Классный час «Доброта»
Васильева О.М
УЧИТЕЛЬ НАЧ.КЛАССОВ
Классный час на тему «Доброта» 3-Вкласс
Цели занятия.
-Воспитывать гармонично развитую личность в каждом ребенке.
-Воспитывать позитивное мышление.
-Учить размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера, способствовать глубокому проживанию темы.
-Раскрыть смысл понятия «доброта».
Убедить детей в исключительной практичности и жизненной необходимости нравственных категорий: Доброта, Любовь, Дружба, Взаимопомощь, Умение прощать.
-Учить в игровой ситуации и в жизни различать добро и зло, красоту и безобразие,
Конспект занятия
Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Чтобы стало нам всем хорошо, уютно, как дома, давайте зажжем свечу.
— Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки. Что вы чувствуете? (Тепло)
— А что может согреть душу человека? (Доброта)(слайд)
— «Доброта – это солнце, которое согревает душу» (А. Грин)(слайд)
Наше занятие с вами посвящено-доброте
— У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
– Мы сегодня будем говорить о добре, о добрых поступках и делах. Назовите все места на земле, где прячется доброта. (Ответы детей.)
— Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)
— В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». (Слайд 3)
-А какие родственные, однокоренные слова вы можете подобрать к слову
ДОБРО? (слайд 4) –
Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А помогут нам волшебные бусинки, Я пойду к каждому, и вы выберите ту бусинку, которая вам понравиться. Берите эту бусинку, чтобы вернуться назад (звучит спокойная мелодия).
-А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, и мы отправимся свами в страну «Стихотворения»
-Послушайте, какие замечательные стихотворения о доброте прочитают ребята
1 чтец:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
2 чтец:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро! —
Солнцу и птицам!
-Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
3 чтец
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
4. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
5. И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
6. Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
2.—Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину (Слайд 9). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 10). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
-Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
(При нажатии мышки на слайде 10 появляются иллюстрации)
-Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
-Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
-Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка .(Кот в сапогах).
-Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
-Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (Слайд10) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?
— Представьте себе, что мы с вами оказались на сказочной
Цветочной полянке.
3. Сказка «Ромашка и Бабочка»
Ромашка: — Здравствуйте! Я — Ромашка! Я расту здесь, на краю Цветочной полянки, одна-одинешенька. Мне скучно. Мне так хочется подружиться с кем-нибудь! (Танцует бабочка).
Ромашка: — Ах, какая чудесная бабочка летит! Она словно танцует. Бабочка! У тебя такие красивые крылья, я очень хочу с тобой подружиться!
Бабочка: — Здравствуй, Ромашка! Я прилетела сюда издалека. Мне тоже одиноко. Я буду часто прилетать к тебе!
Автор: — Бабочка решила поселиться поблизости, чтобы прилетать к Цветку каждый день и рассказывать ему интересные истории о тех местах, где она побывала, делиться новостями. А Ромашка, раскрыв лепестки, радостно встречала свою подругу. Но однажды, когда бабочки не было рядом, по полянке прошла группа мальчиков. Они шли из деревни к реке. Один мальчик отстал, залюбовавшись красивой Ромашкой.
Мальчик: — Прелестный цветок! Сорву-ка я его!
Ромашка: — Мальчик, пожалуйста, не срывайте меня!
Мальчик: Нет, я сорву тебя, ты мне понравилась, Ромашка!
Ромашка: — Мальчик! А, может быть, вместо меня вы поймаете мою подругу — прекрасную Бабочку?
Мальчик: — Бабочку? Ту самую прекрасную бабочку, которая прилетела к нам из далеких стран? Хорошо! Я только схожу домой за сачком.
(Уходит, приходит с сачком).
— Надо спрятаться и подождать Бабочку. А вот и она, кажется, летит. Да, она!
Ромашка: — Бабочка! Лети скорее ко мне! Я давно тебя жду, мне надо тебе что-то сказать!
Автор: — Бабочка радостно прилетела к Цветку и оказалась в сачке! Долго она вырывалась, билась крыльями и, к счастью, ей удалось освободиться и взлететь высоко в небо.
Мальчик: — Вырвалась! Противная бабочка! Улетела! Противный цветок! Вот тебе!
(Ломает цветок, убегает).
Бабочка: Ах! Моя бедная подруга! Это я виновата, это из-за меня тебя сломали. Прости меня! (Плачет).
Беседа 1.
— Кто из героев сказки был по-настоящему красив душой и сердцем?
— Как поступила Ромашка по отношению к Бабочке? (некрасиво, безобразно, подставила, предала)
— А, может быть, кто-то считает, что Ромашка поступила правильно, ведь она спасала свою жизнь?
— Хотели бы вы дружить с таким цветком, если были бы бабочкой?
— А поступок Мальчика вам понравился? Каким словом можно назвать его поступок? (добрый? жестокий? безобразный?)
— Как добрый человек относится к природе? (бережно)
— Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.
(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.) (Слайд )
— Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
4.Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
-А какие пословицы вы еще знаете?
Поиграем в игру «Составь пословицу»
Начало пословицы, написаны на карточке (на доске), дети должны продолжить её: (найти остальную часть и прикрепить на доску)
Один за всех — …..
Нет друга ищи, а…..
Не одежда красит человека, а…………
Ведущий: Порой мы не учимся быть вежливыми, добрыми не берем пример с хорошего. Не зря говорят «дурной пример заразителен» и поступаем так…
(Девочки читают стихотворения).
1.Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
2.Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки
У задиры под газами
Не проходят синяки.
3.В поезд входят три юнната:
Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
4.Говорит лентяйке мать:
Убери свою кровать!
Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
5.Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить
5.Составить пожелания(4 чел.)
Ведущий: Ребята, для вас задание. Вы сейчас должны собрать из слогов пожелание и зачитать его своим товарищам.(Быть добрыми, быть умными, быть красивыми, быть весёлыми).Молодцы
6.Игра «Цветик — семицветик»
— Валентин Катаев рассказал всем ребятам об одном удивительном цветке. Вы помните его название?
— Какие чудеса происходили в ней с девочкой Женей, когда она получила от волшебницы чудо-цветок?
— Все ли её желания были направлены на благо других?
— Давайте и мы попробуем использовать цветик-семицветик, но загадать желания не для себя.
(Проводится игра: у учителя цветок с 7 разноцветными лепестками, на которых записаны добрые пожелания. Ребята с места по выбору учителя отрывают 1 лепесток и говорят, кому его отправляют и читают пожелание.)
— Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-на стоящему добрым?
— Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, не легкий. На нем человека ожидают взлеты и паде ния, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
7.Творческое задание «Дерево Доброты».
Работа с «волшебными» словами и приветствиями.
— Добрые слова мы говорим в приветствиях, пожеланиях друг другу. Сейчас ребята мы свами узнаем чего на нашей земле больше добра или зла? На одно дерево мы будем прикреплять капельки с добрыми делами, а на второе дерево мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, месть, ложь, драка, обида). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы на дереве- добра оказалось как можно больше добрых и вежливых слов. Давайте вспомним, какие добрые и вежливые слова вы знаете, (дети записывают на приготовленных листочках и кладут свою “капельку” на дерево-добра.)
— Перед вами Дерево Доброты, которое помогло вам вспомнить волшебные слова и приветствия.
— Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый.
—Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка”.
8. Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана каждый ребёнок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Уч-ль: Как назовём нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).
Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
1.Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут совсеми,
Грубить перестанут они.
2.Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
3.Пусть грубость исчезнет на веки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
4.Ребенок вертелся на стуле
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли,
Он принял – и вежливым стал.
5.Грубить не будут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
-А сейчас я буду зачитывать стихотворения, а вы должны хором называть слова подходящие по смыслу.
(Ведущий задает вопросы, ребята отвечают хором).
1. Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здрасьте).
2.Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
3. Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
-Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
-Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Оставайтесь стоять со мной.
Что у нас получилось?
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны друг с другом, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
Поделиться…
Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.
Музыкальный подарок уроку. (песня о доброте)
На этом наш урок окончен. Я желаю вам и всем людям, чтобы Доброта всегда жила в ваших сердцах. Чтобы весь мир был наполнен Добротой, Нежностью, Верой, Надеждой, Любовью, Счастьем. Радостью, Улыбками, Благодарностью.