4

Классный час в 1 (2) классе

Формирование нравственных понятий: «Правда» и «Ложь».

Цели. 1. Познакомить учащихся с понятиями «правда» и «ложь».

2. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения, скороговорки, пословицы.

3. Воспитывать такие нравственные качества, как честность и справедливость.

Задачи. Образовательная: научить детей выбирать правильную линию поведения в различных жизненных ситуациях.

Воспитательная: помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной.

Оборудование. Плакаты с пословицами:

«Кто много читает, тот много знает.

«Поздно встанешь – мало сделаешь».

«Кто правдой живет, тот добро наживет.

«Красива ложь, да от правды не уйдешь».

«Правда в огне не горит и в воде не тонет».

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Ход урока.

1. Сообщение учителем темы и цели урока.

Чтение сказки о правде и лжи.

Сказка.

За высокими горами, за зелеными лесами жили- были две сестры. одну звали Правда, другую Ложь.

Правда была красивой, сильной и доброй.

Ложь – хитрой, изворотливой.

Народ правду любил, а Ложь стороной обходил, так она мешала честно жить и трудиться.

Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе трудится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не быть на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как от лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе врет да обманывает. Решил ее народ прогнать вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живет она с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться.

— Может быть, вы, Ребята, знаете, как уберечь себя от Лжи?

Какой вы себе представляете себе Правду и какой Ложь?

Теперь я назову слова – синонимы к словам «ложь» и « правда», а вы поможете мне правильно их расположить: ложь, правда, обман, враньё, честность, неправда, истина.

Правда — истина — честность.

Ложь — неправда — враньё — обман.

2. – Что значит быть честным? – Никого никогда не обманывать, говорить только правду – значит быть честным.

— Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?

(- Если не сказать правду, то потом будет стыдно; правду, так как ложь, хоть и бывает сладкая, но всегда наказуема; правду, потому что она сильней.)

— Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.

(– Лиса. Сказки «Лиса и заяц», «Колобок».)

Чтение сочинений детей.

Я разбил чашку из дорогого сервиза, когда пришла мама с работы, я честно рассказал об этом ей. Хотя маме было жаль чашки, она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность.

Я получила двойку по русскому языку. Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она объяснила мне эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела.

Чтение и обсуждение пословиц на плакатах на доске.

4. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды и птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой – боятся:

— Попадет нам дома.

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет меня бранить!

-Я скажу, — говорит второй – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет меня бранить!

— А я правду скажу, говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идет.

— Нет, говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь – вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут – в гости идет. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мать да и простила.

Вопрос: — Какая пословица подходит к этому рассказу?

( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

5. Чтение рассказа «Ябеда».

— Часто ребят, которые рассказывают учителю о плохом поступке какого – нибудь ученика, называют ябедой. И порой это бывает несправедливо.

Послушайте рассказ, который так и называется – «Ябеда»

Вася вбежал в класс, когда Саша складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно что горшок разбит.

Прозвенел звонок на урок. Учительница и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

— Кто разбил горшок? – спросила учительница.

Все молчали Вася посмотрел на Сашу. Тот молчал. Тогда Вася встал и сказал:

— Это сделал Саша, я видел. Он нечаянно задел горшок, и горшок разбился.

Кто – то из ребят тихо сказал: «Ябеда….»

Вопросы:

— Как вы считаете, справедливо ли обозвали Васю Ябедой?

— Как бы вы поступили на месте Саши, который разбил горшок?

— Какому человеку легче жить – честному или лживому?

6. Подведение итогов. Обобщение.

— Наш урок близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь нужно обходить стороной.

В заключении хочу прочитать стихотворение А.В.Коваленко.

На свете так бывает, Как в этом разобраться?

Порой не разберешь: Как научиться жить,

С тобою правда рядом Чтоб только с правдой рядом,

Иль вкрадчивая ложь. А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива, Давайте мы, ребята,

А правда так горька, На свете честно жить,

Но человеку честному Не будем лгать, а только

Та горечь не страшна! Правду говорить!

Какой представляете Ложь и Правду? (Ответы детей).

Нарисуйте их на ваших листочках.

Правда

Ложь

7. Рефлексия. Закрепление. Правда. Ложь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here