МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107
«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»
Урок по литературному чтению
2 класс
по программе «Школа-2100»
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева
«Как петух лису обманул»
(латышская сказка)
Словесное рисование героев
подготовила:
учитель начальных классов
Плющева Елена Евгеньевна
г. Ростов-на-Дону
Цель урока:
1) развивающий аспект:
— развитие речи учащихся;
— развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
— формирование действий контроля и оценки;
2) воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание честности,
требовательности к себе и другим,
радости сопереживания успехам товарищей, усердия,
а также на формирование представления о различных качествах персонажей,;
3) познавательный аспект:
— формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ;
— формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;
— формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения.
Основной словарь урока: герой (персонаж),
-
характеристика героя (персонажа);
-
тема и главная мысль сказки;
-
интонация произведения.
Оборудование урока:
I.Фронтальное:
-
— название раздела;
-
-название сказки;
-
-пословицы;
-
-герои сказки (таблицы, рисунки);
-
— схема анализа ;
-
— предыдущие работы
-
– анализы персонажей
I I.Индивидуальное:
-таблицы анализа
I. Орг. момент : 2 мин
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа “Сказки о животных?” з мин
— Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка — ложь, да в ней намек…”)
— Намек на что делается в сказках о животных?
-Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….
-Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..
II. -Но, сначала, РАЗМИНКА + проверка д/з : 10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) — Каждый дуэт читает по два предложения . Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд
2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд.
3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге — ПРАВИЛАМ).
4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, — слушай, каков в речах.
Не всё то золото, что блестит.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
С хитростью — до обеда, а с умом — целый день.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
(Какие орфограммы …..)
III. Постановка проблемы:
— Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)
-Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
(на доске таблички: Д,Ц,Х,Р,М) 3 мин
-
Исследование сказки:
— Для того , чтобы понимать лучше себя и окружающих , попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера.
— Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки )
-Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)
Петух | Лиса | |
Действия
| ___ _______________________ ____________________________
| ______________________________ ____________________________ |
Характер | _______________________________ ____________________________
| __________________________________ ____________________________ |
Цель
| ________________________________ ____________________________
| __________________________________ ____________________________ |
Результат
| ________________________________ ____________________________ | ________________________________ ____________________________ |
Мораль
| _______________________________ ____________________________ | __________________________________ ____________________________ |
— На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин
— Работаем с текстом , выберите слова , которые описывают действия Петуха ( подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу
Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё….
— Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя?
Характер: задиристый, хитрый, настойчивый….
— Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”?
— Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя…
Цель: бездельничал,……………………………
— Почему же он кричит и бочком — бочком к дому прячется?
Результат:— Каким образом петух попал в лапы к лисе?
— Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком?
— Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок.
— Какое человеческое качество помогло ему в этом?
— Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?
— Как же петух одурачил лису?
— Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью?
— Легко ли ему было это сделать?
— Что он мог чувствовать (испытывать) при этом?
Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин
-
Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин
VI. Физминутка.
Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками.
VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени.
— Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения.
VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени.
— Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?
— Какое высказывание лисы вызывает улыбку?
IX. Подведение итогов урока.
— Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке?
— Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки?
X. Инструктаж домашнего задания — закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)
Предварительная работа
-вспомнить название раздела, который изучаем,
-поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок)
-проговорить орфограммы в пословицах
-предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки)
-дом. Задание дифференцирован-1, 2 ряд дикторское чтение , 3 ряд пересказ сказки
Петух | Лиса | |
Действия
| ___ ___________________________ _______________________________
| _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________
| ______________________________________ _________________________________ |
Цель
| ____________________________________ _______________________________
| ______________________________________ _________________________________ |
Результат
| ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль
| ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса | |
Действия
| ___ ___________________________ _______________________________
| _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________
| ______________________________________ _________________________________ |
Цель
| ____________________________________ _______________________________
| ______________________________________ _________________________________ |
Результат
| ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль
| ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса | |
Действия
| ___ ___________________________ _______________________________
| _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________
| ______________________________________ _________________________________ |
Цель
| ____________________________________ _______________________________
| ______________________________________ _________________________________ |
Результат
| ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ___________________________________________________________________ | __________________________________________________________________ |
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. — № 4. – С. 189-194.
-
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
-
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. — № 12. – С. 10-15.
-
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена»
8