Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 161

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

города Кемерово Кемеровской области

Конспект урока для 2 класса на тему

«Библиотека»

подготовила

воспитатель

Быкова Наталья Никитична

г. Кемерово
2014

Цель: знакомство детей с устройством библиотеки, с видами книг и частями книги.

Задачи:

— расширить знания детей о книгах, различных их видах и частях книги (обложка, титульный лист, страница, текст, иллюстрация);

— познакомить с творчеством художника — иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина;

— развивать активное произношение, творческое воображение, координацию движений, чувство ритма, технические навыки;

— воспитывать чувство любви к книге и чтению.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, художественное творчество, музыка и здоровье.

Материалы и оборудование: слайды с изображением фасада библиотеки (городской, детской, районной), интерьера библиотеки (фойе, читального зала, зала абонемента и комнаты сказок). Книги сказок, рассказов, энциклопедии, словари. Книги с иллюстрациями И. Я. Билибина. Листы бумаги 20х15, кисти для рисования, краски, стаканчики с водой, карандаши. Аудиозапись «Если нравится тебе…» (обработка В. Попова).

Словарь: библиотека, библиотекарь, обложка, титульный лист, страница, текст, иллюстрации.

Предварительная работа: совместная деятельность взрослого и детей (групповая и подгрупповая) – рассматривание различных книг, чтение книг по выбору детей, беседа о книгах «Какие бывают книги», экскурсия в детскую библиотеку; индивидуальная работа – повторить выученные стихотворения с детьми.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы): обогащение материалами игры «Библиотека», самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Взаимодействие с родителями / социальными партнерами: беседа с родителями об организации экскурсии в детскую (городскую, районную, областную) библиотеку; рекомендации по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Взаимодействие со школой: экскурсия в школьную библиотеку.

Ход

Дети и воспитатель уютно располагаются в групповой комнате, и начинают игру.

Игра: «В нашей группе, в нашей группе…».

Дети и воспитатель хлопают в ладони, в такт хлопкам произносят текст:

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

А у нас есть Настя, а у нас есть Егор, а у нас есть Дима и т.д. идёт перечисление всех детей, кто присутствует.

В нашей группе, в нашей группе

Много дружных ребят!

(Воспитатель обращает внимание на слайд изображение библиотеки).

Воспитатель: Какое необыкновенное здание! Высокое! Красивое! С большими окнами! Высокое крыльцо! Какие колонны! Двери большие, украшены резьбой! Что располагается в этом здании!?

Дети: (предполагаемый ответ) Это библиотека! В этом здании работает библиотека! Мы все вместе ходили в библиотеку! Она рядом с нашим детским садом!

Ребёнок: Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными

Вдоль стены

Собрались сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!

(Автор загадки: Е. Михайленко)

Дети: (предполагаемый ответ) Это библиотека!

Воспитатель: Дети, что вы можете рассказать о библиотеке?

Дети: (предполагаемые ответы) В библиотеке очень много книг. Книги в библиотеке разные. Книги большие и маленькие. В библиотеке есть книги для детей и для взрослых. В библиотеке можно рассматривать книги. Можно читать книги. А ещё можно брать книги домой, чтобы дома читать.

Воспитатель: Дети, в библиотеке кто нам помогает нужные книги находить, выбирать книги. Регистрирует читателей. Каталог книг ведет?

Дети: (предполагаемые ответы) В библиотеке работает библиотекарь. Помогает книги выбирать библиотеке. Нас библиотекарь записывал.

Воспитатель: Дети, а что особенно вам понравилось в библиотеке?

Дети: (предполагаемые ответы) В библиотеке очень, очень много книг. Книги в библиотеке красивые. В библиотеке есть комната сказок. В ней собраны книги со сказками. В комнате сказок сказочные герои живут. Сказочные домики стоят. В сказочной комнате мы видели фигурки сказочных героев. В сказочной комнате всё волшебное.

Физминутка: «Сидит ворон на дубу…» (русская народная потешка).

Движения производятся в соответствии с текстом. В среднем темпе. Слова потешки проговариваем четко, ясно.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

(притопы правой ногой, руки на пояс)

Труба точеная,

Позолоченная!

(имитация игры на трубе – попеременное перебирание пальцами рук, руки на уровне груди)

Ворон в красных сапогах,

(выставление ноги на пятку, попеременно – правую и левую, руки на поясе)

В позолоченных серьгах!

(круговые движения указательными пальцами рук около мочки уха)

Песня складная,

Труба ладная!

(руки вытянуты вперёд, перед грудью, скользящие движения ладони о ладонь)

(Воспитатель обращает внимание на групповую библиотечку).

Воспитатель: Это моя любимая книга! Называется книга «Сказка о рыбаке и рыбке». Написал сказку Александр Сергеевич Пушкин.

Дети, возьмите свои любимые книги.

(Дети берут книги, раскрывают, листают книги).

Ребёнок: Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита?

Дети: (предполагаемый ответ) Книга.

Ребёнок: Без языка,

Без голоса,

А всё расскажет?

Дети: (предполагаемый ответ) Книга.

Воспитатель: Дети, в руках у вас книги. Книга – это непериодическое печатное издание в виде сброшюрованных листов печатного материала. Книга – средство информации.

У всех книг есть обложка. (Демонстрирует).

Книжные обложки красочные, яркие. На обложке располагается рисунок. Обычно изображают героя сказки, рассказа или стихов. По рисунку можно догадаться о ком или о чём написано в книге. В моей книге главный герой – сказочный петушок. Художник изобразил его на спице дворцовой башни.

Очень красивым шрифтом, на обложке, написано название книги. Обязательно указывают имя автора. (Зачитывает).

Затем, в книге, располагается титульный лист. (Демонстрирует).

На титульном листе размещаются основные исходные данные: имя автора, название книги, место издания, название издательства, год издания. (Зачитывает).

Титульный лист в композиции книжного оформления соответствует музыкальной прелюдии. Дает нам – читателям, возможность вступить в мир книги. И получить эстетическое наслаждение от предстоящего чтения.

Воспитатель: Книга из чего состоит?

Дети: (предполагаемые ответы) Книга состоит из листов. Из страниц книгу составили. Страниц может быть немного. Книги бывают тоненькие. Это когда страниц в книге мало. А бывают книги толстые, в них много страниц.

Воспитатель: Страница книги это – одна сторона листа бумаги. На странице книги мы можем прочитать текст произведения. Рядом с текстом можем увидеть рисунки художников или иллюстрации. Такое изображение носит название – иллюстрация. (Демонстрирует).

(Дети просматривают иллюстрации в своих книгах и возвращают книги на полки групповой библиотеки).

Воспитатель: Иллюстрации помогают нам уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. (Демонстрация иллюстраций И.Я.Билибина к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Воспитатель: Это иллюстрации художника Ивана Яковлевича Билибина. Начиная работу над рисунком, Билибин Иван Яковлевич набрасывал эскиз будущей композиции. Черные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивает заданные линии. Для обрамления рисунков Иван Яковлевич Билибин использует орнамент. (Демонстрирует).

Воспитатель: Эти замечательные книги — «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина, «Белая уточка» русская народная сказка, «Тысяча и одна ночь» арабские сказки с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина будут находиться в нашей библиотеке! И мы с вами сможем их посмотреть и прочесть. (Дети располагают полученные книги на полочках библиотеки).

Воспитатель: Вот здесь находятся наши формуляры. Что такое? (Демонстрация чистого листа бумаги). Как же мы узнаем, где, чей формуляр?

Дети: (предполагаемые ответы) Давайте нарисуем рисунки! Напишем имена наши! Нарисуем сказочных героев!

Воспитатель: Замечательное предложение! Принимается!? Посмотрите, чудеса, у нас всё для рисования готово! (Обращает внимание на рабочие столы, на столах всё необходимое для рисования).

Пальчиковая игра: «Паучки»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки ребёнка скрещены на груди).

(Пальцы каждой руки «бегут по предплечью, а затем и по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти рук свободно опущены, ребёнок выполняет стряхивающее движение.)

Всю семью на землю смыл.

(Ребёнок хлопает по коленям.)

Солнце стало припекать,

(Ладони ребёнка боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы расставлены в стороны.)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Самостоятельная деятельность детей: оформление своего формуляра для групповой библиотеки рисунком с написанием своего имени.

Воспитатель: Дети, что вы держите в руках? Что написано на карточках?

Дети: (предполагаемые ответы) Это наши формуляры. Это моя карточка. Мы будем в библиотеке книги брать и записывать. Я нарисовала рыбку и написала своё имя, это моя карточка.

(Дети ставят свои формуляры в ящичек для формуляров).

Итог: Дети делятся впечатлениями, рассматривают книги, иллюстрации.

Список использованной литературы

1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (подготовительная группа) – М.: Вако, 2005.

2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня – М.: Просвещение, 1983.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here