Республика Татарстан, город Нижнекамск

Муниципальное общеобразовательное бюджетное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26

с углубленным изучением отдельных предметов»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ПРОСТИТЬ ИЛИ МСТИТЬ»

Конспект составила учитель первой категории

Симачкова Любовь Михайловна

конспект составлен для учащихся 4 класса

Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия «прощение», воспитывать умение прощать человека, останавливать желание отомстить, развивать стремление делать добро другим людям, учить моделировать свои эмоции при обиде, чтобы сдерживать мстительность, показать взаимосвязь между своим состоянием и состоянием других людей; развивать чуткое отношение к людям.

Оборудование: портрет писателя В.А. Солоухина, портреты великой княгини Елизаветы Федоровны, ее мужа Сергея Александровича, старца Иоанна (Крестьянкина), текст рассказа В.А. Солоухина «Мститель» на каждую парту

Ход классного часа

  1. Вступление

Отношения между людьми бывают разными. Очень редко они бывают гладкими и ровными. То и дело возникают конфликты, появляются обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других наоборот – люди обижают друг друга намеренно. Об этом мы и будем говорить на классном часе. Тему его узнаем, когда отгадаем кроссворд.

т

е

р

п

е

н

и

е

п

р

о

щ

е

н

и

е

л

ю

б

о

в

ь

щ

е

д

р

о

с

т

ь

в

е

л

и

к

о

д

у

ш

и

е

у

в

а

ж

е

н

и

е

з

а

в

и

с

т

ь

м

е

с

т

ь

1. Как называется умение сдерживать себя при обиде, при боли — ТЕРПЕНИЕ 2. Качество человека, который всегда говорит правду — ПРАВДИВОСТЬ

3. Какой высший закон управляет всем миром, в том числе и людьми — ЛЮБОВЬ

4. Качество человека, который умеет делиться с другими людьми — ЩЕДРОСТЬ

5. А об этом качестве мы узнаем потом, в конце классного часа! О нем мы еще не говорили.

6. С каким чувством мы должны относиться к другим людям, особенно к старшим — УВАЖЕНИЕ

7. Какое чувство может появиться у нас, когда у друга что-то есть, а у нас этого нет — ЗАВИСТЬ

8.Желание отомстить, отплатить за обиду — МЕСТЬ

— Какое слово получилось у нас в центре кроссворда? Дети. Прощение.

— О прощении и о мести будет наш разговор сегодня.

2. Тема нашего классного часа – «Простить или мстить?»

Когда у нас может возникнуть такой вопрос? Дети: При обиде.

— Есть ли среди нас те, кого никто, никогда не обижал? Дети: Нет.

— Вот видите – мы в обиде не одиноки. Всех нас когда-нибудь, кто-нибудь да обижал.

— А есть ли среди нас те, кто сам обижал других? Дети: Да.

— Есть ли среди нас, кто хоть раз просил прощения у других? Дети: Да.

— Легко ли было просить прощения? Есть ли тот, кто хоть раз сам прощал , когда его обижали? А кто мстил обидчику (Ответы могут быть разные)

— Как вести себя, если тебя кто-то обидел: простить обидчика? А может отомстить? Разобраться в этом трудном вопросе нам поможет рассказ Владимира Алексеевича Солоухина «Мститель». Писатель родился в простой деревенской семье, был простым мальчишкой. В рассказе он описывает случай из своего детства. Как вы думаете, почему Владимир Алексеевич Солоухин назвал рассказ «Мститель»?

Обида возникает из-за того, что с нами поступили неправильно, несправедливо. Обида – это больно: появляется чувство поквитаться. В душе усиливается гнев, злость, раздражение, желание отмстить. В самом деле, разве месть не будет справедливой, если тебе нанесли рану душе?

Мечты о мести сладки. Но стоит ли их воплощать в жизнь?

Так что же делать- ПРОСТИТЬ или МСТИТЬ?

3. Подготовка к чтению рассказа «Мститель»

3.1. Перед чтением выясним значение незнакомых слов, которые нам встретятся:

— ТЕПЛИНКА — от слова тепло, огонь, разведенный на природе, в ямке.

Синоним — костер.

— КОВАРСТВО — затаенное зло.

— СТРАВЛИВАТЬ — дразнить.

— ЛАПТА — игра деревенских мальчишек.

— ДЕРН — земля, заросшая травой.

— ПРИЩУЧУ — поймаю.

3.2 Учитель читает первую часть. Беседа.

— Когда и где происходит действие рассказа?

— Какая была погода, какое настроение было у ребят?

Прочитайте отрывок, где автор описывает свое состояние после предательского удара.

— Почему мальчику было особенно обидно?

Дети. Потому что обидел друг, обидел исподтишка, потому что обидчик был слабее его.

3.3 Учитель читает вторую часть. Беседа.

— Прочитайте, о чем думал автор после удара.

Дети. Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал?

Первые мысли, возникающие у нас у нас при обиде — за что? Как Владимир Алексеевич описывает, что стало твориться в душе автора?

-Теперь мальчик не замечал ни прекрасной погоды, ни солнца, неба. В его душе было черно от обиды и злости.

— Посмотрите, ребята, оказывается обида имеет вкус и цвет, причем неприятный — горький , а цвет мрачный – черный! — Какой план созрел у автора? Дети. Отомстить.

Обида опасна тем, что может ожесточить человека, сделав его злобным. Часто она переходит в мстительность. Это чувство надолго поселяется в душе, отравляет ее.

3.4 Чтение учащимися третьей части (3 человека читают вслух). Беседа.

— С каким чувством автор подошел к дружку-обидчику?

— То есть под маской дружбы он спрятал личину своих злых мыслей. А что его смутило?

Дети. Доверчивость приятеля, открытость и даже радость!

— Прочитайте слова, как Витька улыбался.

— Друг-то улыбался от всей души. Это смутило автора, ведь мысли-то у него были коварные. Эта раздвоенность и притворство смутило душу автора.

3.5. Учитель читает четвертую часть. Беседа

— Прочтите, что старался припомнить автор?

Дети. Я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток, и как мне было больно, и как мне было обидно..

— Продолжение обиды – зломыслие, за ним следует злодействие. Так постепенно в нас у формируется злопамятность. Злопамятный человек помнит все обиды. Это разъедает душу, ка ржавчина железо. Человек сам разрушает мир в своей душе, а вместе с ним и здоровье тоже!

— Но что он неожиданно замечает в своем обидчике ?

Дети. На грибы опять наткнулся Витька. — Он заметил, что «дружок» придумщик! Это первый тонкий росток, который объединяет жертву и обидчика! Он сумел увидеть в своем обидчике какие-то хорошие, добрые черты.

3.6. Ученик вслух читает шестую часть

(звучит мелодия К. Дебюсси «Лунный свет») Беседа.

— О чем автор продолжает думать по-прежнему?

— Но какая добрая мысль о Витьке вдруг появляется у автора?

Дети. Витька этот не такой плохой мальчишка, и в лесу с ним интересно.

— Совместная прогулка, постепенно гасит ненависть в авторе, хотя внутренняя борьба между местью и прощением продолжается. Мысли о мести не

покидают автора.

— За что вдруг автор начинает хвалить Витьку?

Дети. Конечно, это Витька придумал печь яйца. Всегда он что-нибудь придумает.

— Почему автор не хочет идти домой после прогулки?

Дети. Надо Витьку бить.

— А желания-то бить нет! Совместные игры, природа, речка вылечили душу от язвы-обиды. Почему автор окончательно решает не мстить?

Дети. А вот попробуй, это очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

— Оказывается злость, обида имеют не только цвет, и запах, и даже слышатся в душе! Какие звуки мы слышим в душе при обиде?

— Что изменилось в душе автора после отказа от мести?

-Посмотрите, что принесло автору прощение: это и удивление, и

избавление от тягостных мыслей,

облегчение, покой, радость и свет!

-Да, кстати, как зовут автора? Напомните его имя. Почему имя автора в рассказе не называется?

— Все очень просто. На его месте мог бы оказаться любой из нас!

-Что легче: простить или мстить? Отомстить!

Любого из нас обижали… Но непрощение ранит душу человека, гложет его. Весь мир становится враждебным…

— Но мы сами разве не бывали в роли обидчика, разве мы не наносили ран другим людям? Только нас прощали не раз и не два! Так почему же мы такие непримиримые мстители? Почему же мы так злопамятны? Как избавиться от обиды, от желания отомстить?

3.7. Вот простые советы, которые помогут нам воздержаться от мести:

1) Во-первых, простить потому, что и нас когда-то прощали.

2) Постараться найти в обидчике что-то хорошее.

3) Парадокс: не только простить, но и сделать для человека обидевшего нас что-то доброе! Тогда в нашу душу вернется тишина и мир.

4) Лечит душу от ран природа. Можно посидеть у костра, посмотреть на речку, на родник, прогуляться по лесу, по полю.

4. Другой вопрос: все ли обиды можно прощать?

— Мы с вами не можем стерпеть и малого. Посмотрели на нас, как нам показалось косо, мы тут же ответим. Сказали плохое слово – мы скажем 10 в ответ! А уж если задели — кричим «шкуру сдирают»!!

А есть люди, такой высоты духа, которые прощают и то, что простить, казалось, бы и нельзя.

4.1.Беседа о Великой княгине Елизавете Федоровне

Посмотрите на портрет. Это Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она была родной сестрой последней царицы Александры Федоровны, была замужем за дядей царя Николая II – Сергеем Федоровичем.

Они очень любили друг друга, пока в один момент террорист Каляев не бросил бомбу в экипаж, в котором ехал Сергей Александрович. Елизавета Федоровна своими руками собирала куски тела любимого мужа. Какие чувства испытывала она в тот страшный момент ?

Дети. Душевная боль, ненависть, гнев, злоба.

А было совсем не так… Елизавета Федоровна была спокойна, только душа ее окаменела от боли. Лишь ночью она безутешно разрыдалась от горя. Знаете, как поступила эта великая женщина дальше? Великая княгиня поехала в тюрьму к убийце своего любимого человека. Она не только не ненавидела его, но более того, она жалела его заблудшую душу и хотела, чтобы он раскаялся в этом ужасном преступлении.

После трагического убийства, Елизавета Федоровна продала свои драгоценности и отдала все деньги на постройку больницы. Теперь княгиня стала одеваться в скромную белую одежду. Она открыла больницу для бедных нищих и сама вместе с сестрами стала ухаживать за ними, помогала при операциях, сидела ночами рядом с тяжелобольными, утешала больных.

Мы не вписали в кроссворд это слово — «ВЕЛИКОДУШИЕ». В нем два корня – великая душа. Душа, которая может простить, подняться над своей болью и обидой и не мстить. Как Великая княгиня Елизавета Федоровна не только простила убийцу, но и просила царя Николая II о его помиловании.

. Кто из нас мог бы поступить также? В этом поступке княгини проявилась красота души: ее незлобивость, милосердие, сострадание и любовь к людям. Именно этих качеств нам так не хватает сейчас.

Но и в наше время есть люди, которые всегда стремятся жить по заповедям любви ко всем. Это православные старцы. Один из них старец Иоанн (Крестьянкин). Он сказал: «Господи, дай мне сил простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Дай нам сил не обижать и не обижаться. Будем любить врагов наших и недругов. Нельзя, чтобы нас все любили, но нам всех любить очень можно и обязательно». Как сам старец Иоанн простил человека , из-за клеветы которого старца посадили в тюрьму. При встрече с тем человеком на очной ставке, отец Иоанн обнял «предателя» с такой искренней любовью, от этого тот не выдержал и упал в обморок.

Прощение это не отрицание собственной правоты, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием и любовью хотя он не достоин их. Это подарок самому себе – прости и в твою душу вернется мир и тишина. Прощение – это наша защита от зла, разъедающего наши души. Недаром на Руси издавна есть «прощенное воскресение». Это день, когда мы освобождаем свои души от старых обид, зла и должны простить всех своих обидчиков.

4.1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Мы живем в мире, который подпитывает злобу и мстительность. Это мир, в котором народы почти всегда воюют в той или иной форме между собою. Поэтому именно сейчас нам так нужна «толерантность». Это терпимость к чужому мнению,

вероисповеданию,

поведению, культуре,

политическим взглядам,

национальности.

16 ноября в мире день толерантности. Он напоминает нам об основных законах, на которых должны строиться человеческие взаимоотношения и отношения между государствами.

Заканчивая классный час, как мы ответим на вопрос: «Что легче – простить или отомстить? А что полезнее для души?

Один китайский мудрец сказал: «Хочешь кому-то отомстить — рой сразу две могилы» Почему?

Так будем же больше прощать, чем мстить. Тогда и в нас, и в других людях будет больше добра и любви, милосердия и сострадания. Это наша самая лучшая защита человека от недругов. А по большому счету, это сила государства – «когда мы едины – мы непобедимы»!

Список использованной литературы

  1. Потанина Н.М. «Путеводитель во взрослую жизнь», читаем, учимся, играем. 2009 г. №3

  2. Щупкова Н.Е. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры» 1997 год

  3. Солоухин В.А. «Мститель»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here