Краевое государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат 8 вида № 16»
Классный час в 6 А классе
на тему
«Современный этикет»
Классный руководитель Витюгова И.В.
Воспитатель ГПД Левченко И.И.
2014-2015 г.
Классный час « Современный этикет»
Цель:
-
Усвоить основные этические требования в поведении и в общении с людьми
-
Овладеть навыками культурного поведения
-
Развитие коммуникативных способностей обучающихся
Оборудование: карточка со словом «Этикет», Памятки вежливого человека (10 шт.), компьютер с мультимедийным проектором., презентация.
Ход классного часа:
Классный час начинается с прослушивания песни «Вежливость»
1 ведущий. Предлагает учащимся ответить на вопросы:
-
Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
-
Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
-
Хотели бы иметь много интересных знакомых? Слайд 2
Дети дают ответы.
— Что для этого надо знать? (на доске карточка с вопросительным знаком)
Выслушиваются предложения детей.
Вы правы, называя правила поведения. Всё вместе это называется – этикет. Карточка с «?» переворачивается.
— Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое?
Первая страница нашего устного журнала посвящена истории этикета.
Первая страница «История этикета».
2 ведущий.
Этикет — это французское слово, которое переводится так… Слайд 3
ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.
Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.
В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». Слайд 4
При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания. Слайд 5
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.
Вторая страница «По одёжке встречают…»
1 ведущий. Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают…» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка ученика. Слайд 6
Так как же должен выглядеть ученик?
Дети высказывают свое мнение. Слайд 7
Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы. Все ли одноклассники придерживаются этикета?
Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей — костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку.
Третья страница «Наша речь».
2 ведущий. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Слайд 8
Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Но не все придерживаются этих норм этикета. Подслушает телефонный разговор двух подружек. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.
Сценка «Разговор по телефону».
Два человека
-Алло, можно Эллу?
-Привет, мочалка! Это я.
-Ты выйдешь гулять?
-Не могу: шнурки в стакане.
-Ты фейерверк видела? Ну, как?
-Ну, кайф! Классно! Потряска!
-Знаешь, Мадонна приезжает.
-Да, я от нее торчу.
-Будешь смотреть ее концерт?
-Без базара, я же не лох какой-нибудь.
-До свидания, Элла.
-Чао, бамбино!
Переводчик
-Здравствуй, дорогая подруга.
-Я не смогу пойти, так как родители дома.
-Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
-Да, я восхищена ее пением.
-Конечно, я же современная девушка.
-Пока, подружка!
2 ведущий. – Правильно ли общались подружки? Что в их разговоре было не так?
Ответы детей.
— А ведь нам, ребята, дан во владение могучий русский язык. Язык Пушкина, Лермонтова, Толстого. Так стоит ли засорять его некрасивыми словами?
Чтение стихотворения.
1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут … а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,
«простите» —
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык
3 ученик. Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
4 ученик. А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего».
5 ученик. Не скажет он друзьям по школе
«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».
Своих друзей зовет он только
«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».
Четвертая страница «Ежели вы вежливы».
1ведущий. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Слайд 9
Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:
1ученик. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
2ученик. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.
(Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое).
1 ведущий. Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека?
У вас на партах листы и ручки. Подумайте и напишите – какого человека называют вежливым. Прочитайте, что вы написали. А теперь давайте посмотрим, правы ли вы.
Слайд 10
1ведущий. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).
Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» — значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь — повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
2 ведущий. Будьте добры иль будете любезны —
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
1 ведущий: Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.
Разделимся на две команды, которым придётся сразиться. На обсуждение вопроса даётся 1 минута. Если ответ готов, команда подаёт сигнал, и ей предоставляется право ответить . В случае неправильного ответа соперники могут попробовать ответить на этот же вопрос.
Позвольте начать игру.
Следить за игрой будет жюри… (выбрать из гостей).
ВОПРОСЫ:
1. Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).
4. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).
5. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
6. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).
7. Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).
8. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).
9. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).
10. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).
11. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
12. Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).
13. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).
14. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).
15. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).
16. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).
17. Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).
Жюри подводит итоги.
1 ведущий. Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Но эта тема неисчерпаема. Человек должен знать, как вести себя в гостях, в театре и других общественных местах, как следует знакомиться, говорить по телефону и о многом другом.
Сейчас каждый из вас получит Памятку вежливого человека.
Мы думаем, невозможно даже взрослому человеку запомнить все правила этикета. Но выглядеть культурным, воспитанным человеком поможет всегда выдержка, терпимость и добродушие.
Спасибо за внимание. Слайд 11