Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Новосадовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Конспект урока по математике в 4 классе

«Упражнение в решении задач на движение»

Подготовила учитель начальных классов

Юрченко Галина Ивановна 

МОУ « Новосадовская СОШ

Белгородского района Белгородской области»

2012г

Тема «Упражнение в решении задач на движение»

Цель урока: Закрепление умений решения задач на движение, нахождения площади фигуры, части числа.

Задачи:

  1. Закрепить умение самостоятельно анализировать и решать задачи на движение, составлять задачи по схемам.

  2. Развивать навыки устного и письменного счета.

  3. Воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к
    математике, активность и внимание учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, индивидуальные карточки с задачами.

ХОД УРОКА

1 Организационный момент.
Психологический настрой учащихся

Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы. Они пришли посмотреть, как вы готовитесь к переходу в среднее звено школы.

2. Актуализация знаний

Учит нас она быстро считать,
Вычитать, делить и умножать.
Не только в школе, но и в жизни
Задачи всевозможные решать.

О какой науке идёт речь в стихотворении? (о математике)
– Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. А для этого нужно получить допуск для путешествия: вам нужно выбрать правильный ответ для каждого задания и показать соответствующую букву

3. Устный счет.

Задания:

  1. Скорость поезда 90 км/ч, а скорость самолёта в 10 раз больше. Какова скорость самолёта? (900км/ч)

  2. Какое расстояние проехал автомобиль за 4 часа, если ехал со скоростью 60 км/ч? (240км)

  3. Велосипедист проехал 36 км за 2 часа. С какой скоростью он ехал? (18 км/ч)

  4. Чему равна площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 7 см? (98 кв.см)

  5. Сколько стоят 3 блокнота по 18 рублей каждый? (54 рублей)

  6. За 3 блокнота заплатили 18 рублей. Сколько стоит один блокнот? (6 рублей)

На доске – варианты ответов для детей: 

 

А

Б

В

1

80

900

9

2

240

15

24

3

72

38

18

4

98

21

42

5

540

54

6

6

540

54

6

Назовите правильные ответы.
– Выстройте полученные ответы в порядке возрастания чисел.
 (6, 18, 54, 98, 240, 900)
– Перевернём карточки с числами и узнаем ключевое слово урока.
 (Задача)
4.
Сообщение темы урока и постановка цели урока.

Тема урока: Решение задач на движение.

Какова цель нашего урока? (Определяют дети: закрепить решение задач на движении)
– Что для этого необходимо знать и уметь?
 (уметь находить скорость, время, расстояние, анализировать, составлять план решения)
Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Нам предстоит выполнить примеры на умножение и сложение, решить задачи на движение, закрепить умения нахождения площади фигуры. Вы готовы?

(Да).

5. Повторение изученного материала

-Тогда сказка начинается

-«Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста — Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. И вдруг слышит он чьи то слова «Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законам математики».

Отправился Иван-Царевич в далекий путь. Долго ли, коротко ли шел он — на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той — задания. Справится с ними Иван-Царевич, значит, удержится на веревке и перейдет через реку».

Поможем Ивану-Царевичу?( да)

Индивидуальная дифференцированная работа

Ребята получают карточки с заданиями ( один решает у доски, другой на месте в тетради, затем проходит взаимопроверка)

  1. выполнить вычисления.

5000-3681+48*5-(9180-8810) ( ответ: 1189)

2.выбрать выражение для нахождения площади прямоугольника

х + у, 2х+2у, х*у

Найти площадь прямоугольника, если х=30м, у=32м (Ответ: 960кв.см)

3.Скорость машины 60км/ч, машина ехала 3 часа. Сколько километров она проехала? (Ответ: 180км)

4. Елочные шары разложили в 5 коробок по 6 штук. Колокольчиков было вдвое больше, чем шаров. Их разложили поровну в 6 коробок. Сколько колокольчиков положили в каждую коробку? (Ответ:10 колокольчиков)

5. Решение задач на компьютере.( диск « Проверка знаний по математике в 4 классе»)

Коллективный анализ задачи у доски

Задача: В 7 час утра от двух пристаней отправились навстречу друг другу два теплохода и встретились в 10 час того же утра. Расстояние между пристанями было270 км. Скорость одного теплохода 40 км/ч.

Что можно сказать про эту запись? (это небольшое сообщение)
– Почему это нельзя назвать задачей? ( нет вопроса)
– Придумайте вопрос. ( Найти скорость второго катера)
– О чём задача? (о встречном движении теплоходов)
– Что известно? (время встречи, расстояние между пристанями, скорость одного теплохода)
– Что надо узнать? (скорость второго теплохода)
– Что поможет решить эту задачу?(знание правила нахождения скорости)
– Переведём условие и вопрос задачи на язык схемы.
– Проанализируйте задачу.(Условие задачи : Мы знаем время движения 3 часа, так как выехали в 7 час, а встретились в 10 час., знаем расстояние и скорость одного теплохода. Вопрос задачи: найти скорость второго теплохода)

 (Все остальные дети слушают и дают оценку анализу отвечающего)
– Что ещё поможет нам успешно решить задачу? (
план решения задачи)
– Составьте план решения.
 
(Найти: 1)время

2) общую скорость
3) скорость второго катера

Теперь можем решить задачу?
– Запишите решение задачи. ( один ученик записывает решение на доске, остальные –самостоятельно)
– Взаимопроверка с соседом по парте.
– Поднимите руки, кто правильно решил задачу.
– Кто решил задачу другим способом?
– Итак, что помогло вам успешно справиться с задачей?

Проверка решений по карточкам у доски.

6. Работа над темой урока

Решение задачи на движение

«С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за

ней  лес.  Лесная тропинка привела Ивана к  избушке  на курьих  ножках.

Вошел он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: «Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с задачей. Примеры я решать умею, а вот с задачами мне трудно разобраться

7. Самостоятельная работа

Задача : Кикимора проехала 240 км за 4 часа, а Леший это же расстояние за 3 часа. У кого из них скорость была больше и на сколько?
– Прочитайте задачу.
– О чём она? ( о сравнении скоростей)
– В предыдущей задаче нам помогла схема. Какая ещё краткая запись может помочь? ( Таблица)
– Ученик уже составил таблицу. Проверьте её.

 

S

V

t

Кикимора

240 км

4 ч

? км/ч

Леший

? км

3 ч

? км/ч

Какие ошибки вы заметили? ( не правильно поставлены данные задачи)
– Исправьте их.
– Что ещё помогает решить задачу? (знание правила нахождения скорости)
– Проанализируйте задачу в паре.
– Можем ли мы, не решая задачу, сделать прикидку: чья скорость будет больше? ( Можно. Скорость Лешего будет больше)
– Почему так думаете? ( Расстояние одинаковое, а время Лешего меньше, чем Кикиморы)
– Опираясь на этот вывод, решите задачу в любой форме.
– Кому необходима помощь?

Некоторым детям можно дать карточку с планом решения: 
Найти: 
1) скорость Кикиморы
2) скорость Лешего
3) на сколько больше скорость Лешего?

Решение у доски.
Самопроверка.

Решение задачи на движение в противоположные стороны. 

— «Вот теперь, — говорит Баба Яга, — могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею». «Нет, — говорит Иван-Царевич, — мне надо скорее. Дай мне лучше ступу». «Что ж, бери. Да только вместо топлива работает она у меня на математическом ускорителе. Если рассчитаешь ее скорость правильно, то сможешь взлететь. Слушай задачу (на доске вывешивается плакат с чертежом):

« Из дворца Кощея Бессмертного одновременно в противоположных направлениях вылетели Баба Яга в ступе и Змей Горыныч. Через 10 с. они оказались на расстоянии 650 м. Скорость Змея Горыныча равна 30 м./с. Найди скорость Бабы Яги». ( Ответ 35 м/с )

(Дети решают и записывают решение задачи самостоятельно. Затем проводится фронтальная проверка решения )

8.   Закрепление изученного материала   

  Самостоятельная работа

«Молодец, Иван-Царевич. Открою тебе два секрета Кощея. Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке. И открыть ту шкатулку можно, решив задания, написанные на ней»

нужно выбрать задачу по своим силам, решить её, а затем отметить правильное решение на карточке.

Задача 1. Для посадки привезли саженцы яблонь на 3 машинах, по 19 саженцев на каждой, и саженцы слив на 4 машинах, по 20 саженцев на каждой. Сколько всего саженцев привезли для посадки?

Задача 2.  Велосипедист проехал 54 км за 3 часа. Какое расстояние проедет за это же время мотоциклист, если его скорость на 22 км/ч больше скорости велосипедиста?

Карточки решений

Задача  1

20 · 4 – 19 · 3 = 23 (с.) 
19 · 3 + 20 · 4 = 137 (с.) 
19 · 3 + 20 : 4 = 62 (с.)

Задача  2

54 :  3 + 22 = 40 (км)
(54 : 3 + 22) · 3 = 120 (км)
54 : 3 + 22 · 3 = 84 (км)

9. Физкультминутка проводится по методике Базарного Н.Ф. с использованием офтальмологического тренажера, расположенного на потолке.

10. Повторение изученного материала

Решение задачи на нахождение площади фигуры, дроби числа. 

            «Поблагодарил Иван Бабу Ягу,  сел в ступу и улетел. Увидел Кошей

Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: «За невестой пришел, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе всего одну задачку. Решишь ее — забирай Елену Прекрасную, а не решишь — голова твоя с плеч долой». Делать нечего, согласился Иван. Говорит Кощей: «Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из трех залов. Площадь зала, где мы с тобой стоим, имеет форму прямоугольника со сторонами 24 и 30 метров. Площадь второго зала составляет 3/4 площади первого, а площадь третьего в 2 раза больше площади второго. Найди площадь всего дворца».

(На доске дети записывают краткое условие. После устного разбора учащиеся записывают решение задачи по действиям с пояснениями).

I- ?, 24 х 30 (м2)

II-?3/4 от первой

III-?, в 2 раза больше, чем вторая

Ответ: 2 340 м2.

-Решил Иван-Царевич задачу, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе подбирался Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. В тот же миг шкатулка открылась. Иван взял в руки иглу и переломил ее. Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла Елена Прекрасная.

Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная восхитилась Иваном, похвалила его и отправились они домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

11. Подведение итогов урока.

-Вот и закончилась сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? (Ответы детей: учит взаимопомощи)

-А что можно сказать о тех людях, кто помогает другим людям? Какие они?

— Добрые, отзывчивые, чуткие, доброжелательные, милосердные.

-А урок математики вам понравился? Чему мы учились сегодня? Что повторяли?(Ответы детей: повторяли задачи на движение, нахождение площади, нахождение части числа, развивали вычислительные навыки)

Самооценка.

12 Домашнее задание : Книга, стр.119 №502, №499

Литература.

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В..: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011г.

  2. Диск к компьютеру. Уроки математики. Проверка знаний ( 4 класс ) 1с:образовательная коллекция.2010г

  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/reshenie-zadach-na-dvizhenie-4-kl

  4. http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/4165.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here