Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 70

Конспект классного часа
в 4 классе

Малая родина глазами

юных художников.

подготовила

учитель начальных классов

Пчельникова Наталия Юрьевна

г. Липецк

2014

Цели :

  • формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине;

  • создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине;

  • развивать кругозор учащихся, учить рассуждать, мыслить, аргументировано высказывать свою точку зрения;

  • воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему,

  • стремление быть соучастниками и созидателями будущего; развивать самоуправление и саморазвитие личности.

Оборудование: ТСО:

  • Компьютер, проектор, экран

  • запись песни “С чего начинается Родина” (2 мин 32 сек), видеоклип «Моя малая родина»

  • презентация «Дети – герои войны»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Звучит песня “С чего начинается Родина?” в исполнении Марка Бернеса, сопровождаемая видеоклипом.

III. Беседа с детьми, направленная на целеполагание урока:

– Как вы думаете, прослушав песню, чему будет посвящён наш сегодняшний классный час? Как мы можем обозначить тему нашего урока? (Родина…)

– А для того, чтоб разговор получился интересным и плодотворным, какие цели мы можем для себя определить, на какие вопросы ответить? (дети должны озвучить примерный круг вопросов 1) что значит Родина для каждого из нас? (страна; место, где родился; родной дом)

2) что входит в понятие “РОДИНА”? (природа; язык; семья – предки; народная культура

2) что значит любить Родину?

3) в чём выражается любовь к Родине (в бережном отношении к месту, где живёшь; к культуре; в уважительном отношении к своим предкам, истории своей семьи, истории страны)

IV. Постановка цели, определённой совместно с учащимися.

V. Этапы урока, определённые поставленными целями.

– Как думаете, от какого слова произошло слово “Родина”? (РОД, которое обозначало группу людей, объединённых кровным родством. А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян РОДА. Главный город племени россов назывался РОДЕНЬ (РОДНЯ). Он был посвящён богу РОДУ.

– А какие однокоренные слова можете назвать слову РОД? (РОДИТЕЛИ, РОДИЧ, РОДНЯ,

РОДОСЛОВНАЯ, НАРОД, РОДИНА)

Ученик читает стихотворение:

– Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
Или степь: от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

. Вступительное слово учителя

— У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. А как называется наша страна? Правильно, Россия или Российская федерация.(показать на карте) Это первое и главное значение этого слова. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Как вы думаете, какая у нас тема занятия?

Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой родине, о городе Липецке. Ребята прочитают нам свои сочинения о родном крае.

Дети читают сочинения.

Учитель:

 — Видите, какая разная в вашем представлении Родина!

-Как люди могут выразить свою любовь к Родине? (в литературе, в изобразительном искусстве)

– Родина неразрывно связана с национальным языком, а образцом любого национального языка являются художественные произведения. Многие авторы посвящали свои произведения Родине.

Стихотворение читает ученица.

Слышишь песенку ручья?
Это Родина моя!
Слышишь голос соловья?
Это Родина моя.
Видишь звёздочки Кремля?
Это Родина моя!
Школа, где мои друзья,
Это Родина моя!
Руки матери моей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина
Это тоже – Родина.

– А сейчас предлагаю посмотреть на произведения изобразительного искусства, посвящённые Родине. (Показ детьми своих работ, выставка рисунков).

– Кроме искусства, как ещё мы можем проявлять любовь к Родине? Какой, если так можно сказать, крайний, очень серьёзный поступок тоже будет проявлением любви к своей стране? (ОТДАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ, если того потребует время)

-Знаете ли вы примеры, когда люди жертвовали собой ради независимости и процветания Родины?

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ “ДЕТИ-ГЕРОИ”)

– Я не буду спрашивать вас, смогли бы вы также? Просто будет хорошо, если вы попробуете представить себя на месте этих героев и сами зададите себе этот вопрос, оставшись один на один с собой. Потому что один на один с собой вы, думаю, будете откровенны.

Подведение итогов занятия.

Учитель:: Россия, Родина, Отечество. Родная сторона. Такие до боли родные слова.

Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где-бы мы ни были, наш родной город Липецк всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

Стихи читают ученики

А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок .

Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,
Может, у океана, на дикой скале,
Человек, своей жизни, фундамент заложит
И свой выстроит дом, лучший дом на земле.

И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,
И ребенок родится, как положено, в срок
На большой своей Родине, с именем Русь,
Назовет малой Родиной, тот уголок.

И куда бы он не был заброшен судьбой ,
И каких бы дорог после не было пройдено,
Человек будет знать, у него за спиной,
Есть всегда крепкий тыл – его малая Родина

VII. Рефлексия.

Оцените сегодняшний урок, раскрасив смайлики:

Зелёный цвет – занятие понравилось, всё понятно

Жёлтый цвет – затрудняюсь ответить

Красный цвет – не понравилось

Д/З Подготовить материал об истории появления памятников в городе Липецке

Список использованной литературы

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе;

Г.П.Попова Классные часы 4 класс/ Волгоград. Учитель, 2009

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here