Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 203»
Конспект урока для 2 класса
«Дом, в котором я живу»
подготовила
воспитатель I категории
Архидьяконских
Инна Аркадьевна
г.Пермь
2013
Самые большие подвиги добродетели
были совершены из любви к отечеству.
Нам дороги родители, дети, родственники,
домашние, но любовь ко всем им
заключает в себе любовь к родине.
Античный афоризм
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности — нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.
Тип проекта:
-
По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский;
-
По направленности: меж предметный (ознакомление с окружающим, развитие речи, экология, конструирование, художественное творчество);
-
По времени проведения: продолжительный (рассчитан на 2 года);
-
По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме;
-
Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
II. Актуальность.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
-
Проблема проекта:
Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку сложнее полюбить свой дом, семью.
Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
IV. Целью данного проекта является формирование нравственно-патриотического потенциала у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города.
V. Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с родным краем, историей своего города, достопримечательностями и людьми, прославившим его.
2. Воспитывать чувство уважения и любви у дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа.
3. Формировать представление у детей о ценности труда взрослых, его общественной значимости.
4. Создать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста.
VI. Принципы построения педагогического процесса:
-
Принцип историзма.
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
-
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
-
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
-
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
VII. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. Подбор литературы о микрорайоне Пролетарский, о г. Перми, о Пермском крае.
2.Подбор произведений русского народного творчества.
3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
4.Подготовка разного вида бросового материала.
5.Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
6. Дидактические игры.
7.Выставки книг, рисунков, поделок.
8.Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
VIII. Предполагаемый результат:
1. Приобретение знаний и представлений об истории своего региона, родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его.
2. Сформированность уважения дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края.
3. Сознательное, бережное отношение дошкольников к природе родного края, животному и растительному миру, к культурному наследию своего народа.
4. Обогащение игрового опыта детей и умение общаться взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми.
IХ. Необходимые условия реализации проекта:
* Интерес детей и родителей;
* Методические разработки,
* Интеграция со специалистами детского сада.
Х. Этапы проведения и реализации проекта:
-
Информационно-накопительный:
-
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
-
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
-
Обращение к специалистам.
-
Организационно-практический:
Подпроект (ст.гр.)
«Моя малая Родина».
(семья, дом, детский сад).
Работа с детьми
Форма работы
| |
Познавательно-речевое развитие | «Коммуникация» Составление рассказов на тему:
Словотворчество:
«Познание»
Беседы:
Экскурсия по детскому саду «Мой любимый детский сад».
|
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество» Рисование:
Выставка фотогазет:
Проведение праздников:
Прослушивание аудиозаписей:
|
Физическое развитие | Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Физкультурные досуги:
|
Социально — личностное развитие | Составление правил поведения на улице, в группе, дома. Сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Создание альбома «Генеалогическое древо и герб семьи». Стенд «Хорошо у нас в саду». Оформление альбома «Праздники в детском саду».
|
Взаимодействие с родителями | Родительская гостиная «О семье нашей мы ведем рассказ…». Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Сотворчество детей с родителями:
«Трудовой десант» с детьми и родителями (благоустройство территории детского сада). Оформление фотогазет (сотворчество родителей и детей):
Создание коллажа «Мама, папа, я – счастливая семья». |
3. Презентационно – завершающий
* Открытое занятие “Моя семья.”
* Выставка продуктов детской деятельности:
— совместно с родителями создание коллажа «Мама, папа, я – счастливая семья».
4. Контрольно-рефлексивный
-
Подведение итогов.
-
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Подпроект (ст.гр.)
«Мой город и область, в которой я живу».
Работа с детьми
Формы работы
| |
Познавательно-речевое развитие | «Познание»
«Коммуникация»
Словотворчество детей с родителями: сочини стихи или сказку о г.Перми. Составление разных кроссвордов (о животном и растительном мире). Конкурс пословиц и поговорок. «Делу — время, потехе – час». Вечер «У Бабушки Загадушки». Оформление альбомов об эволюции предметов, о разнообразии животного и растительного мира, их среде обитания. Мини – музей «Старинные вещи», «Уральские самоцветы». Викторина «Что я знаю о родном городе». |
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество»
Коллективные работы:
Выставки совместных работ детей и родителей:
|
| Пластилинография:
Ручной труд (бросовый материал):
Рассматривание иллюстраций картин пермских художников «Художники рисуют Пермь». Прослушивание и разучивание стихов, песен о Перми. Оформление музыкального уголка в русских традициях. Праздники, развлечения:
|
Физическое развитие | Игры народов Урала. Дни здоровья (ежеквартально). Спортивные праздники, развлечения. |
Социально- личностное развитие | Организация уголка граждановедения в группе. Экскурсии по родному городу. Экскурсии в лес. Посещение выставок художников города. |
Взаимодействие с родителями
| Викторина для родителей «Люби свой город и знай его историю». Оформление наглядной информации на стендах для родителей:
Фотогазета «Как я отдыхал на Урале». Клуб выходного дня «Прогулки по памятным местам Перми». Создание коллажа «Мои любимые городские уголки». |
Взаимодействие с педагогами
| Конкурс проектов «С чего начинается Родина». Творческий вечер «Художники рисуют Пермь». Литературная гостиная в рамках конкурса чтецов «Пермь – сокровище мое». Выставка наглядной информации для родителей
КВН ««Знаешь ли ты историю своего города». |
3. Презентационно – завершающий
* Открытое занятие “Моя Родина – Пермский край! ”
* Выставка продуктов детской деятельности:
— совместно с родителями создание коллажа «Мои любимые городские уголки».
4. Контрольно-рефлексивный
-
Подведение итогов.
-
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Подпроект (подг.гр.)
«Россия – Родина моя».
Работа с детьми
Форма работы
| |
Познавательно-речевое развитие | «Познание»
Беседы:
Познавательные занятия:
Конкурс стихов о России. Составление кроссвордов и ребусов. Оформление альбомов:
|
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество»
Рисование пейзажей:
Роспись предметов и игрушек:
Аппликация, коллаж:
Оформление выставок детских рисунков. Поделки из природного материала. Слушание песен и музыки:
Обучение игре на инструментах:
Праздники и развлечения на основе русского фольклора:
|
Физическое развитие | Физкультурные досуги:
Спортивные развлечения:
|
Социально — личностное развитие | Выпуск семейных газет:
Создание альбомов:
Организация уголка по граждановедению. Игра «Что? Где? Когда?» (тема «Россия»). Викторина «Хочу все знать». |
Взаимодействие с родителями
| Родительское собрание «Патриотическое воспитание дошкольников». Консультации из цикла воспитания ребенка в русских традициях. Сотворчество детей и родителей «Твори, выдумывай, пробуй». Совместные рисунки, коллажи детей и родителей «Москва – наша столица». Наглядная информация:
Спортивный праздник с родителями «Будем в армии служить», «Полет в космос».
Создание коллажа «Российские чудеса света». |
Взаимодействие с педагогами
| Творческий вечер «Пою тебе мое Отечество…».
Наглядная информация «Достопримечательности Москвы». |
3. Презентационно – завершающий
* Открытое занятие “Россия — моя Родина! ”
* Выставка продуктов детской деятельности:
— совместно с родителями создание коллажа «Российские чудеса света».
4. Контрольно-рефлексивный
-
Подведение итогов.
-
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Подпроект (подг.гр.)
«Земля – наш общий дом».
Работа с детьми:
Формы работы
| |
Познавательно-речевое развитие | «Коммуникация» Рассказы из личного опыта:
Творческие рассказы:
Составление рассказов по картинкам, картинам. «Познание» Беседы на тему:
Работа с глобусом. Составление кроссвордов и ребусов. Просмотр видеофильмов о природе. |
Художественно-эстетическое развитие | «Художественное творчество» Оформление выставок рисунков и плакатов:
Коллективная работа аппликацией:
Совместные работы детей и родителей:
Изготовление атрибутов для режиссерских и театрализованных игр. Лепка животных жарких стран. Слушание музыки Чайковского П.И. «Времена года». Разучивание песен. Танцы разных стран:
Праздники и развлечения:
|
Физическое развитие | Проведение подвижных игр народов мира. Физкультурные досуги:
Спортивное развлечение:
|
Социально- личностное развитие | Выпуск семейных газет:
Оформление альбомов (фотографии). Видеотека:
|
Взаимодействие с родителями
| Словотворчество родителей и детей: сочини рассказ «Где я хотел бы побывать? Почему?» Участие в выставке плакатов «Земля – наш дом!» Обобщение семейного опыта. Выставка рисунков, коллажей «С днем рождения, Земля!». КВН «Папа, мама, я – знающая семья». |
Взаимодействие с педагогами
| Заседание творческой группы. Презентация выставки «С днем рождения, Земля». Просмотр образовательной деятельности. «Школа дошкольных наук». |
3.Презентационно – завершающий
* Открытое мероприятие КВН «Папа, мама, я – знающая семья».
* Выставка продуктов детской деятельности: макеты «Солнечной системы».
4. Контрольно-рефлексивный
-
Подведение итогов.
-
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
ХI. Литература:
-
Агапова И.А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.» — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольника».- М.: ЦГЛ 2004г.
3. Елжова Н.В. «Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждение».- Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
4. Зеленова Н.Г. «Мы живём в России».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
5. Казаков А.П. «Детям о великой Победе».- М.: Издательство Гном и Д, 2007г.
6. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». — М.: ТЦ Сфера, 2004г.
7. Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». – М.:ТЦ Сфера 2005г.
8. Маханёва М.Д. «Нравственно — патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». – М.:АРКТИ, 2004г.
9. Мосалова Л.Л. «Я и мир».- СПб.: «Детство – Пресс», 2010г.
10. Материалы Интернет
11. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание» .- М.:Линка – Пресс, 2003г.
12. Ривина Е.К. «Российская символика».- М.:АРКТИ, 2005г.
13. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2002г., №6.