Составила: Богданова Анна Владимировна
ОУ: МБОУ «Шегарская СОШ № 2», Томская обл., с. Мельниково
Должность: учитель начальных классов
Классный час во 2 классе
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»
Цель:
Формирование у учащихся понятий «добро», «доброе сердце».
Задачи:
-
Обогащать лексикон учащихся новыми словами и понятиями о добре и доброте.
-
Способствовать накоплению опыта в приобретении качеств, свойственных добру
-
Выработать умения пользоваться определёнными качествами в любой жизненной ситуации.
-
Воспитать критическое отношение к злым и бессердечным людям.
-
Развивать детское речевое творчество.
Оборудование: высказывания великих писателей о добре, словарь Ожегова, карточки со словами пословиц, ручки, листы бумаги, костюмы Шапокляк, Незнайки, Пончика, Сиропчика, Кнопочки, доктора Пилюлькина.
На доске записаны высказывания великих писателей о добре.
-
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Лев Толстой).
-
Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе» (Вильям Шекспир).
-
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жанн Жак Руссо).
Ход занятия:
Вступительное слово учителя.
Великий французский писатель Антуан Де Сент-Экзюпери сказал: «Улыбка объединяет». Поэтому давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьёзных вопросов, о которых мы будем сегодня говорить. Тема нашего занятия – «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»
Мы уже с вами говорили о том, что вежливость – это не только добрые слова, но и, прежде всего, добрые дела и поступки. Доброта – это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти добрыми людьми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта радуют людей и делают их стойкими и весёлыми.
Появляется Шапокляк, напевает: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя!».
Шапокляк (представляется): Я старушка хоть куда, весела, хоть не добра. Со мною моя крыска, по имени Лариска.
Добро! Доброта! Где вы слова-то такие взяли?! Злость, жадность, жестокость – вот важные слова! Это они должны быть в сердце каждого человека. Миром должно править зло, и только зло, и ничего больше!
Учитель: Шапокляк, ты не права. Ребята, давайте попробуем разобраться: что важнее и лучше добро или зло.
Шапокляк: Чего тут разбираться! В людях столько злобы, зависти, жадности!
Учитель: Да, к сожалению, встречается и такое. Но человеку присущи и такие качества, как мужество, честность, благородство.
Шапокляк: А отрицательных больше! Посмотрим. Я называю отрицательные качества, а ребята положительные. И у меня нет никаких сомнений, что я выиграю.
Слова для игры: злость, жадность, жестокость, зависть, ненависть, неуважительный…
Примерные ответы детей: добро, щедрость, уважение, почитание старших, любезность, обходительность, спасибо, добрый день, спокойной ночи…
Шапокляк: Ну и ладно, выиграли. Просто вас много, а я одна. Зато я много пословиц знаю. Народная мудрость гласит о том, как важно быть злым, вот например:
-
Учись плохому – хорошее на ум не пойдёт.
-
Добро порицай, а зло поощряй.
-
Спеши делать зло.
Учитель: Стоп, стоп, стоп… Да ты всё перепутала! Всё совсем не так!
Шапокляк: Да? А вы умные такие? Пословицы знаете? Распутать можете? Ну, пожалуйста.
Раздаёт спутанные пословицы детям, дети составляют правильные и зачитывают. Работа по группам.
Пословицы:
-
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
-
Добра желаешь, добро и делай.
-
За добро добром и платят.
-
Делать добро спеши.
-
С добрым жить хорошо.
-
Добрый человек добру и учит.
Шапокляк: Хорошо! Буду и я делать добро, чтобы взамен что-то получить.
Учитель: А такое добро нельзя назвать добром!
Шапокляк: Как это нельзя? Да вот посмотрите сами.
Инсценировка отрывка из сказочной повести Н. Носова «Незнайка».
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь. А давай я тебе тоже помогу. Разложу лекарства по полочкам.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты мне хочешь помочь. Мы все должны помогать друг другу.
Подходят Сиропчик и Пончик.
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло.
Кнопка: А, может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это – не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь, а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
Уходят.
Шапокляк: Ну, что я вам говорила? Все надо делать с пользой для себя! Молодец Незнайка!
Учитель: А вот в этом мы сейчас разберёмся.
Дети высказывают свои мнения. Учитель предлагает для обсуждения разные ситуации.
Учитель: Достаточно ли вежливых слов в этих случаях?
— Добрый вечер, сынок!
— Мамочка, здравствуй!
Я так рад тебя видеть!
— Как ты себя чувствуешь, дедушка?
— Плохо. Мне нужно купить лекарства.
— Очень жаль! Но не переживай! Пока!
Спешу на тренировку!
— Слава! На перемене ты случайно толкнул Сашу.
Он разбил колено, до сих пор течёт кровь.
— Но я же извинился.
Дядя дал Лёше и Вове по бублику.
Леша. Спасибо.
Дядя. Не стоит.
Вова молчит и не выражает никакой благодарности.
Леша. Вова, что же ты не скажешь «спасибо»?
Вова. Да ведь дядя сказал: не стоит.
Учитель: Об одном и том же можно сказать по-разному! Выберите вежливое высказывание:
-
Ты разжирел!
-
Ты поправился!
-
Ты растолстел!
-
У тебя плохой рисунок!
-
Что это за мазня!
-
У тебя сегодня рисунок не совсем удался!
Учитель читает рассказ В. Осеевой «Подарок»
У меня есть знакомые: Миша, Вова и их мама. Когда мама бывает на работе, я захожу проведать мальчиков.
— Здравствуйте! – кричат мне оба. – Что вы нам принесли?
Один раз я сказала:
— Почему вы не спросите, может, я замёрзла, устала? Почему вы спрашиваете, что я вам принесла?..
…Сегодня они оба встретили меня скороговоркой:
— Здравствуйте! Вы замёрзли, устали, а что вы нам принесли?
— Я принесла вам только один подарок!
— Один? – удивился Миша.
— Да. Вы должны сами решить, кому этот подарок.
— Давайте скорее. Я сам решу! – сказал Миша.
Вова, оттопырив нижнюю губу, недоверчиво посмотрел на брата и громко засопел.
Я стала рыться в сумочке. Мальчики нетерпеливо ждали. Наконец я вытащила чистый носовой платок.
— Вот вам подарок!
— Так ведь это… это… носовой платок! – заикаясь сказал Миша. – Кому нужен такой подарок?
— Ну да! Кому он нужен? – повторил за братом Вова.
— Всё равно подарок. Вот и решайте, кому его отдать…
Миша махнул рукой.
— Кому он нужен? Он никому не нужен! Отдайте его маме!
— Отдайте его маме! – повторил за братом Вова.
Учитель: Какие слова мальчиков могли показаться грубыми, обидными гостье? (ответы детей) А сами вы, ребята, считаете себя вежливыми? Это можно легко выяснить. Но сначала посмотрим, какие вы внимательные. Если я скажу «ДА» — вы встаёте, «НЕТ» — хлопаете в ладоши, «ИНОГДА» — топаете ногами. Молодцы! А вот сейчас вам самим нужно будет отвечать на мои вопросы словами «ДА», «НЕТ», «ИНОГДА».
Проводится анкета. Дети на листочках отвечают на вопросы:
-
Здороваешься ли ты с соседями по дому?
-
Благодаришь ли ты маму, бабушку за обед, завтрак или ужин?
-
Извиняешься ли ты, если опаздываешь на урок и входишь в класс после учителя?
-
Ты извиняешься перед малышом, которого ты случайно толкнул(а)?
-
Папа или мама помогли решить тебе трудную задачу, благодаришь ли ты их за это?
-
Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
-
Поздравляешь ли ты своих родных с праздником?
-
Когда ты ложишься спать, прощаешься ли со своими домашними?
Подсчитываются очки: за ответ «Да» — 2 очка, «Иногда» — 1 очко, «Нет» — 0 очков.
От 12 до 16 очков: с тобой всё в порядке. Так держать!
От 8 до 11 очков: ты не всегда вежлив(а). Будь внимательнее!
Меньше 8 очков: тебе ещё надо учиться вежливости! Не жалей на это
сил и времени!
Учитель: Каждый из вас сделал для себя вывод. На память о сегодняшнем разговоре я хочу подарить вам «колокольчики добра», чтобы они жили в сердце каждого. Итак, скажите ребята, что же должно жить в сердце каждого человека?( добро, отзывчивость, сострадание, милосердие, уважение к людям…). Ну, что Шапокляк, ты по-прежнему уверена, что в сердцах людей должно жить только зло?
Шапокляк: Ну, нет, теперь убедили. Чтобы сердце было добрым нужно с пониманием относиться к другим людям, помогать им словом и делом, быть отзывчивыми, доброжелательными. Я тоже хочу «колокольчик добра». Пойду делать добрые дела.
Учитель: А сейчас ребята, давайте украсим дерево разноцветными листьями и посмотрим какое настроение у вас после нашей беседы.
Дети берут со стола учителя листья, вырезанные из цветной бумаги, и прикрепляют на дерево, которое нарисовано на доске.
Учитель: Я вижу, что у всех сегодня хорошее настроение. А чтобы оно было ещё лучше, давайте споём песню «От улыбки».
Дети становятся в круг и, танцуя, исполняют песню.