Классный час в 3 классе
«Поговорим о Конституции»
учителя начальных классов
средней школы №1 с.Мартук Актюбинской области
Камхен Ю.Б.
Тема: Поговорим о Конституции.
Цели: 1. воспитывать уважение к Конституции РК, государственным символам, правам и обязанностям граждан; чувство патриотизма;
2. развивать мышление, речь, память; умение работать в группах;
3. способствовать формированию понятия об истории принятия Конституции; правах и обязанностях гражданина РК; государственных символах РК.
Оборудование: презентация, таблички с названиями некоторых прав и обязанностей, тесты, клубок шерстяных ниток, «мешки», Конституция.
Ход урока
I Организационное начало мероприятия.
Слайд №1
Психологический настрой – игра «Волшебный клубочек».
— Что для человека ценней всего?
(учитель достает клубок шерстяных ниток)
— Это волшебный клубочек. Он, разматываясь, связывает нас всех одной нитью. Эта нить – жизнь. Получая клубочек, нужно сказать одним-двумя словами, что для вас значит «жизнь».
— Нить жизни нужно беречь, не обрывать. Нить не должна запутываться. Жизнь нельзя прожить заново.
(передавая друг другу клубок и разматывая его, дети называют свои ассоциации)
— Посмотрите, как богата и разнообразна жизнь.
— Какой Великий Закон её охраняет? (Конституция)
II Целеполагание.
Слайд №2
— Что такое Конституция?
(мозговой штурм)
— Для чего она нам нужна?
— Определите тему нашего классного часа.
III Рассказ учителя.
— Конституция РК – это основной закон государства, т.е. список самых главных правил, которые установили для себя граждане Казахстана. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
— Сначала Конституцию придумали и записали ученые, потом граждане Казахстана прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 30 августа 1995 года была принята наша Конституция.
Слайд №3
— В нашей Конституции сказано, во-первых, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и оказывать помощь любому человеку, даже если он не гражданин РК. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, т.е. сказано, что можно делать человеку и гражданину РК, а что нельзя.
IV Беседа.
— Какие права и обязанности, записанные в Конституции, вы знаете?
(учитель вывешивает на доску таблички с названиями прав и обязанностей)
— Как понимаете?
-
Право на жизнь
-
право на труд
-
право на образование
-
право на охрану здоровья
IV Физминутка.
— Давайте воспользуемся ещё одним своим правом. (учитель дополняет таблички)
(физминутка «Как живешь?»)
— Каким правом мы воспользовались? (на отдых)
V Работа в группах.
— Есть еще обязанность беречь природу и окружающий мир. (учитель дополняет таблички)
— Конечно, существуют специальные организации, которые занимаются защитой и охраной окружающей среды. Но каждый истинный патриот, каждый казахстанец должен делать то же по мере своих сил и возможностей.
— Придумайте и нарисуйте эмблемы для защиты окружающей среды. (работа в группах)
(Учащиеся придумывают и показывают нарисованные ими эмблемы защиты окружающей среды.
Рассказывают о своих работах.)
VI Игра «Загадки-сказки».
Слайд №4
— Какие права и обязанности героев сказки А.Толстого были нарушены?
-
Буратино продал Азбуку и не пошёл в школу.
-
Кот и Лиса сбросили Буратино в озеро.
-
Мальвина и Артемон спасли и вылечили Буратино.
-
Дуремар вылавливал в озере много пиявок.
-
Карабас Барабас заставлял кукол работать в своем театре.
VII Работа с презентацией.
— А вот пример из жизни.
Ученики школы г.Алматы начинают учебную неделю исполнением гимна РК. Какое право и обязанность они соблюдают? (уважение государственных символов)
— Почему у каждого государства есть свои символы?
Слайд №5
— Определи герб Казахстана среди других.
— Существует специальный язык символов. Тот, кто его понимает, может многое рассказать о стране.
Слайд №6
— Расскажите о нашем гербе.
— Где изображен герб?
Слайд №7-8
— Выдели флаг РК среди других. Расскажи о нем.
— Назовите третий государственный символ.
Слайд №9
— Что знаете о гимне РК?
— Как исполняют государственный гимн РК?
(исполнение гимна)
Слайд №10
— Вы знаете конституционные права и обязанности граждан. А кто является гарантом прав и свобод граждан?
— Как зовут Президента нашей страны?
— Какое ещё звание он носит?
— Почему его так называют?
VIII Тест «Математический».
Слайд №11
— Определите истинные и ложные высказывания. Выделите истинные.
-
Столица РК – Москва.
-
На флаге РК изображены орёл и солнце.
-
Наш флаг зелёного цвета.
-
В гербе есть изображение оленя.
-
Конституция – главный закон страны.
-
В изображении гербы нет шанырака и уыков.
-
День Конституции РК – 30 августа.
-
Президент РК – Н.А.Назарбаев.
-
Главная обязанность детей – учиться.
Слайд №12
— Взаимопроверка.
IX Итог.
1. Беседа.
— Что такое Конституция?
— Когда принята?
— Когда празднуем День Конституции?
— Для чего нам нужна Конституция?
2. Игра «Полёт на воздушном шаре».
Слайд №13
— Представьте, вы летите на воздушном шаре и вдруг он начинает стремительно падать вниз. Вы должны сбросить часть балласта (мешки). Оставьте только 3 мешка и вы спасены. На мешках – конституционные права и обязанности человека. Выберите и оставьте 3 самых главных на ваш взгляд.
— Объясните ваш выбор.
X Рефлексия.
Слайд №14
— Закончите предложение.
Мне показалось важным …
Я понял, что …
Я почувствовал, что …