Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов Донецкой ОШ № 97.

Внеклассное чтение, 4 класс

Тема Идём в цирк.

Цель: познакомить учащихся с историей создания цирка; развивать познавательный интерес, внимание; способствовать развитию детской фантазии, воображения, эстетического восприятия; обогащать словарный запас; вырабатывать темп чтения; воспитывать наблюдательность, любовь к искусству.

Ход урока

II.Организационный момент

I . Актуализация опорных знаний

1 . Анаграмма.

РЦКИ

Разгадав анаграмму, вы узнаете тему нашего урока.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о цирке. Наверное, нет таких людей, которые бы равнодушно относились к цирку. Цирк ведёт своё начало ещё из Древнего Рима. Правда, тот цирк совсем не был похож на наш, теперешний. Самым главным зрелищем были гонки колесниц по огромной круглой арене.

От тех далёких времён пошло и само название – цирк. Дело в том, что арена называлась “циркус”.

Циркус” – не правда ли, похоже на циркуль, которым вычерчивают круги? Размер арены или манежа в любом цирке одинаковый (d = 13 м). В 1780 году в Лондоне открылся первый в мире цирк.

За годы, прошедшие со времени появления первого цирка, выросло мастерство актёров. Появился цирк на льду и цирк на воде.

II. Работа над темой урока

1 . Работа в группах.

Выполнив задание по карточкам, вы узнаете, кто же сегодня выйдет на нашу арену.

ЁРЖОНЛГ

I группа – жонглёр.

Цирковой актёр, который ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.

ЛИЭКРИСВИТБ

II группа – эквилибрист.

Актёр, выполняющий акробатические упражнения, не теряя равновесия в трудных положениях.

НАХОКАЦЕДТО

III группа – канатоходец.

Артист, выполняющий цирковые номера на натянутом канате.

Первыми канатоходцами были, как ни странно ремесленники, которые плели канаты. Чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.

КУСКИНФО

IV группа – фокусник (иллюзионист).

Артист, показывающий фокусы. Королём иллюзиона называют Эмиля Кио. Его знают во всём мире. Кио – псевдоним фокусника. Расшифровывается по первым буквам КАК ИНТЕРЕСНО ОБМАНЫВАТЬ. Однажды в Тбилиси он ехал в такси на цирковое представление. Таксист, узнавший Эмиля Кио, спросил:

— Правда, что вы гипнотизёр?

— Правда, ответил Кио.

— А меня вы сможете загипнотизировать?

— Конечно, смогу. Когда мы подъедем к цирку, я дам вам 10 рублей, а получу сдачу, как со 100 рублей.

Кио дал 10 рублей. Водитель лихорадочно стал отсчитывать сдачу. Фокусник вышел из машины и направился к окошку водителя, чтобы вернуть деньги, но перепуганный таксист уехал, испугавшись, что с ним ещё что-нибудь произойдёт. Деньги Кио всё-таки вернул, так как запомнил номер машины.

НИЕЗКНАД

V группа – наездник.

Тот, кто едет верхом, всадник (артист, работающий на лошади).

УНОЛК

VI группа – клоун.

Цирковой комик.

Гаснет свет. Окончен бал…

Человек ботинки снял.

Снял цилиндр, фрак, живот –

Он ему немного жмёт.

Отцепил свои часы,

Уши бороду, усы.

И улыбку до ушей

Спрятал в ящик от мышей.

Снял копну густых волос.

Положил на полку нос.

И, вздыхая, лёг в кровать…

Завтра снова надевать!

Ребята, вашим родителям хорошо известен этот человек (демонстрируется портрет). Известный клоун – Олег Попов.

Его мама совсем не хотела, чтобы Олег был цирковым артистом. Поэтому он тайно поступил в цирковое училище. Узнав об этом, мама была очень разгневана и сдалась только после того, как увидела выступление сына. Знаменитая кепка Олега Попова была его визитной карточкой, его паспортом.

БОАКТАР

VII группа – акробат.

Цирковой гимнаст.

СИДЩКИСЕВРОР

VIII группа – дрессировщик.

Укротитель животных.

Первыми укротителями были гладиаторы в Древнем Риме: они сражались на арене с дикими зверями.

А вам, наверное, знаком этот человек? (Портрет Юрия Куклачёва).

Юрий Куклачёв – человек, который основал кошачий театр.

Кошка Ромашка очень боялась зрителей и просто каменела, когда выходила на арену. Дома все трюки получались прекрасно, но выйдя на арену, кошка замирала на месте. Куклачёв решил, что артистки из Ромашки не получится. А потом придумал, как можно использовать эту особенность. Поставит, например, её на задние лапы, она и цепенеет. Отличный трюк.

Сейчас в театре “Кошкин дом ” работает больше ста кошек.

2. Работа над скороговоркой.

Здесь котята-акробаты,

Здесь и клоуны-котята,

Через голову – кувырк,

Значит здесь кошачий цирк.

3. Работа над текстом “Цирк” (приложение).

  • Чтение волной;

  • весёлая азбука;

  • упражнение для развития внимания (буква ц).

4. Чтение стихотворения “Мечтатель” учащимися по карточкам.

Я сижу себе мечтаю:

Вот бы было интересно,

Если б в цирке на арене

Было всё наоборот!

Дрессировщих прыгал с тумбы

Через огненные кольца

И сквозь прутья старой клетки

Злобно так на всех рычал.

А воздушные гимнасты

Не под куполом летали,

А по зрительному залу

Чтобы ползали тайком.

И наездник на арене

На себе пусть лошадь носит,

Чтоб без лишних тренировок

Взял за хвост и потащил.

Я тогда, конечно, тоже

Мог бы стать большим артистом.

Не пришлось бы мне учиться,

Чтобы в цирке выступать!

5. Игра “Что мы делаем, не скажем … ”

6. Чтение стихотворения “Может да, а может, нет” учителем.

Вы ребята, не зевайте, хором дружно отвечайте!

Две сестрички, Галя с Валей,

И Серёжка, их сосед,

Как-то в цирке побывали…

Вы бы взяли, подсказали:

Там они скучали? (Нет!).

— Где, — спросили, —

Наши кресла?

— А садитесь вот сюда…

В цирке очень интересно

Было им, скажите? (Да!).

Звуки марша зазвучали,

Заискрился яркий свет,

И ребятам нашим в зале

Страшновато стало? (Нет!).

Стало радостно ребятам,

Хорошо, как никогда…

Тут выходят акробаты.

Вы им тоже рады? (Да!).

Был их номер очень сложен.

Ловкость – вот его секрет.

Вы, друзья, смогли бы тоже,

Как артисты, прыгать? (Нет!).

— Тут, — сказал Сергей,

— Всё ясно.

Номер требует труда.

Вы с Серёжею согласны

Или нет, ребята? (Да!).

Ну, а фокусник газету

Превратил в большой букет…

Как он сделал фокус этот,

Может, вам известно? (Нет!).

Вышел клоун, размалёван,

Крикнул: “Фокус – ерунда!”

Изодрал газеты клоун…

Он смешной, ребята? (Да!).

А потом большие гири

Стал подбрасывать атлет.

Сразу три, потом четыре…

Вы бы так сумели? (Нет!).

А потом медведи были,

Завели мотоциклет

И по кругу покатили…

Неуклюжи мишки? (Нет!)

И сказала Валя Гале,

Шли домой они когда:

— Вот в цирке побывали…

Хорошо там детям? (Да!)

Согласился с эти тоже

И Серёжа, их сосед …

Может, с Валей и

Серёжей

Кто-то спорить будет? (Нет!)

III. Итог урока

Приложение

Цирк

Наверняка многие из вас, ребята, хоть раз, бывали в цирке. Ну, а если — нет, то хотя бы видели цирковое представление по телевизору. В крайнем случае, слышали о цирке от приятелей или взрослых.

Словом “цирк” впервые назвали здание с круглой площадкой для выступления артистов. Но артисты эти были особые: фокусники, акробаты, укротители. В их выступлении обязательно должен быть трюк, впечатляющий зрителей. Без него нет настоящего цирка. Артисты цирка сознательно усложняют себе жизнь. Жить просто им просто неинтересно!

Скажем, ездят в цирке не на обычных велосипедах, а на одноколёсных. А если и сядут на двухколёсный, то задом наперёд!

Часто ходят там не по земле, а по проволоке: А если и по земле, то хотя бы — на ходулях!

Фокусник, к примеру, вместо мороженого глотает огонь, зажжённый от пальца.

А держат все эти бравые фокусы на своих спинах три “кита”: сила воли, смелость, ловкость. Так что, ребята, если кто-то из вас мечтает выйти на цирковую арену, пусть уже сегодня начинает тренировать в себе эти качества.

До встречи в цирке!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here