексии.

Оборудование: комплект изображений, карточки с текстами, цитаты (на доске), индивидуальные листы, клей, фломастеры.

Ход занятия

I Орг. момент

Доброе утро, дорогие ребята!

Уважаемые гости, добро пожаловать в сокровищницу нашего класса!

II Целеполагание

Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами тема нашего сегодняшнего занятия: «Души своей открою тайники…». Это первое занятие из целого цикла. Как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор? Какие два понятия мы должны обсудить? (речь пойдет о том, что такое душа и о ее тайниках, к концу занятия вы можете приблизиться к представлению образа своей души)

У вас на столах белые чистые листы – это то, что мы знаем о своей душе сейчас, мы будем заполнять их в ходе работы. Предлагаю на листах записать два ключевых понятия нашей встречи «Тайники души».

III Беседа

Давайте поразмышляем, что есть ДУША человека? (ответы детей)

А какое толкование дает нам словарь? (дежурный по словарю находит слово и зачитывает)

В.И.Даль: бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела.

С.И. Ожегов: внутренний психический мир человека, его сознание.

Итак, душа – это та часть человека, которая отвечает за сознание, волю, эмоции и чувства.

ДУША

Воля – сознание (разум) – чувства (эмоции)

IV Работа с понятием

ДУША = тайник? Согласны ли вы с этим уравнением? Почему душу можно считать тайником? (ответы детей)

В ней, как в тайнике хранятся мысли и чувства человека, которые и ему самому иногда неведомы.

Обратимся к русской фразеологии, которая содержит представление русского народа о Душе.

Понаблюдайте: взять на душу, затаить в душе, запасть в душу, жить с камнем в душе, лезет в душу, душа нараспашку, открыть душу, плюнуть в душу, наполнить душу, черпать в душе. Какой образ, образ чего возникает в вашем сознании, когда вы читаете эти устойчивые сочетания?

Ответы детей: емкость, сосуд, чаша, колодец

V Поэтическая пятиминутка

Задание: прочитать напечатанные на карточках стихотворения и подчеркнуть слово-образ, с которым ассоциируется у поэта душа.

Душа наша — в сумраке светоч приветный

Шел путник, зажег огонек золотой (Надсон С.Я.)

И как в часах песочных тонкою струею.

Тоска и боль струятся с края в край

Душа как скрипка с порванной струною

Надтреснут голос, как ты ни играй

В сосуде души умещается разное:

Коварство и зависть, и чувства прекрасные,

И злость с добротой, почему же все так…?

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне (Тютчев Ф.И.)

Однажды мне привиделось… сквозь годы!

Душа моя.. она – простой родник,

Стихами нежными, журчащим у порога

Слезами чистыми пробилась у земли

Ее душа была пустым колодцем

На слово отзывалась тишиной

Ни верить не хотела, ни бороться…

Ни другом быть, ни чьей-нибудь женой

Спасибо, что осилить смог

Моих стихов неверный слог.

И как бы ни был мир жесток

Храни души своей росток

Земная жизнь моя – звенящий

Невнятный шорох камыша.

Им убаюкан лебедь спящий

Моя тревожная душа (Лохвицкая М.)

Как нужна для жемчужины полная тьма,

Так страданья нужны для души и ума.

Ты лишился всего. И душа опустела? –

Эта чаша наполнится снова сама! (Омар Хайям)

Подумайте, какой словесный поэтический образ вам ближе, в ваших листах напишите миниатюру (5-7 предложений) «Мне кажется, моя душа похожа на… потому что она….(какая?)»

VI Художественная минутка

А теперь, пока остры впечатления от поэтических строк, займемся творчеством. Рисунок «Образ моей души». На это задание у вас не более 2-3 минут.

Хорошо, теперь давайте рассмотрим рисунки на доске. Что изображено на них? Есть ли в них что-то общее? Как вы догадались, что это нематериальный, душевный мир? Почему люди так представляют душу? Почему только через ассоциацию с чем-то?

Задание: Из набора картинок выберите наиболее понравившуюся, вклейте ее в свой лист и дайте название, используя словосочетание: прилагательное (какая ?) + душа, например: ранимая душа, мечтательная душа и т.п.

Сделаем вывод. Какой? Языковое, поэтическое и художественное представление о душе в сознании человека перекликаются, ассоциативные образы возникают, потому что так удобнее представить характеристики внутреннего мира человека (птица – свобода, светоч – жизнь, движение и т.п.)

VII Работа с текстом

Итак, мы поняли с вами, что такое душа, у каждого из вас сложился поэтический образ и художественный образ внутреннего мира человека.

Послушайте, пожалуйста, притчу:

В лавке у Бога…

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.

Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.

Да, это Я, — ответил Бог.

А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.

У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.

В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.

Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.

И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.

Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Семена чего раздает Господь Бог в коробочках людям? (нравственных качеств: любовь, доброта, сострадание и т.п.) Почему именно семена? Объясните. (Человек волен выбирать свой путь, он должен вырастить из этих семян те качества, которые выберет)

Где хранятся семена? В душе. К какой мысли возвращаемся? Душа – тайник, в котором спрятаны до поры до времени семена наших душевных качеств. А семена плохих качеств есть? Конечно, ведь у человека должен быть выбор, поэтому ему дан набор и семян-сорняков: злобы, лжи, ненависти.

На листочках в два столбика запишите, какие качества, вы считаете, к этому моменту вашей жизни вы вырастили (колонка справа) – какие еще нет (колонка слева)

ЕСТЬ — НАДО ВЫРАСТИТЬ

Терпение смелость

Трудолюбие щедрость

Любовь

Итог урока:

Наша беседа подходит к концу, хочется, чтобы вы рассказали, что вы сегодня узнали, поняли, почувствовали (ответы детей). Закончим рефлексией, напишем синквейн:

1 ДУША

2 прилагательных

3 глагола

4 слова – предложение

5 синоним – ассоциация

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here