Конспект урока по краеведческому курсу «Морянка».
Тема: «Мальчик из Холмогор». 2-й класс
Цель: формировать представления о детских годах М.В. Ломоносова.
Задачи:
— познакомить учащихся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере;
— обучать работе с текстами;
— выделять существенную информацию из различных текстов;
— строить сообщение в устной и письменной форме;
— строить монологические высказывания;
— сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;
— воспитывать чувство гордости за своего земляка, славного помора, выдающуюся личность и известного учёного М.В. Ломоносова.
Оборудование:
— портрет М.В. Ломоносова;
— карта Архангельской области;
— Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 797 с. , книги для дополнительного чтения.
— Морянка: рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений / Под общей ред. И.Ф. Поляковой. — Архангельск, 2013.;
— Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. ред. И.Ф. Полякова. — 4-е изд., перераб. — Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.;
— Выставка книг о М.В. Ломоносове.
Ход и структура урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.
– Ребята, назовите выдающихся людей России, которых знаете.
— А могут ли в одном человеке объединиться все способности?
– Такой человек есть. Кто это?
– Проверьте это предположение на странице 14 в рабочей тетради «Морянка», расшифруйте головоломку. (Ломоносов)
III. Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
Он знаком вам по фильмам, статьям, телепередачам, его именем названы: улица города, село, университет и пр. (М.В. Ломоносов, портрет, 1711–1765)
Тема урока: Мальчик из Холмогор.
– Что вы хотели бы узнать об этом человеке?
Обобщу: – На уроке познакомимся с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере; его стремлению к обучению; докажем, что он славный помор.
Работа со словарем.
– Уточним, кто такие поморы. Как находим нужное слово в словаре? Как нужно пользоваться словарём правильно?
Словарь Ожегова. Помор – житель поморья. Поморье – на Севере: местность, прилегающая к морю.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации. Знакомство с детскими годами жизни М.В. Ломоносова на Севере.
Работа в тетради.
– Прочитай текст на стр.14 в рабочей тетради «Морянка».
– Опираясь на материал текста, самостоятельно выполните задание 3.
Проверка:
– Где и когда родился М.В. Ломоносов?
— Значение каких слов хотели бы уточнить?
Словарная работа:
Губерния – основная административно– территориальная единица в России с начала 18 века.
— Попробуйте назвать современное название местности.
Показ местности на карте России учителем. Сейчас – Архангельская область, Холмогорский район, село Ломоносово.
– Почему тема урока названа«Мальчик из Холмогор»?
– В какой семье родился Михайло Ломоносов?
Работа с хрестоматией.
– Подробнее о семье вы узнаете из текста О.Тихомирова «Держись, Михайло!» из сборника «Морянка». Как найти нужную страницу?
1) Чтение текста.
2) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
V. Самостоятельная работа.
Работа в группах. Задание: группе собрать более подробную информацию, опираясь на предложенный материал. Вспоминаем правила работы в группе.
1 группа – о Сивковой Елене Ивановне, 2 группа – о Василии Дорофеевиче, 3 группа – о жизни поморов, 4 группа – о занятости мальчика, 5-6 группы будут дополнять ответы детей.
Отчёт групп по работе с материалом.
– Как удалось этому юноше из глухой северной деревни добиться всего в жизни; прославить Север и Россию?
Свои первые книги М.В.Ломоносов называл «вратами учёности». Узнать названия книг вы сможете сами, ответив на вопрос 4 со страницы 15 из рабочей тетради «Морянка». Работу предлагаю выполнить в парах.
Назовите первые учебные книги, их авторов.
V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Назовите раздел «Морянки», который познакомил нас с выдающимся человеком.
– Что вы узнали о М.В. Ломоносове?
— На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы?
— Откуда еще можно получить информацию?
Рекомендация книг для дополнительного чтения.
– Как в нашем крае сохранено в истории имя Ломоносова? Предлагаю поискать ответ на мой вопрос дома.
Рефлексия.