Костина Ирина Анатольевна
МБОУ «АСОШ № 5» г. Абаза, Республика Хакасия
Учитель русского языка и литературы
«Души своей открою тайники…»
классный час (7 класс)
Цель: сформировать представление о внутреннем мире человека, его душе с помощью словесных и зрительных образов; развивать умение выражать свои мысли при помощи различных изобразительных и словесных средств; развивать творческие способности; развивать мышление и речь; пробудить потребность в самоанализе и рефлексии.
Оборудование: комплект изображений, карточки с текстами, цитаты (на доске), индивидуальные листы, клей, фломастеры.
Ход занятия
I Орг. момент
Доброе утро, дорогие ребята!
Уважаемые гости, добро пожаловать в сокровищницу нашего класса!
II Целеполагание
Ребята, обратите внимание на доску. Перед вами тема нашего сегодняшнего занятия: «Души своей открою тайники…». Это первое занятие из целого цикла. Как вы думаете, о чем сегодня будет наш разговор? Какие два понятия мы должны обсудить? (речь пойдет о том, что такое душа и о ее тайниках, к концу занятия вы можете приблизиться к представлению образа своей души)
У вас на столах белые чистые листы – это то, что мы знаем о своей душе сейчас, мы будем заполнять их в ходе работы. Предлагаю на листах записать два ключевых понятия нашей встречи «Тайники души».
III Беседа
Давайте поразмышляем, что есть ДУША человека? (ответы детей)
А какое толкование дает нам словарь? (дежурный по словарю находит слово и зачитывает)
В.И.Даль: бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; жизненное существо человека, воображаемое отдельно от тела.
С.И. Ожегов: внутренний психический мир человека, его сознание.
Итак, душа – это та часть человека, которая отвечает за сознание, волю, эмоции и чувства.
ДУША
Воля – сознание (разум) – чувства (эмоции)
IV Работа с понятием
ДУША = тайник? Согласны ли вы с этим уравнением? Почему душу можно считать тайником? (ответы детей)
В ней, как в тайнике хранятся мысли и чувства человека, которые и ему самому иногда неведомы.
Обратимся к русской фразеологии, которая содержит представление русского народа о Душе.
Понаблюдайте: взять на душу, затаить в душе, запасть в душу, жить с камнем в душе, лезет в душу, душа нараспашку, открыть душу, плюнуть в душу, наполнить душу, черпать в душе. Какой образ, образ чего возникает в вашем сознании, когда вы читаете эти устойчивые сочетания?
Ответы детей: емкость, сосуд, чаша, колодец
V Поэтическая пятиминутка
Задание: прочитать напечатанные на карточках стихотворения и подчеркнуть слово-образ, с которым ассоциируется у поэта душа.
И как в часах песочных тонкою струею. Тоска и боль струятся с края в край Душа как скрипка с порванной струною Надтреснут голос, как ты ни играй | |
В сосуде души умещается разное: Коварство и зависть, и чувства прекрасные, И злость с добротой, почему же все так…?
| Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне (Тютчев Ф.И.) |
Однажды мне привиделось… сквозь годы! Душа моя.. она – простой родник, Стихами нежными, журчащим у порога Слезами чистыми пробилась у земли | Ее душа была пустым колодцем – На слово отзывалась тишиной Ни верить не хотела, ни бороться… Ни другом быть, ни чьей-нибудь женой |
Спасибо, что осилить смог Моих стихов неверный слог. И как бы ни был мир жесток Храни души своей росток | Земная жизнь моя – звенящий Невнятный шорох камыша. Им убаюкан лебедь спящий – Моя тревожная душа (Лохвицкая М.) |
Как нужна для жемчужины полная тьма, Так страданья нужны для души и ума. Ты лишился всего. И душа опустела? – Эта чаша наполнится снова сама! (Омар Хайям) |
|
Подумайте, какой словесный поэтический образ вам ближе, в ваших листах напишите миниатюру (5-7 предложений) «Мне кажется, моя душа похожа на… потому что она….(какая?)»
VI Художественная минутка
А теперь, пока остры впечатления от поэтических строк, займемся творчеством. Рисунок «Образ моей души». На это задание у вас не более 2-3 минут.
Хорошо, теперь давайте рассмотрим рисунки на доске. Что изображено на них? Есть ли в них что-то общее? Как вы догадались, что это нематериальный, душевный мир? Почему люди так представляют душу? Почему только через ассоциацию с чем-то?
Задание: Из набора картинок выберите наиболее понравившуюся, вклейте ее в свой лист и дайте название, используя словосочетание: прилагательное (какая ?) + душа, например: ранимая душа, мечтательная душа и т.п.
Сделаем вывод. Какой? Языковое, поэтическое и художественное представление о душе в сознании человека перекликаются, ассоциативные образы возникают, потому что так удобнее представить характеристики внутреннего мира человека (птица – свобода, светоч – жизнь, движение и т.п.)
VII Работа с текстом
Итак, мы поняли с вами, что такое душа, у каждого из вас сложился поэтический образ и художественный образ внутреннего мира человека.
Послушайте, пожалуйста, притчу:
В лавке у Бога…
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
— И это всё?! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
— Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Семена чего раздает Господь Бог в коробочках людям? (нравственных качеств: любовь, доброта, сострадание и т.п.) Почему именно семена? Объясните. (Человек волен выбирать свой путь, он должен вырастить из этих семян те качества, которые выберет)
Где хранятся семена? В душе. К какой мысли возвращаемся? Душа – тайник, в котором спрятаны до поры до времени семена наших душевных качеств. А семена плохих качеств есть? Конечно, ведь у человека должен быть выбор, поэтому ему дан набор и семян-сорняков: злобы, лжи, ненависти.
На листочках в два столбика запишите, какие качества, вы считаете, к этому моменту вашей жизни вы вырастили (колонка справа) – какие еще нет (колонка слева)
ЕСТЬ — НАДО ВЫРАСТИТЬ
Терпение смелость
Трудолюбие щедрость
Любовь
Итог урока:
Наша беседа подходит к концу, хочется, чтобы вы рассказали, что вы сегодня узнали, поняли, почувствовали (ответы детей). Закончим рефлексией, напишем синквейн:
1 ДУША
2 прилагательных
3 глагола
4 слова – предложение
5 синоним – ассоциация