Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического развития воспитанников №12 «Журавлик»

Конспект урока для 4 класса

«Опыты с луком»

подготовила

воспитатель

Злобина Людмила Николаевна

Г Урай

2012

Цель: На примере лука формировать у детей обобщенное представление о комплексе условий, необходимых растению для роста.

Задачи:

  1. Учить детей делать простые опыты с растениями.

  2. Развивать понимание: лишение растения даже одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти.

  3. Развивать наблюдательность детей, умение замечать изменения растущих луковиц, устанавливать причинно-следственные связи.

  4. Учить детей делать зарисовки лука, пользоваться символами.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о том, что всем растениям для роста и развития нужны: питательная почва, вода, тепло, свет.

Рассматривание альбома «Овощи», отгадывание загадок. Просмотр мультфильма «Чиполлино».

Материал:

4 стеклянные баночки (стакана), 4 луковицы, картонные трафаретки, бумага, карандаши, игрушечный телефон, разноцветные кружочки-символы, кукла Чиполлино, отрывок из м/ф «Чиполлино».

Воспитатель готовит 4 стеклянные банки (стакана), 4 луковицы, картонные трафаретки, бумагу, карандаши, разноцветные кружочки-символы.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам провести интересные опыты с луком. Вы согласны принять участие в этом?

Дети: Да!

Воспитатель: Но сначала пригласим мы с вами Чиполлино – он хорошо умеет выращивать лук на огороде, а вот опыты с ним не умеет делать.

(Воспитатель набирает номер на игрушечном телефоне)

Воспитатель: Алло! Это сказка? Позовите, пожалуйста, Чиполлино к телефону (пауза). Здравствуй, Чиполлино, приходи скорей к нам в гости, мы сейчас будем делать опыты с луком. Тебе ведь тоже интересно – ты такое никогда не делал?!

(До прихода куклы воспитатель выясняет с детьми, какие необходимы условия для жизни и роста всем растениям, уточняет, что надо делать, чтобы луковицы начали расти, и у них появилась зелень).

(Слайд 2)

Воспитатель: Ребята, а где же у нас Чиполлино?

(Просмотр отрывка «Чиполлино спешит к детям)

Вбегает Чиполлино.

Чиполлино: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Чиполлино: Я не опоздал?

Дети: Нет. Не опоздал!

Чиполлино: Я так спешил! Мне очень интересно, но непонятно, какие такие опыты можно делать с луком.

Воспитатель: А ты, Чиполлино, присаживайся и смотри внимательно. А мы вместе с ребятами покажем тебе эти опыты.

Воспитатель: Итак, ребята, спинки выпрямили, сели все красиво и слушайте внимательно, что нужно будет сделать. Нам нужно посадить в 4 баночки (стакана) 4 луковицы. Но условия для каждой из них сделать разные.

Чиполлино: Зачем лук сажать в банки (стаканы), его всегда сажают в землю!

Воспитатель: Банки (стаканы) прозрачные, через стекло, все видно, что происходит с луком, как растут корни. Поначалу земля необязательна, т.к. в самой луковице большой запас питательных веществ.

Ребята, все условия необходимые для роста лука, мы будем изображать схематично, в виде кружков.

(Слайд 3)

Опыт первый. (Слайд 4)

Воспитатель: В первой банке (стакане) у луковицы будут все необходимые условия: вода (ребенок наливает воду из лейки), тепло (это тепло комнаты), свет (банка/стакан будет стоять на подоконнике).

Воспитатель: (Наклеивает кружочки на банки/стаканы). Чиполлино, и вы, ребята, смотрите, какие условия для роста у первой луковицы: вода – белый кружок, тепло – красный, как огонь, свет – желтый, как солнышко.

Видите, все необходимые условия, чтобы луковица начала расти?!

Дети: Да!

Воспитатель: Итак, это первый опыт.

Опыт второй: (Слайд 5)

Воспитатель: Вторую луковицу ставим в банку (стакан) без воды. Дети, подскажите Чиполлино, какие кружочки надо наклеить на эту банку (стакан)?

Дети: Надо наклеить красный кружок (тепло) и желтый (свет).

Воспитатель: Чиполлино, а ты иди и наклей нужные кружочки.

(Чиполлино выполняет действия)

Чиполлино, какого же цвета наклеил кружочки?

Чиполлино: Красный и жёлтый.

Воспитатель: Правильно: красный (тепло) и желтый (свет), а белый кружок не будем наклеивать, т.к. луковица будет стоять в банке без воды. Мы посмотрим, что будет с луковицей, когда имеются два условия, но не хватает только воды.

Опыт третий: (Слайд 6)

Воспитатель: Третья луковица ставится в воду, на свет, но в холод (между рамами).

Дети, давайте мы с вами наклеим кружочки на банку (стакан) и расскажем Чиполлино, что сделали.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Оля, расскажи, пожалуйста, что мы сделали?

Оля: Мы наклеили на банку (стакан) с луковицей белый кружок – это вода, желтый – свет, синий – холод.

Воспитатель: Молодец, Оля! Правильно!

Опыт четвертый: ( Слайд 7)

Воспитатель: Четвертую луковицу ставим в банку с водой и в темноту (в шкаф или под черный плотный колпак). Условия обозначаем кружками: белым – вода, красным – тепло, черным – темнота.

Давайте мы, снова наклеим нужные кружки на банку (стакан).

Денис, расскажи, пожалуйста, Чиполлино, что мы сделали?

Денис: Мы наклеили на банку (стакан) белый, красный и черный кружки.

Воспитатель: Хорошо! Правильно, Денис!

Катя, скажи, что они обозначают?

Катя: Белый кружок – вода, красный – тепло, черный – темнота.

Воспитатель: Правильно! Молодец, Катя!

А сейчас мы с вами зарисуем наши опыты с помощью трафареток.

Все четыре банки (стакана).

Воспитатель показывает детям, как нужно зарисовывать. Дети выполняют.

Воспитатель: Дети, посмотрите на слайды, и проверьте, правильно ли вы выполнили задания?

( Слайд 8)

Чиполлино: Никак не пойму, для чего нужны такие опыты?

Воспитатель: Чиполлино, с их помощью дети узнают, что будет с каждой луковицей? Для роста нужны все условия сразу или достаточно некоторых?

Чиполлино: Вот чудеса! Я тоже хочу увидеть, что будет. Я так никогда не растил лук в огороде.

Дети помогают поставить банки (стаканы) в нужные места.

Воспитатель: Ты, Чиполлино, приходи к нам через месяц. И мы посмотрим, что произошло с нашими луковицами.

Чиполлино: Спасибо, ребята, обязательно приду! А сейчас мне пора бежать обратно в сказку. Там меня ждут мои друзья! До встречи через месяц!

Чиполлино уходит.

«Результаты эксперимента с луком»

Цель: На примере лука формировать у детей умение замечать изменения растущих луковиц.

Задачи:

  1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

  2. Развивать наблюдательность детей.

  3. Учить детей делать зарисовки лука, пользоваться символами.

Материал:

4 стеклянные баночки (стакана), 4 луковицы, картонные трафаретки, бумага, карандаши, кукла Чиполлино.

Через 3-5 недель Чиполлино появляется в группе.

(Стук в дверь. Появляется Чиполлино)

Чиполлино: Здравствуйте, ребята! Вот я снова к вам пришел. Хочу посмотреть результаты наших опытов.

Воспитатель: Здравствуй, Чиполлино! Проходи, присаживайся рядом со мной.

Воспитатель организует наблюдение за луком. Все собираются вокруг большого стола, рассматривают луковицы в банках (стаканах), отмечают, у кого начали расти корни, зелень, у кого ничего не изменилось.

Воспитатель: Итак, ребята, посмотрите внимательно на наши баночки (стаканы). Что же произошло с луковицами?

Первая (ый) банка (стакан) (Воспитатель показывает ее детям)

Гена, скажи, пожалуйста, что изменилось в этой банке (стакане)?

Гена: У луковицы появились зеленые перышки, корешки.

Воспитатель: Молодец, Гена! Ты очень внимательный!

Да, ребята, у луковицы появились корешки и перышки зеленые. А почему? Как вы думаете? (Если дети затрудняются ответить воспитатель обращает внимание на цветные кружки на банке (стакане).

Воспитатель: Ребята, что это у нас на банках (стаканах)? Что за кружочки? Давайте вспомним. Зина. скажи нам, пожалуйста!

Зина: Это мы обозначили условия роста луковицы.

Воспитатель: Умница! Правильно! Что же они обозначают?

Чиполлино: Я знаю! Можно я скажу!

Воспитатель: Ну, хорошо, Чиполлино! Ребята, а вы слушайте внимательно, и если Чиполлино ошибется, поправляйте его. Итак, Чиполлино, мы тебя слушаем.

Чиполлино: Белый кружок – вода, красный – тепло, желтый – свет.

Воспитатель: Какой ты внимательный, Чиполлино! Молодец! Ни одной ошибки не сделал.

Чиполлино показывает вторую (ой) банку (стакан)

Чиполлино: Ребята, расскажите пожалуйста, в этой баночке (стакане) что изменилось?

Лариса: Здесь мы видим, что у луковицы тоже появились перышки. Но они поменьше, чем в первой банке (стакане). Они кривые и цвет у них светло-зеленый.

Чиполлино: Да! Ты правильно заметила, Лариса. Молодец!

А, что можно сказать про корешки?

Саша: У этой луковицы тоже есть корешки, но они очень тоненькие.

Чиполлино: Какой ты, Саша, внимательный! Правильно! Ребята, вы такие молодцы, все замечаете!

Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами видим, что луковица в первой банке (стакане) отличается от луковицы во второй банке (стакане). Женя, а почему они отличаются? Скажи, пожалуйста!

Женя: Потому, что во второй банке (стакане) нет воды, а в первой есть.

Воспитатель: Правильно! Ребята, в первой банке (стакане) присутствуют все условия нужные для роста растений, а во второй – отсутствует одно условие (вода). Настя, покажи, пожалуйста, следующую банку (стакан).

Настя показывает третий опыт (банку).

Воспитатель: Настя, напомни ребятам, Чиполлино, какие у нас были условия для роста луковицы в этом опыте?

Настя: Для этого опыта мы ставили луковицу в холод, но оставляли свет и воду.

Чиполлино: Настенька, ты очень наблюдательная! Правильно!

Воспитатель: И что же мы видим? Какие изменения?

Дети: Мы видим, что луковица не красивая. У нее нет корешков, перышков зеленых.

Воспитатель: Ребята, а что значит не красивая. Дамир, объясни, пожалуйста!

Дамир: Луковица стала черной.

Воспитатель: Правильно, Дамир! У луковицы шелуха стала черной, жухлой.

Повтори, Зина!

Зина: У луковицы шелуха стала черной, жухлой.

Воспитатель: А почему? Как вы думаете?

Дети: Потому, что луковица замерзла на холоде.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо! И, наконец, четвертая банка (стакан).

Что здесь у нас получилось?

Показываю четвертую банку.

Воспитатель: Что, Чиполлино, скажешь ты?

Чиполлино: А здесь перышки чуть-чуть вылезли.

Воспитатель: Кто вспомнит, какие условия были в этом опыте? Лера, ты вспомнила?

Лера: Да! Эта луковица стояла в темноте, в воде и в тепле.

Чиполлино: Ой, ребята, какие же вы наблюдательные. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами рассмотрели все опты. А сейчас, давайте, зарисуем с помощью трафареток новые наблюдения.

Дети зарисовывают на альбомных листах

(Слайд9)

Чиполлино: Сейчас я понял, для чего нужны опыты. С помощью опытов можно узнать много нового и интересного. А это очень здорово!

Воспитатель: Чиполлино, тебе понравилось у нас? Ты придешь к нам в гости?

Чиполлино: Да! У вас очень интересно! Конечно, я к вам приду, не один раз. А сейчас мне пора. До свидания, ребята! До новых встреч!

Чиполлино уходит.

Воспитатель: Ну, вот, ребята, на этом наши увлекательные эксперименты с луком закончились. Мы узнали с вами много интересного! Давайте, повторим. Что нужно луковице, чтобы у нее появились зеленые перышки. Мы знаем, что они очень полезные.

Дети: Для этого нужны свет, тепло и вода.

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Итак, всем растениям для роста нужны: почва, вода, свет и тепло. Мы продолжим с вами экспериментальную деятельность в других областях знаний.

Список используемой литературы:

  1. Николаева, С.Н., Комарова, И.С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., Изд-во ГНОМ и Д, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here